Занятие по развитию речи и лексико-грамматическим категориям по теме «Фрукты» (старшая группа)

Разделы: Логопедия


Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить обобщающее понятие “Фрукты”; название фруктов;
  • Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; согласовывать в роде, числе, падеже существительные с числительными;
  • Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 4–6 слов;
  • Пополнить литературный багаж детей стихами, считалками;

Развивающие:

  • Развивать умение составлять рассказ по плану-схеме;
  • Продолжать совершенствовать двигательные умения: ходьба по гимнастической скамейке, подлезание под дугой, перешагивание через предметы;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнёров, умение договариваться.

Словарная работа:

- Активизировать в речи детей слова: название фруктов и фруктовых деревьев (яблоко, яблоня, апельсин, груша, ананас, слива, вишня, банан, пальма). Прилагательные (фруктовый сад, фруктовое дерево, грушевый компот, абрикосовое варенье);

- Продолжать обогащать словарь по лексической теме “Фрукты”.

Оборудование: колокольчик, картина “фруктовый сад”, “мультимедийная установка” кокошники (яблоко, груша, банан, слива, вишня, апельсин, лимон, ананас); картинки 10*10 – груша, яблоко, вишня, апельсин; картинки А 4(слива, вишня, груша -2, апельсин, мандарин, банан -2, ананас, персик, яблоко; разрезные картинки – яблоко -2; муляжи фруктов; конверты; для игры “Четвёртый лишний” (мультимедийная установка); аудиозапись; “волшебная палочка”; схема для составления рассказа – описания; вырезанные картинки овощей, фруктов и ягод, клей, салфетки, кисточки, клеёнки, ватман для коллективной работы.

Ход занятия

1.

Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Справа-друг, и слева – друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Сейчас я вам хочу загадать загадку, послушайте внимательно:

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Кто догадался, о чём эта загадка? (осень).

Мультимедийная установка-картинка осень.

2.

Здравствуй осень, здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

Ребята, я вас хочу пригласить на прогулку в сад. Именно в этом саду мы узнаем, о каких подарках говорит нам осень. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь дорожку. Будьте внимательны, смотрите и с дорожки не сходите. ( под весёлую песенку про осень идут по гимнастической скамейке, перешагивают через “камушки”, проходим через “туннель” – дугу.)

Вот мы и пришли. Как здесь красиво! (мультимедийное сопровождение - “фруктовый сад”) Дети присели на ромашки-подушки.

- Что вы видите перед собой? (деревья, яблоки, груши и т.д.)

- Яблоки, груши, сливы, вишня, банан – это что?

- Где растут фрукты? (на дереве)

- А как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовыми деревьями).

- А если в этом саду только фруктовые деревья, то, как он тогда называется? (фруктовый сад).

- Скажите, пожалуйста, как называется дерево, на котором растут яблоки?

- На каком дереве растут груши?

- Где растут сливы?

- Как называется дерево, на котором растёт вишня?

- А где растут бананы?

- Когда собирают урожай фруктов?

- А зачем нам нужны фрукты, в чём их польза? (ответы детей).

Сейчас мы будем собирать фрукты в корзинку, по очереди называя какой именно фрукты вы будете туда класть: “Я положу в корзинку ананас” и т.д.

3.

Тай, тай, налетай.
Приглашаю на игру,
А названье не скажу.
Всех приглашаю
Никого не обижаю.
Раз, два – мы молчим!
Мы глазами говорим (находят взглядом дружка)
Раз-два, раз-два, мы с тобой теперь друзья! (обнимаются)
Друга за руку возьмём и на “кухню” все пойдём.

Игра “Повар” - (3 компании)

Каждая компания выбирает себе карточку. Посмотрев на неё, посоветовавшись со своим товарищем, решите, какие блюда вы могли бы приготовить из данного фрукта. Дети присели на стульчики в кукольном уголке.

Молодцы! Вы хорошими помощниками будете для своих мам и бабушек.

- Скажите, а если я решу сварить компот из груш, то, как он будет называться? (ответы детей).

- А если мне захочется из банана сделать пюре, то какое оно будет?

- Сок из апельсина какой?

- А напиток из лимона?

- Варенье из абрикосов, как называется?

Хорошо!

4. Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть:

Я карточки и для вас расставлю.
Сливы, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин,
Яблоко и ананас –
Все они волнуют нас,
Потому что это фрукты
Кисло – сладкие продукты.

Игра “Один, одна, одно”.

Пока играет музыка, вы передвигаетесь по кругу подскоками, как только музыка остановилась, вы выбираете фрукт, про который можно сказать...один,... одна,...

5. Есть у меня ещё игра, вам понравится она. Вы по карточке возьмите и их в картинку соедините.

(2 “разрезных” яблока – объединение в 2 компании)

- Что у вас получилось? (яблоко)

Выберите командира в своей компании.

Игра “Лучший говорун” (подбор прилагательных к существительному – муляж яблока).

Передавая яблоко из компании в компанию, вы должны говорить, какое яблоко....

И посмотрим, в какой же компании настоящие говоруны. Дети стоят - две компании напротив друг друга.

6. Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.

Для следующей игры давайте разделимся на 3 компании с помощью слов с названием фруктов – яблоко, груша, апельсин (дети строят башню из ладошек).

Я нашла вот здесь в корзинке очень странные картинки. Вы внимательно взгляните, что здесь лишнее скажите.

Игра “Четвёртый лишний” (мультимедийное сопровождение) Дети присели на ромашки-подушки.

7. Составление по схеме рассказа – описания про любимый фрукт.

Есть у меня друзья палочка одна. Палочка не простая, волшебная.

Хотите, я ей сейчас взмахну, и волшебство произойдёт:

Раз, два, три – палочка волшебная помоги,
Ребят в “фрукты” преврати.

(Дети одевают кокошники).

Сколько фруктов! Все разные, ароматные, красивые, каждый попробовать хочется.

- А давайте с вами познакомимся!

Игра “Давайте познакомимся”.

Расскажите о себе. А поможет вам описать “себя” схема.

(Заслушивается 3 рассказа). Дети сидят полукругом на стульчиках.

А с остальными фруктами мы обязательно познакомимся в следующий раз, когда опять придём гулять во фруктовый сад.

Палочка волшебная помоги,
Фрукты” все в ребят преврати.

(Дети снимают кокошники и ставят их под стул).

Итог.

Вот и время нашей прогулки истекло. На память о нас давайте, в этом саду оставим яблоню с яблоками. Сейчас вы выберите только одно яблоко:

- если вы сегодня старались, у вас всё получилось – возьмите красное яблоко;

- если, вы старались, но у вас не всегда всё удавалось – возьмите зелёное яблоко;

- а если вы просто хорошо отдохнули и не чего не делали – возьмите жёлтое яблоко.

Давайте эти яблоки повесим на яблоню (рефлексия).

Для вкусного компота на обед в детский сад давайте принесем из фруктового сада корзину с фруктами. (Ребята из множества картинок овощей, ягод, фруктов, должны выбрать картинку с фруктами и приклеить её). Пока дети клеят фрукты играет спокойная музыка).

Не забывайте фрукты кисло-сладкие продукты.