Цель: познакомить с песнями В.Стрелкова о Гжели; выяснить, какой предстает Гжель в песнях композитора.
Оборудование: синтезатор, компьютер, медиапроектор, вырезанные из бумаги цветы и листья с написанными на них словами: сказка, творчество, песня, фантазия, гармония, мастера, умельцы, вдохновение, Родина, красота, талант и т.п.
Примечание: На доске заранее нарисовано дерево. В процессе урока дети прикрепят к нему листочки со словами, характеризующими Гжель в песнях В.П.Стрелкова
Ход урока
Здравствуйте, наш сегодняшний урок мне хочется начать с игры “Угадай мелодию”. Сейчас прозвучат вступления к песням, а вам нужно угадать, что это за песни.
Слайд 1.
Ребята, кто написал музыку к этим песням?
В.Стрелков
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Варианты ответов – о Гжели, о песнях, о музыке Владимира Стрелкова
Тема нашего урока (открыть доску) МИР КОМПОЗИТОРА. ВЛАДИМИР СТРЕЛКОВ – ПЕВЕЦ ГЖЕЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ.
Слайд 2.
Подумайте, что мы должны будем выяснить в ходе урока?
Ближе познакомиться с творчеством В.П.Стрелкова.
Выяснить, как композитор изображает Гжель в своих песнях.
Рассказ учителя о композиторе с демонстрацией фотографий.
(Слайды 3-11)
Владимир Петрович Стрелков родился в Подмосковье, недалеко от г.Егорьевска. Когда ему было 6 лет, родители переехали в Гжель, и в 1 класс маленький Володя пошел в Речицкую школу, которую с успехом и закончил. Отец Владимира Петровича очень хорошо играл на гармони и балалайке, а мама замечательно пела, поэтому мальчик рос в атмосфере музыки. С особой любовью относились в доме Стрелковых к народным песням.
Еще школьником будущего композитора постоянно тянуло к музыке. Он занимался в музыкальной школе г.Раменское в классе баяна. В школе создавался духовой оркестр – Владимир Петрович в нем участвовал, старшеклассники увлеклись игрой на гитаре – и Владимир Петрович тоже себя пробовал в роли гитариста. Достать гитару в то время было очень трудно, но ему повезло – кто-то из знакомых отдал ему свой инструмент. Но любовь к баяну пересиливала все. От игры на гитаре грубели подушечки пальцев, и ему приходилось отпаривать руки в горячей воде, чтобы пальцы чувствовали кнопки баяна.
После школы он закончил музыкальное училище и поступил в институт культуры.
Ребята, нам с вами очень повезло. Владимир Петрович согласился прийти сегодня к нам на урок. Поприветствуем его.
Владимир Петрович, скажите, почему Вы начали писать музыку?
Песням на какие темы Вы отдаете предпочтение?
А какая из Ваших песен о Гжели была первой?
Сейчас мы послушаем отрывок из этой песни в исполнении Заслуженного артиста РФ Эмина Бабаева.
Послушайте и скажите, какой предстает Гжель в этой песне.
Слушаем фрагмент песни “Русская жемчужина”
Слайды 12-22
Вам понравилась песня?
Ответы детей.
Какой предстает Гжель в этой песне?
Красивая земля, с красивой природой, в узорах гжельской посуды сохраняются традиции старины.
Почему Гжель сравнивают с жемчужиной?
Жемчуг – это драгоценность, и наш промысел – тоже очень ценен.
Как музыка помогает увидеть красоту Гжельской земли?
Музыка нежная, плавная, красивая. Мажорная, песня с красивой мелодией
Послушайте фрагмент песни еще раз, а затем выберите из слов, находящихся на ваших партах, те, которые подходят к данной песне и прикрепите их на ветки дерева.
Песня, о которой сейчас пойдет речь, уже звучала в начале урока. Послушайте еще раз эту мелодию и подумайте, какие образы рисует музыка?
Звучит минус “Гжель моя старинная”
Итак, что вы можете представить, слыша эту музыку?
Ответы детей
Какую музыку по стилю напоминает мелодия? Почему?
Музыка похожа на народную. Простая мелодия, размеренный ритм, умеренный темп.
На уроках мы с вами разучивали песню “Гжель моя старинная”. Давайте ее споем.
Поют
Листочки с каким словами можно прикрепить к дереву?
А сейчас я бы хотела для вас спеть одну из своих любимых песен Владимира Петровича, а вы можете мне подпевать.
Песня “Всех в гости ждет родная Гжель” (в исполнении учителя)
Приложение 2 (минус) или Приложение 3 (плюс)
Ребята, поделитесь впечатлениями от этой песни.
Ответы детей.
Подберите эпитеты, и прикрепите их к веткам дерева.
В этом полугодии мы с вами все время говорим о связи музыки и литературы. Думаю, вы со мной согласитесь, что красивая музыка рождается тогда, когда есть красивые стихи. Я хочу представить вам друга Владимира Петровича, поэтессу, автора многих песен о Гжели Елену Владимировну Миронову.
Слово для выступления Е.В.Мироновой. Исполняют песню “Галактика-Гжель”
Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим, что за чудо-дерево у нас получилось. Один ученик читает слова.
А что из этого самое главное?
Главное – это талантливые люди, живущие на Гжельской земле.
Составьте синквейн по теме нашего урока.
Зачитывают синквейны.
Благодарю вас за урок, благодарю наших гостей.