Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, за свой город; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, лист ватмана, цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей.
Ход мероприятия
Учитель: Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня... Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами – прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал, казалось все невозможное. 22 июня – день памяти героев, павших в боях за свободу нашей Родины. Незаживающая рана, память о погибших, в душах жен, матерей, отцов. Ребята, я сейчас произнесу одно-единственное слово, а вы мне постараетесь рассказать, что вам представляется, когда вы его слышите. Слушайте внимательно, это слово – “ВОЙНА”. Что вы представляете?
(Ответы детей: танки, солдаты, стрельба и т.д.)
Учитель: Давайте с вами вместе подумаем, что же несёт людям война.
(Ответы детей. Если им трудно, учитель может задавать наводящие вопросы:
Меняется ли жизнь людей во время войны и почему?
Может ли быть голод в стране и почему?
Как живут дети во время войны, продолжают ли учиться? Если да, то только ли учёба для них является теперь главным занятием и почему?
Как помогают дети во время войны? и т.д.)
Учитель: 22 июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной войны. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кто пережил все тяготы и горести этих лет.
(Данное мероприятие проводилось в школе накануне выпускного вечера, поэтому школа, крыльцо и школьный двор уже были украшены к выпускному).
Учитель: Я сейчас расскажу вам, как началась война. Вы видите, что у нас сегодня украшена школа, крыльцо, повсюду шарики, цветы... Кто может сказать, почему?
(Ответы ребят: потому что сегодня у старшеклассников будет выпускной вечер, они получат аттестаты, их будут поздравлять родители и учителя. Выпускной вечер – это праздник, старшеклассники будут танцевать до утра, а потом пойдут встречать рассвет).
Учитель: Молодцы, ребята, вы всё правильно рассказали. Сегодня старшеклассники придут красивые, нарядные, радостные. У них сегодня очень важный и счастливый день. Представьте, какими радостными они сегодня будут! Так вот в ночь на 22 июня 1941 года во многих средних школах и училищах страны тоже состоялись выпускные вечера. Играли духовые оркестры, сияли счастливые лица выпускников, и, конечно, были танцы, танцы до утра! А ещё надежды на новую жизнь, на светлое будущее!.. (Приложение 1).
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
И вдруг по радио прозвучало вот такое объявление (Приложение 2).
Всё... Вы только представьте, как внезапно радость сменилась горем. А чей голос прозвучал по радио?
(Ответы ребят: голос Юрия Левитана. Если ребята затрудняются ответить, тогда его называет учитель и рассказывает о нём).
Учитель: Именно Левитан объявил о нападении фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года. Именно он читал сводки Информбюро все 1418 дней войны. Именно он 9 мая 1945 года сообщил: “...Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы! Поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны!”
Осенью 1941 года Юрия Левитана из Москвы тайком вывезли в Свердловск (сегодня — Екатеринбург). Радиостудия находилась в подвале одного из домов, а сам диктор жил в бараке поблизости, его постоянно охраняли агенты НКВД. Только посвящённые знали, как выглядит Левитан и где он находится. В марте 1943-го диктора тайно перебросили в Куйбышев (Самару). Информацию о том, что военные сводки на самом деле зачитывались не из Москвы, рассекретили только через 25 лет после Победы.
Такие меры безопасности объяснялись просто — голос Левитана оказывал такое сильное влияние на людей, что Гитлер объявил диктора врагом номер один (а Иосиф Сталин был объявлен “врагом номер два”). Германские спецслужбы разработали целый план по похищению Левитана, а за его голову была объявлена награда — 250 тысяч немецких марок.
Потом, после начала войны, сочинили песню о нападении Германии. Послушайте её. (Приложение 3)
В неимоверно тяжёлых условиях жила и боролась страна. Она превратилась в огромный боевой лагерь, охваченный единым порывом изгнать врага с нашей земли. Люди, забывая об отдыхе, сутками не уходили с заводов, стремясь дать фронту как можно больше танков, самолётов, оружия, боеприпасов. Героически трудились в тылу женщины и дети.
