Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цели урока:
- Закрепить знания о темпераменте, типах темперамента;
- Сформировать навыки анализа особенностей поведения людей в зависимости от типа темперамента и характера;
- Развить навыки самоанализа при осознании своих особенностей и черт характера.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Ход урока
I. Мы с вами закончили изучение тем “Темперамент” и “Характер”
Сегодня мы проверим знания по этим темам и попробуем связать понятия “Темперамент” и “Характер”, определив, что же между ними общего и есть ли различия.
Очень часто люди путают эти два понятия и принимают черты характера за свойства темперамента.
Итак, тема нашего урока “Связь темперамента и характера”
II. Проверка знаний о темпераменте.
Давайте вспомним, что же такое темперамент?
Что включает в себя понятие динамика?
Назовите прилагательные, которыми можно описать темперамент?
(подвижный, активный, пассивный, медлительный, вялый, эмоционально устойчивый, эмоционально неустойчивый, вспыльчивый, уравновешенный).
Посмотрите на экран – кто этот ученый и какое отношение он имеет к нашей теме?
(Слайд 2)
Назовите типы темперамента.
Девиз темперамента (Слайд 3)
Как вы думаете, какой девиз выбрал бы сангвиник? Холерик? Флегматик? Меланхолик?
III. Предлагаю разделиться на две команды и поиграть в “Ассоциации” - соотнесите типы темперамента с явлениями природы
Отобразите свои ассоциации в эмблемах, не указывая типы темперамента, обменяйтесь эмблемами с другой командой – пусть они попытаются определить ваш выбор.
Какой мы можем сделать вывод: почему эмблемы оказались похожими?
IV. Как вы думаете, нужно ли знание типов темперамента учителю? Для чего?
Наше следующее задание называется “Учитель” - предлагаю двум членам от каждой команды определить по характеристикам учеников типы их темперамента. (Каждому по две характеристики) (Приложение 1)
В это время мы с вами определим по слайдам, какой тип темперамента изображен на экране? (Слайды 4-7)
Проверка задания “Учитель”.
А ученикам нужно знать тип темперамента учителя? Почему?
V. Как в повседневной жизни нам помогают знания темперамента?
Надеюсь, теперь вы проявите свои артистические способности –
Ролевая игра “Контролер и заяц” – нужно обыграть ситуацию в трамвае, контролер и “безбилетник” - люди с разными темпераментами.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
Тест на определение темперамента (Слайды 9-11)
VI. Молодцы, вы показали хорошее знание темперамента! А что вы знаете о характере?
- Что такое характер?
- Когда мы можем говорить о наличии у человека определенных черт характера?
- В чем, по-вашему, сходство в определении темперамента и характера? (Это индивидуальные особенности)
- А в чем отличие? (Темперамент является врожденным, а характер формируется и меняется в течение жизни)
Проверка знаний о чертах характера.
Игра “Аукцион” - от каждой команды – черта характера.
VII. Связь темперамента и характера. Как мы уже говорили, темперамент больше определяется биологическими особенностями организма и психодинамическими свойствами его нервной системы.
Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут, например, быстрый, подвижный, резкий, вялый, а качествами характера – трудолюбивый, дисциплинированный, аккуратный, бережливый.
Считается, что в формировании характера большую роль играет воспитание и самовоспитание. Известный психолог Л.С. Выготский писал, что “темперамент есть наличная предпосылка, а характер – конечный результат воспитательного процесса”.
Как вы понимаете это высказывание?
Однако особенности темперамента могут противодействовать развитию определенных сторон характера.
Флегматику, например, труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность.
Для меланхолика серьезная проблема – преодоление робости и тревожности.
Холерикам не хватает сдержанности и самокритичности, сангвиникам - постоянства.
Но, серьезно и последовательно занимаясь своим самовоспитанием, можно активно влиять на формирование своего характера.
VIII. Проверочное задание “Эксперты” (задание каждому) – письменно на бланках соотнести знания типов темперамента с качествами личности. Проверка задания выборочно – два человека от каждой группы. (Приложение 2)
IX. Отрывок из м/ф. “Алеша Попович и Тугарин Змей”. (Приложение 3)
Две команды:
1 – определяет типы темперамента героев мультфильма,
2 – определяет черты характера этих же героев.
X. Домашнее задание: Мои черты характера: “+” и “- ”. опишите свои черты характера, разбив их на две группы – положительные и отрицательные.
XI. Подведение итогов.
Кроссворд по теме (Слайды 15-22)
В чем связь темперамента и характера?
Темперамент, являясь врожденным, служит основой для формирования характера.
Список литературы:
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. институтов /А.В.Петровский и др.- М.; Просвещение, 2001.
- Самоукина Н.В.Игры в которые играют...-Дубна: “Феникс”, 1996.
- Как улучшить память/М.Курланд: Пер.с англ. Г.Кривошеиной.- М.:Изд-во Астрель, 2003.
- Оптические головоломки. Пер. с англ. Е.Токаревой. – М.: Эгмонд Россия Лтд, 2003.
- Человек: психология: Кн.для учащихся ст.классов / Коломинский Я.Л.-М.; Просвещение, 2002.
- Пономаренко Л.П.Психология для старшеклассников: В 2 ч.-М.; Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Человек: психология: Кн.для учащихся ст.классов/ Коломинский Я.Л.- М.; Просвещение, 2002.
- Я - целый мир: программа развития личности подростков и юношества. Одинцова М.А. Изд-во: ИТП, 2005.