Пояснительная записка
Технологическая карта урока, представленная на конкурс по своей структуре может быть использована на уроках в 8 классе при изучении темы “Кислород”, “Основные классы неорганических соединений”, в 9 классе при рассмотрении темы “Кислород и сера”, в 11 классе при рассмотрении темы “Неметаллы”. При подготовке и составлении плана уроков по темам можно использовать всю разработку или фрагменты представленной технологической карты урока.
Технологическая карта урока “Оксиды. Состав. Классификация. Номенклатура. Свойства. Получение. Применение”
Дидактическая цель: Создать условия для изучения классификации неорганических веществ на примере оксидов и самостоятельному применению знаний в сходной и новой ситуациях.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности (урок построения системы знаний – урок общеметодологической направленности)
Задачи урока:
- Конкретизировать понятие “оксид”, определять и различать виды оксидов. Составлять уравнения химических реакций, конкретизирующие химические свойства оксидов (предметный результат);
- Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат);
- Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради, химический эксперимент.
Оборудование и реактивы. На столах учащихся – микролаборатория по химии. На столе учителя – микролаборатория по химии, химический столик.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ЭОР |
1. Организационный этап | |||
Приветствует ребят: “Я рада Вас сегодня видеть в хорошем настроении! Поделитесь ним друг с другом!”. | Личностные (смыслообразование) |
Презентация | |
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся | |||
Учитель предлагает индивидуальную
работу по раскрытию значения понятий: - Простые и сложные вещества; - Классификация и номенклатура; - Оксиды; - Основания; - Кислоты; - Соли. Учитель корректирует выполнение предложенного задания |
Ребята пытаются формулировать
смысл предложенных понятий, оценивают свою
деятельность Ребята формулируют тему занятия |
Личностные (смыслообразование) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) |
Слайды презентации |
3. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях | |||
Учитель предлагает учащимся
рассмотреть различные виды оксидов
(демонстрационный опыт), дать им названия,
определить их тип и дать комментарии. Учитель
корректирует. Далее учитель предлагает работу по рядам и по парам по рассмотрению химических свойств оксидов посредством выполнения лабораторных опытов. 1 ряд - “Химические свойства основных оксидов”; 2 ряд - “Химические свойства кислотных оксидов”; 3 ряд -“Химические свойства амфотерных оксидов”. Учитель корректирует и анализирует работу учащихся. Проанализировав выводы школьников, учитель предлагает информацию о домашнем задании. |
Учащиеся пытаются дать определение
классу соединений – оксидам, назвать вещества и
определить их тип Учащиеся представляют план исследования и результат (запись уравнений реакций), записывают и выбирают объем домашнего задания 1. Рассмотреть химические свойства: 1 ряд – оксид лития; 2 ряд – оксид азота (IV); 3 ряд – оксид цинка. 2. Составьте рассказ о происхождении данных оксидов. 3. Осуществите превращение: литий —> оксид лития —> гидроксид лития —> ортофосфат лития |
Личностные (смыслообразование) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) |
слайды-подсказки |
4. Самоконтроль и контроль | |||
Учитель инициирует (организует)
работу обучающихся по оказанию помощи учителю в
составлении уравнений реакций получения
оксидов. Учитель представляет учащимся различные задания (продолжи предложение ..., найдите лишнее, верно ли утверждение... и т.д.) Задание “Верно ли утверждение ...” выполняется в виде физкультминутки |
Учащиеся предлагают способы
получения оксидов и составляют уравнения
реакций и пробуют себя оценить Учащиеся выполняют задания и оценивают себя Если утверждение верно – учащиеся встают со своих мест, если считают неверно – остаются на местах. |
Личностные (смыслообразование) Познавательные (постановка и решение проблемы, логические универсальные действия) Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) |
Видеосюжет, слайды-задания |
5. Коррекция знаний | |||
Учитель предлагает учащимся работу
с формулами веществ известных и неизвестных. Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы - Прочитайте формулы веществ HCl, K2O, NaOH, K2CO3, Ca(OH)2, HNO3, Zn(OH)2, SO2, Fe(OH)2, H2SO4, Fe2O3 Составьте формулы веществ Бромид железа (III), Сульфат марганца (II), Гидросульфид натрия, Дихромовая кислота, Нитрат меди (II), Азотистая кислота, Иодид бария, Дигидрофосфат железа (III), Гидрокарбонат кальция, Сульфат натрия. |
Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим и сегодняшним уроком, и выставляют себе оценку. | Личностные (смыслообразование) Познавательные (логические универсальные действия) Коммуникативные (сотрудничество в поиске и сборе информации) Регулятивные (прогнозирование) |
Слайды презентации |
6. Рефлексия | |||
Учитель инициирует рефлексию обучающихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учитель благодарит школьников за урок. | - Знаю – - Узнал – - Хочу узнать – Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние |
Регулятивные (оценка, саморегуляция) | Слайды презентации |