Цель – развитие эмоциональной сферы детей и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.
Образовательные задачи:
- раскрыть сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют;
- учить понимать своего собеседника по выражению лица и тела, жестам, эмоциям;
- учить различать определенные эмоциональные состояния окружающих на примере сказочных героев;
- упражнять в выражении эмоциональных состояний;
Развивающие задачи:
- развивать эмоциональную произвольность;
- развивать умение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
Воспитательные задачи:
- воспитывать стремление совершать добрые поступки,
- воспитывать чувство доброты, сопереживания и сочувствия.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое.
Оборудование и материалы: телевизор (монитор), ноутбук, ковер-самолет, сундучок, игрушки (лук, паук, машинка, цветок, лимон, конфета), светильник-смайлик, заготовки цветов с разным эмоциональным состоянием, заготовка цветочной поляны на ватмане, медальоны с улыбающимся солнышком, музыкальное сопровождение: Релаксационная музыка “Птицы” (Приложение 1), Starsheklassniki2_–_Ljubovnaya_tema. Mr.Jambo Hits (Приложение 2), Александр Ермолов “Гномик” (приложение 3), Анатолий Лядов “Музыкальная табакерка” (Приложение 4).
Форма организации занятия: занятие с детьми 5-6 лет, строится на знании возрастных норм и возможностей детей дошкольного возраста, проводится в подгруппе 8-10 человек, исходя из того, что для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками эта форма наиболее приемлема. Продолжительность занятия 25 минут. В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятия, и его содержательное наполнение. Осуществляется дифференцированный подход, каждому ребенку предоставляется возможность высказать свое мнение, по необходимости создается ситуация успеха.
Ход занятия
За минуту до начала занятия включается музыка, чтобы дети услышали первые сказочные звуки (приложение 1). (Слайд 2)
1. Приветствие “Давайте поздороваемся”
Педагог: Здравствуйте ребята, я очень рада с вами встретиться. Вы сегодня здоровались друг с другом? А давайте еще раз поздороваемся только необычным способом, хотите узнать каким? Тогда становитесь в круг повернитесь к своему соседу и поздоровайтесь ручками, спинками, носиками, обнимите друг друга и скажите “Привет”.
2. Игра “Комплимент”
Педагог: Я принесла вам волшебный фонарик добра, сила его увеличивается от добрых и ласковых слов. Давайте мы будем по кругу передавать фонарик, называть своё имя, и скажем добрые и ласковые слова всем ребятам (дети передают клубок, называют своё имя и комплимент). (Какие ребята в вашей группе, мальчики скажите что-нибудь приятное девочкам и наоборот). - Ой, смотрите, от ваших добрых слов фонарик зажегся.
Педагог: У меня сегодня очень хорошее настроение.
- А с каким настроением вы сегодня пришли? (ответы детей)
- Как можно по человеку определить, какое у него настроение? (ответы детей)
Педагог: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
- А у вас есть любимые сказочные герои? (ответы детей)
- А они хорошие или плохие? (ответы детей)
- А как можно определить хороший герой или плохой? (ответы детей)
3. Создание мотивации “Поможем Белоснежке” (загорается экран, появляется Белоснежка, просит помощи). (Слайд 3)
Педагог: Ребята, поможем Белоснежке помирить гномов? (ответы детей)
4. Релаксационное упражнение “Полет на ковре-самолете”
Педагог: Чтобы нам их помирить, нужно попасть в сказку. А хотите, отправиться в сказку, на волшебном ковре-самолете? Тогда занимайте места. Садитесь поудобнее.
Закройте глаза. (Звучит музыка – приложение 2) (Слайд 4)
Раз, два, три, четыре, пять...
Начал наш ковер взлетать. Почувствуйте, как вы медленно начинаете подниматься над землей все выше и выше, к белым пушистым облакам. Вы летите на ковре-самолете по небу.
Над полями, над горами, над глубокими морями.
Не успели удивиться, как пора уж приземлиться!
Среди гор, в стране чудес, где растет столетний лес.
Пять, четыре, три, два, один! Откройте глазки.
Педагог: Вот мы с вами и оказались в сказке! Ой, смотрите, а вот и домик гномов, только почему-то никого нет. А как же нам узнать из-за чего они поссорились? Ребята, а вы ссоритесь? А из-за чего вы ссоритесь? (ответы детей)
На экране появляется Гном, просит помочь. (Слайд 5)
Педагог: Уважаемый Гном, расскажите, из-за чего вы поссорились, что случилось?
