Урок биологии «Лист. Внешнее строение»

Разделы: Биология


Цель урока: формирование представлений о листе как элементарном боковом органе побега.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания учащихся о вегетативных органах растения, выяснить какое строение имеет лист, изучит классификацию листьев, рассмотреть видоизменения листьев, показать значение листьев в жизни растений.
  • Развивающие: развить умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес к предмету и творческую активность.
  • Воспитательные: воспитывать личные качества учащихся: коммуникативность, самостоятельность; воспитать экологическую грамотность учащихся.
  • Коррекционные: развить грамотную речь, расширять словарь учащихся, корректировать произношение биологических терминов.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями:

  • Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности на уроке и её мотивом, развитие нравственно-этического оценивания событий.
  • Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, контролировать и оценивать процесс и результат обучения; установление причинно-следственных связей, выбор основного критерия для классификации.
  • Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, ставить цели, прогнозировать результат деятельности, владеть самооценкой и самоконтролем.
  • Коммуникативные УУД: умение находить способы взаимодействия и инициативное сотрудничество, как с учителем, так и со сверстниками; точно и с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: гербарии, комнатные растения, ножницы, бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.

Определение отсутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивация, формирование цели урока.

Начинаем наш урок, на котором мы будем познавать мир растений. Чему же он будет посвящен? Попробуйте догадаться сами.

Речь пойдёт об удивительном органе цветкового растения. Его воспевали многие поэты. М.Лермонтов писал о нём:

Он оторвался от ветки родимой,
И в степь укатил он, жестокою бурей гонимый.
Засох и увял онот холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до чёрного моря.

А вот строки Ф.Тютчева:

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!

Догадались? Речь идёт о листе.

Тема  урока: “Лист. Внешнее строение”.

- Для чего изучать строение листьев?

- Как вы сформулируете цель нашего урока?

Цель урока: познакомится с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения.

3. Актуализация знаний.

Прежде чем переходить к изучению новой теме вспомним: какие органы цветковых растений вы знаете, кроме листа?

Мы подробно изучили корень и стебель. Какую функцию для растения выполняет корень?

И для чего растению стебель?

А вот для чего растению лист мы сможем ответить, когда подробно изучим внешнее и внутреннее строение листа. Сегодня на уроке мы подробно остановимся на внешнем строении листа.

4. Изучение нового материала.

Основная часть листа обычно плоская, расширенная – это листовая пластинка, которая прикреплена к стеблю при помощи черешка. Если черешок есть, то лист черешковый, если нет, то лист сидячий.

Работа в рабочих тетрадях.

Откроем рабочие тетради на с.22, задание №33. Рассмотрим рисунок, подпишем названия основных частей листа.

В природе лист может принимать самые разные формы. И классифицируют лист по разным признакам, например по форме листовой пластинки.

Форм очень много остановимся на наиболее простых.

Демонстрация листьев.

На что похожи по форме листовые пластинки этих листьев?

Липа – на сердечко, стрелолист – на стрелу, осина – на круг.

Формы листовых пластинок:

- сердцевидная (липа)

- стреловидная (стрелолист)

- округлая (осина)

Есть удивительное тропическое растение Виктория амазонская, которое имеет листовую пластинку округлой формы. Об этом растении подготовлен доклад учащимся.

У листьев разная не только форма листовой пластинки, но и края листовой пластинки.

Лист по краю листовой пластинки может быть:

- цельнокрайний (сирень)

- зубчатый (яблоня)

- пильчатый (крапива)

- волнистый (фиалка)

Но и на этом классификация листьев не заканчивается. Чтобы разобраться ещё в одной классификации, поработаем с гербарием.

- Сколько листьев на черешке сирени?

Если на черешке одна листовая пластинка, то такой лист называют простой.

- Сколько листовых пластинок на черешке клевера?

Если на черешке листа несколько листовых пластинок, то лист сложный.

Таким образом по числу листовых пластинок на черешке листья делят на:

- простые (липа)

- сложные (каштан)

А сейчас послушайте загадку о растении:

Не сосна он и не ёлка,
Хоть зелёный и в иголках.
А живёт он на окошке
В разноцветненьком лукошке. (Кактус).

- Где же у кактуса листья?

Листья кактуса видоизменились и превратились в колючки.

- Почему это произошло?

Кактус произрастает в засушливых районах. У листьев одна из функций – испарение воды. С большой площади поверхности листовой пластинки может испариться много воды. Листья кактуса видоизменились, испарение стало минимально. Колючки служат также в качестве защиты от поедания растения животными.

Это видоизменение носит приспособительный характер.

К видоизменениям листьев относит усики гороха, которые выполняют опорную функцию. Усики закрепляются за некоторую опору и выносят стебель растения вверх (у винограда, огурца).

Ещё бывают удивительные листья, называются они ловчие. О них подготовили сообщения учащиеся.

Сообщения о росянке, венериной мухоловке, непентесе.

5. Закрепление нового материала.

Перед вами комнатное растение сингониум (демонстрация). Рассмотрим его лист.

Охарактеризуйте лист сингониума по известным нам классификациям, заполнив тесты.

Тест по теме “Лист”

1. Форма листовой пластинки:

А) сердцевидная

Б) стреловидная

В) округлая

2. Край листовой пластинки:

А) цельнокрайний

Б) зубчатый

В) пильчатый

3. По числу листовых пластинок на черешке:

А) простой

Б) сложный

Оглашение учителем правильных ответов.

Самопроверка.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Достигли ли мы поставленной на уроке цели?

- Что вам запомнилось на уроке?

- Что запомнили нового?

- Что было трудным?

- О чём захочется рассказать друзьям?

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Учебник с.42-43, отвечать на вопросы. Подготовить сообщение о комнатном растении, растущем у вас дома (рассмотреть листья, с точки зрения изученной классификации).

Литература, используемая для подготовки к уроку.

1. Афонькин С.Ю. “Самые удивительные растения”. – СПб.: БКК, 2013.

2. Мамонтов С.Г. “Биология: Справочное издание”. – М.: Высш.шк.,1992.

3. Плешаков А.А. “От землидо неба. Атлас определитель”. – M.: Просвещение, 2014.