Около двадцати семи миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Может, вам трудно представить, насколько это огромное число. Но вы все же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это около пятидесяти лет поминальной молитвы. Как вы считаете, это долго?
(Ответы детей: почти всю жизнь).
Учитель: Да, ребята, это немного меньше человеческой жизни. А ведь наверняка у каждого из вас кто-то служил на войне – дедушки, прадедушки, бабушки... У кого кто-нибудь служил на Великой Отечественной войне? (Дети поднимают руки). А кто может рассказать нам о своих родственниках?
(Рассказы нескольких детей, подготовленных заранее, можно с фотографиями из семейных альбомов. Также можно спросить и остальных желающих).
Учитель: А ещё именами героев названы улицы нашего города. Давайте мысленно прогуляемся по Юго-Западному району нашего города. На каких улицах вы живёте? Рядом с нашей школой улица Молодогвардейцев. Кто это такие?
(Если дети не знают, рассказать им.
Улица Героев Сибиряков: названа так в 1965 году. В это время по всей стране праздновался 20-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Эту улицу назвали так в честь сибиряков, освобождавших наш город от фашистов. Ведь в состав Воронежского фронта входили целых 5 сибирских дивизий: 232-я, 237-я, 284-я, 303-я и 309-я.
Улица Шендрикова: Шендриков Николай Степанович – младший лейтенант гвардии, танкист, Герой Советского Союза, родился в Воронежской области. В уличных боях в Берлине гвардии младший лейтенант Шендриков 29 апреля 1945 года танком таранил завал-баррикаду; уничтожил 2 зарытых в землю тяжёлых танка и 5 орудий противника. Когда танк Шендрикова был подбит и загорелся, отважный офицер направил свою машину на вражеское орудие и раздавил его. Он не смог выбраться из горящего танка и погиб в огне. Похоронен он в юго-западном районе Берлина, а у нас в Юго-Западном районе есть улица его имени.
Улица Перхоровича: названа так в честь Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Франца Иосифовича Перхоровича, который командовал во время Великой Отечественной войны 100-й стрелковой дивизией, оборонявшей Воронеж.
Улица Молодогвардейцев: участники подпольной антифашистской организации “Молодая гвардия”, которая действовала во время Великой Отечественной войны. Она выпустила и распространила более 5 тысяч листовок, её участники участвовали в проведении диверсий в электромеханических мастерских, устроили поджог здания биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию, тем самым около 2000 человек были спасены от угона в Германию. Молодогвардейцы готовились устроить вооружённое восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям Советской Армии. Однако незадолго до планируемого восстания организация была раскрыта.
Улица Любы Шевцовой: активная участница подпольной антифашистской организации “Молодая гвардия”, действовавшей на территории города Краснодон и Ворошиловградской (ныне Луганской) области. Герой Советского Союза (1943).
Переулок Ани Скоробогатько: Аня мечтала стать ветеринаром и после окончания школы продолжила учиться в Воронежском зооветеринарном институте, где и застала её война. В сентябре 1942 года в одном из боёв под Воронежем, спасая комиссара батальона И. Т. Лаврова, Аня погибла. Будучи смертельно ранена, Аня сказала товарищам: "Умираю за Родину, за великого Сталина! Товарищи, прошу мстить гадам!" Посмертно она была награждена медалью “За отвагу”).
Представьте, сколько людей, сколько героев осталось на полях битвы! Они сражались за родину, за мирное будущее, за то, чтобы мы с вами могли жить, учиться, работать, видеть каждый день небо и солнце, смеяться, радоваться, дружить и любить. Те люди отдали свои жизни за наши. Об этом надо помнить. Всегда.
Сейчас я объявляю минуту молчания в память всех, кто не вернулся с войны, тех, кто защищал нашу родину от фашизма (Приложение 5).
Учитель: А сейчас давайте сделаем свой плакат “Мы выбираем МИР!”. У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти “руки” на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей. На “ладошках” можно написать пожелания: Мы против войны! Мирного неба над головой! и т.д.).
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир – это жизнь на планете!
Мир – это солнце на нашей Земле!
Мир - нужен взрослым и детям!