Гном рассказывает историю ссоры.
Педагог: Ребята, чтобы помочь гномам помириться, давайте вспомним, что такое хорошо и что такое плохо.
5, Игра “Хорошо-плохо” (детям предлагается оценить поступки и действия с 2 позиций: хорошо это или плохо? хорошие поступки – хлопаем в ладоши, плохие поступки – топаем ногами). (Слайды 6-11)
6. Игра “Волшебный сундучок” (Слайд 12)
Педагог: Смотрите, а тут еще какой-то необычный сундучок стоит. А я знаю, это волшебный сундучок в нем заколдованы эмоции. Чтобы помочь гномам нам надо эти эмоции расколдовать. Сейчас я буду доставать предметы, а вы попробуйте изобразить, какую эмоцию они у вас вызывают (лук (грусть, слезы), паук или змея (страх), сломанная игрушка (грусть), цветок, лимон, конфета (радость))
На экране появляются грустные обиженные Гномы. (Слайд 13)
Педагог: Посмотрите, а вот и наши гномы. Какие они? (ответы детей)
- Что нужно сделать, чтобы поднять им настроение? (ответы детей)
Педагог: У меня есть очень веселая игра, хотите в нее поиграть вместе с гномами? (ответы детей)
7. Пластический этюд под музыку (приложение 3) “Весёлые человечки” (Слайд 14)
Человечки в доме жили, (показываем крышу над головой)
Меж собой они дружили (пожимаем руки друг другу)
Звали их совсем чудно –
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо. (хлопаем в ладоши)
Удивлялись человечки:
– Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо! (пожимаем плечами, поворачиваясь друг к другу)
Им собака шла навстречу (имитация ходьбы на месте)
И вздыхала глубоко (вздыхаем)
Засмеялись человечки:
– Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. (исполняем “пружинку”)
Хочешь, милая собачка мы прочтем тебе стихи? (наклон головы в разные стороны)
Улыбнулась тут собака, завиляла им хвостом. (улыбаемся друг другу, “виляем хвостиком”)
Долго ей стихи читали и смеялись все потом! (потопываем ногами)
Веселились человечки и собака:
Ха-ха-ха (потряхиваем головой)
Вот такая получилась у нас славная игра!
(Слайд 15)
Педагог: Ребята, смотрите, а гномы все равно грустные. А вы помните, из-за чего они поссорились? (ответы детей)
- Ну как же мы будем их мирить? (ответы детей)
8. Изготовление группового коллажа “Полянка доброты”
Педагог: А давайте сделаем вот что. Смотрите у нас с вами на столах очень красивые цветы, но не простые – а волшебные, у них у всех свое настроение. Давайте с вами выберем цветы с веселым настроением, эмоциями и посадим их перед домом на полянке, Белоснежка очень обрадуется. (Звучит музыка – приложение 4) (Слайд 16)
Педагог: Смотрите, ребята, у нас получилась настоящая полянка доброты.
На экране появляются веселые Гномы и Белоснежка, благодарят за помощь. (Слайд 17)
Педагог: Какие вы молодцы, но теперь нам пора возвращаться, занимайте места на нашем ковре-самолете. (Звучит музыка – приложение 2) (Слайд 18)
9. Рефлексия
Педагог: А пока мы с вами летим, скажите, пожалуйста:
- Какое важное дело мы сегодня сделали? (ответы детей)
- А какое самое важное правило мы должны помнить, чтобы помириться, если вдруг поссорились? (умение договориться и уметь попросить прощение) (ответы детей)
Педагог: Ну, вот мы и вернулись. Мне было очень приятно сегодня путешествовать (перечисление всех детей по имени). А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу “Спасибо!””.
10. Сюрпризный момент – вручение медальонов “Хорошее настроение” (Слайд 19)
Педагог: Я хочу подарить вам такие медальоны, но они не простые, а волшебные. Когда вам будет грустно, вы его оденьте и улыбнитесь солнышку в ответ. Настроение у вас сразу станет лучше.
Литература
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
- Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – Москва, 2008. (Приложение к журналу “Воспитатель ДОУ”.)
- Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – Москва, 2002.
- Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – Москва, 2008. (Библиотека журнала “Воспитатель ДОУ”.)
- Музыкальное сопровождение:
- Релаксационная музыка “Птицы”
- Starsheklassniki2_–_Ljubovnaya_tema. Mr.Jambo Hits
- Александр Ермолов “Гномик”
- Анатолий Лядов “Музыкальная табакерка”
- Интернет-ресурсы: