Интегрированный урок-путешествие (география + математика) по теме «Внутренние воды Северной Америки»

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (48 МБ)


Цель: показать межпредметные связи урока математики и географии при изучении рек, озер Северной Америки.

Задачи урока:

Учебно-познавательная:

  • познакомить учащихся с особенностями рек и озер материка: источниками питания, режимом рек и характером их течения, распределением рек и озер по континенту;
  • показать взаимосвязь между компонентами природы (" река - продукт климата и рельефа").

Развивающая: направленность на творческое и аналитическое мышление, образное видение изучаемого объекта, развитие умений работать с географической информацией, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся, расширение кругозора, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях.

Воспитывающая: умение грамотно отвечать на вопросы, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.

Учебно-методический комплекс: атласы; карты (контурная, физическая Северная Америка, климатические пояса мира); учебник, тетрадь, групповые задания, Презентация, видеофильмы.

Методы: практическая работа, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок-путешествие (план см. Приложение).

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, извлечение необходимой информации, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, контроль, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-ориентировочный

Учитель математики. Ребята, перед уроком многие из вас интересовались, почему решили провести уроки географии и математики вместе?! А пояснить это поможет словарь урока, который объясняет значение слова “интеграция”.

Слайд 1. Интеграция (лат. integration – восстановление, восполнение) – процесс сближения и связи наук (Презентация).

Слайд 2. Учитель географии. Девиз урока “Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать” (И.Гете)

Учитель математики. Как вы думаете, ребята, почему ученые разных стран мира – физики, химики, математики – легко понимают друг друга, несмотря на то, что говорят они на разных языках? (спросить и выслушать ответы детей) Ответ прост: у этих наук существует свой язык, удобный и понятный каждому специалисту.

Учитель географии. География тоже имеет свой язык - международный язык географических карт.

Вход в урок:

Учитель математики: подождите, подождите, Надежда Ивановна, не спешите, попросим ребят самих определить тему нашего урока, которую вы узнаете, разгадав кроссворд (Слайд 2).

Слайд 3. Сообщение темы, целей урока. Итак, наша тема: “Внутренние воды”.

Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке?

1. Предполагаемый ответ:

Закрепить навыки преобразований многочленов, получить новые сведения о внутренних водах Северной Америки.

2. Актуализация знаний

Слайд 4. Учитель географии. Беседа (используют атласы)

- Что относится к внутренним водам? (реки, озёра, болота, ледники...)

- Какие крупные реки протекают по материку?

- В какие океаны несут свои воды?

- Где проходит водораздел бассейнов рек, стекающих в океаны? (горы Кордильеры и Скалистые горы)

- Реки какого бассейна самые короткие? Почему?

- У каких рек большая скорость течения? (горных)

-Ребята, какие компоненты природы оказывают существенное влияние на реки? (прежде всего рельеф и климат)

- Какое питание имеют реки материка? (дождевое, снеговое, ледниковое).

II. Организационно-исполнительский

Учитель географии. Мы представляем туристическую фирму, которая должна разработать буклет по рекам и озерам Северной Америки. Для этого мы разбиваемся на группы №1, №2, №3 и отправляемся в путь! Берем с собой свои знания и хорошее настроение!

Слайд 5. Учитель математики. Отправляясь в путешествие, вы должны рассчитать стоимость поездки нашей группы, если она состоит из 20 школьников и двух взрослых. Стоимость билета для взрослых 3200 рублей, а билет для школьника составляет 50 % стоимости билета для взрослых.

Слайд 6. Задача 3. По каким рекам мы будем путешествовать вы должны узнать, выполнив следующие задания. Преобразуйте произведения в многочлены стандартного вида и, используя таблицу узнайте название рек.

4x2 +12x+9 Миссисипи
9y2-4x2 Маккензи
x3- 8 Колорадо

1) ( 2x+3y)(2x-3y);

2) (2y-3x)(2у+3x);

3) (2x+3)2;

4) (2/3x3 +1/2y) (0,5y-2/3x3);

5) (x-2) (x2 + 2x + 4)

Слайд 7. Учитель географии. Так как вы являетесь представителями туристических фирм, поэтому должны знать замечательные объекты природы - реки и озера Северной Америки Миссисипи, Миссури, Маккензи, Колорадо. Для этого, используя текст учебника стр.214-215 и физическую карту атласа составьте описание рек по алгоритму, который находится у вас на столах в планшетах. Работу в группе организуйте согласно инструктажу. Результатом работы будет создание буклета “Внутренние воды Северной Америки”.

Слайд 8,9. Станция Миссисипи (подписывают на контурной карте)

Характеристика реки (Приложение).

- Почему реку Миссисипи сравнивают с Волгой-матушкой?

(равнинный рельеф, климат — полноводная, самая водоносная из-за таяния снегов на равнинах, вода с Аппалачей, дожди).

- Как вы считаете, а какая река на этом материке будет начинать таять с верховья, а замерзать, наоборот, с нижнего течения?

Слайд 10, 11. Станция Маккензи (подписывают на контурной карте)

Характеристика реки Маккензи.

- А теперь давайте обратим внимание на совершенно противоположную по характеру реку – Колорадо.

- Как вы считаете, почему горные реки не такие полноводные как равнинные?

Слайд 12,13. Станция Колорадо

Характеристика реки Колорадо (подписывают на контурной карте).

Учитель географии. Мы посещаем огромное ущелье, которое называется Большой каньон, что значит " труба", его называют восьмым чудом света. Это интересный пример разрушительной деятельности рек.

Слайд 14. Видеофильм “Большой Каньон”. Вы должны просмотреть фильм и ответить на вопросы.

- Какой возраст каньона? (65 млн. лет назад)

- Какова длина каньона? (длина — 320 км).

- Чему равна высота отвесных стен? (достигают - 1000-2000м высоты).

- Какова ширина каньона? (от 25 до 8 км, а в некоторых местах до 120 метров).

Слайд 15. Учитель математики. Путешествие продолжается, вам предстоит определить пункт следующего назначения, выполнив задания. Узнайте названия Великих озер Северной Америки, разложив на множители выражения. Учитывая найденные значения ответы и данные таблицы, узнайте их названия.

(3а-1)2 Верхнее
2х (1-3а) Гурон
х (2х-1) (2х+1) Мичиган
(3а-1) (9а2+3а+1) Эри
(1-3а) (1+3а) Онтарио

1) 6a2x-18a3x;

2)1-9a2;

3) 2a3-18a;

4) 9a2 -6a+1;

5) 27a3-1;

6)2+12a+18a2;

7) 4x3-x.

6. Учитель географии. Великие озера

- Вспомните, какие по происхождению бывают озёрные котловины? (тектонические, ледниковые, вулканические)

Слайд 16.

- Составьте цепочку из озер (по мере падения уровня воды в озерах) Верхнее (183)(самое большое) > Мичиган, Гурон (177) > Эри (174) (р. Ниагара) > Онтарио (75).

Сообщение учащихся, (работа в контурной карте).

Великие озёра являются одними из крупнейших на Земле скоплений пресной воды, уступая в этом показателе, тем не менее, даже взятые все вместе, озеру Байкал. Они связаны между собой реками и каналами и поэтому вода как бы перетекает из одного в другое.

Слайд 17. Их пять – Верхнее, Мичиган, Гурон, Онтарио и Эри. Они являются тектоническими по происхождению, которые образовались в прогибах земной коры.

Слайд 18. По площади озеро Верхнее превосходит озеро Викторию, а озеро Онтарио меньшее из пяти, но превосходит Ладожское, самое крупное озеро в Европе. Средняя глубина их, не будучи очень большой, все же такова, что превосходит среднюю глубину Балтийского и Северного морей. Названия озёр означают: Гурон — имя индейского племени,

Слайд 19. Мичиган — " Большое озеро",

Слайд 20. Эри — имя индейского племени,

Слайд 21. Онтарио — " Красивое озеро".

Слайд 22. Они соединены между собой порожистыми и многоводными реками. Река Святого Лаврентия собирает воду озер и несет их в океан.

Слайд 22. Станция - Физкультминутка. Релаксация под музыку водопада.

Учитель географии. Наш урок насыщен большим количеством информации. Конечно, вы устали. Отдохнуть и слегка расслабиться вы сможете на природе. Закройте глаза, представьте - вы у водопада. Журчит вода, шелестит листва, пение птиц, струй завораживает, тело расслабляется, приходит умиротворение и радость. Это произведение самого оригинального и гениального композитора, а исполнители неповторимы и прекрасны – это ПРИРОДА.

Слайд 23. Учитель математики.

Задача. Узнайте, какая из рек Северной Америки носит название “грохочущая”? Для этого решите задачу. В школе имеется четырехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять с собой, если в путешествие отправились 23 человека?

Миссисипи 5,8
Ниагара 6
Маккензи 5
Колорадо 5,75

Слайд 24. Станция Ниагарский водопад

Администрация турфирмы подготовила для вас видеофильм о водопаде. Отберите главные цифры, характеризующие водопад.

Слайд 25.Чем замечательна река Ниагара " грохочущая"?

Предполагаемые ответы учащихся. Она имеет длину всего 56 км, но на ней находится один из красивейших водопадов — Ниагарский. Возник он 30000 лет назад. Поток несется со скоростью 50 км/час, пропускает 15 млн.м? воды. За это время обрыв, с которого падала река, был на 11 км севернее. Шум слышен за десятки километров, и для общения туристов построили башню " Скайлон".

С 1951г. покорение водопада запрещено. Было одно очень интересное событие в 1848г. 29 марта — затор на озере Эри. Водопад молчал 24 часа.

Необходимо вмешательство человека, чтобы сохранить этот уникальный объект, так как вода разрушает известняк, и вскоре может опустить оз. Эри.

III. Рефлексивно-оценочный. Сегодня мы познакомились с удивительным миром рек и озер Северной Америки, совершив путешествие и создав буклет “Внутренние воды”. Была ли достигнута цель урока?

- Так какой же мы можем сделать вывод об обеспеченности Северной Америки внутренними водами?

Слайд 26. Учитель математики. Что было хорошо, полезно, продуктивно на уроке, об этом мы узнаем, применив методический прием “Шесть шляп мышления”.

Слайд 27. Шляпа информации Итак, на тебе белая шляпа, теперь тебя интересуют ТОЛЬКО ФАКТЫ! Что ты уже знаешь? Какая информация тебе еще необходима? Как можно получить недостающую информацию?

Слайд 28. Шляпа осторожности Итак, на тебе черная шляпа, теперь ты ворчун-пессимист, ты все КРИТИКУЕШЬ! Что тебе не понравилось? Что вызывает сомнения? Придирайся, придирайся, придирайся...

Слайд 29. Шляпа оптимизма. Итак, на тебе желтая шляпа, теперь ты обаятельный оптимист, ты всем ДОВОЛЕН! Что тебе понравилось больше всего? Что принесет тебе успех? Почему это стоит знать, применять?

Слайд 30. Шляпа творчества Итак, на тебе зеленая шляпа, ты невероятно творческий человек, ты ФАНТАЗЕР! Какие новые идеи у тебя возникают? Как можно еще применять полученные знания?

Слайд 31. Шляпа мудрости. Итак, на тебе синяя шляпа, ты размышляешь о пользе, которую несут новые знания, ты МУДРЕЦ! Чего ты достиг? Как следует применять полученные знания для эффективного достижения своих целей?

Слайд 32.Шляпа эмоций Итак, на тебе красная шляпа, ты не думаешь, ты чувствуешь, тебя переполняют ЭМОЦИИ! Чего ты чувствуешь: страх, радость, угрозу, восхищение, желание действовать?..

Слайд 33. Домашнее задание: В рамках урока невозможно побывать на всех водных объектах.

Выполните одно из предложенных заданий:

1. Написать эссе “Мои впечатления о нашем путешествии”

2. Совершить путешествие от устья р. Миссисипи до г. Нью-Йорка через систему внутренних вод. Составить описание маршрута;

3.Составить характеристику внутренних вод С. Америки, используя прилагательное самый(ое; ая)

4. Составить тематический словарь терминов по теме “Многочлены”.

Литература.

  1. Воробцова Т. Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. А. Коринской и др. “География материков и океанов”. Волгоград.-  2002.- 136 л.
  2. Большой справочник по географии.-М.: “Олимп”, “Издательство Астрель”, 2000.- 338 с.