Вступительное слово педагога. (Приложение 1)
- Друзья! Среди ценностей нашей жизни особое место занимает народное искусство, которое вносит в неё красоту и пробуждает в нас самые лучшие чувства.
Традиции народного искусства бережно хранятся в наших семьях и передаются от поколения к поколению, их хранят музеи, они развиваются в специальных центрах народных промыслов, во Дворцах и Домах творчества, таких, как наш.
Издавна лучшие изделия народных ремёсел и промыслов представлялись на ярмарках, и самых знаменитых и более скромных.
И у нас сегодня ЯРМАРКА РУССКОГО КРУЖЕВА, у которой есть своя цель:
- формирование у каждого из нас ценностного отношения к народному искусству, его культурно-историческим традициям
и задачи:
- формирование информационной компетентности в области декоративно-прикладного искусства;
- развитие чувства гордости за Россию – сокровищницу народного ремесла,
- народной культуры, народного таланта;
- воспитание эстетических чувств посредством любования красотой изделий художественного ремесла – кружевоплетения.
Итак, приглашаем вас на ярмарку, посмотреть, полюбоваться, послушать наших мастериц, а, может, что и заказать захотите. Мастерицы кружева со всей России-матушки к нам сегодня приехали, из самых известных центров кружевоплетения, и поверьте, им есть чем похвастаться, есть чем вас удивить.
Выступление вологодских мастериц
Выступление вологодских и последующих мастериц сопровождается экранным видеорядом и демонстрацией изделий, выполненных в технике кружевоплетения обучающимися объединения и его педагогом. (Приложение 2)
Мочалова Ирина. – Мы приехали с вологодской земли. Наш край богат разнообразными народными художественными ремёслами, которые живут и развиваются. На Вологодской земле процветают промыслы:
- глиняного производства, керамики;
- росписи и резьбы по дереву;
- изготовления изделий из бересты;
- ткачество.
А какое вкусное сливочное масло у нас! Оно даже в Европу экспортируется и во многие страны Востока.
Производство льна занимает ведущее место в области.
А в городе Великий Устюг производят “северную чернь”, т.е. серебро чернёное.
Здесь и вотчина Деда Мороза.
Но главная гордость наша – это вологодское кружево!
Шибазян Астине. – Кружево на Вологде плели с 15-16 веков. Но как промысел, он стал известен с 19 века. История сохранила имена первых женщин - кружевниц. Это Анфия Фёдоровна Брянцева и её дочь Софья Петровна. Анфия Фёдоровна для своих кружев избрала плотно изгибающуюся тесьму – вилюшку, которая на протяжении всего изделия не прерывается. До этого момента кружево плели многопарное мерное. А Софья Петровна кружево узнала с 5 лет, а в 10 уже обучала своих подруг этому интересному ремеслу.
По некоторым данным за несколько лет Брянцевы обучили 1000 человек. И это было бескорыстно. Учение проходило за символическую плану – тарелку ягод.
Читает стихотворение.
Слово педагога. – Вологодское кружево имеет свои характерные отличия (показ на изделии и на слайдах).
1. Полотнянка широкая и плотная, ложится округлыми плавными поворотами.
2. Плетешковая решётка встречается редко, и на старинных изделиях отсутствует вовсе.
3. Скань прокладывается в основном посередине.
4. Откуда начали плести, там и заканчиваем.
Спасибо вологодским мастерицам, что развивают замечательное народное искусство.
(Обращается к другим мастерицам): - А вы откуда?
Выступление мастериц кировского кружевоплетения. (Приложение 3)
Ерохина Анастасия. – Мы из города Советска, что в 137 км от г. Кирова (бывшая Вятка). Раньше город Советск назывался Слобода Кухарка. Наше кружево кировское (вятское). Помимо кружевного промысла, наш край знаменит:
- дымковской игрушкой;
- вятской матрёшкой;
- резьбой и росписью по дереву;
- изделиями из капа (кап – нарост на стволе дерева);
- изделиями из лозы;
- выделкой меха.
Ну и, конечно, славимся мы кружевным промыслом, про который легенда гласит следующее: “В начале 17 века знатный плотник изучал в Голландии плотницкое дело и там женился. По приезде в Россию был направлен в Воронеж на кораблестроение, но попав в немилость к царю Петру I, бежал в вятские леса. Там и обосновался, в кухаркских лесах. А его жена обучила местных жительниц кружевоплетению.
Читает стихотворение.
Слово педагога. - Кировское кружево во многом отличается от вологодского.
1. Полотнянка из одного вида переходит в другой и в сетку. Имеет просветы, раздвоения, наложения (показ на схеме, слайдах).
2. Часто используются вытянутые трилистники, “петли”. Скань меняется из “ёлочки” в отделочную нить и может прокладываться как по середине, так и по краю изделия. Решётка очень богатая.
3. В вологодских кружевах - сцеп, а в кировских – сцеп с пересцепом, из-за чего изделие кажется замысловатым.
4. Вологодские коклюшки делают из берёзы, кировские же – в основном, из вереса (можжевельника), оттого они мелодичные, звонкие. Количество пар – до 12.
5. Кружева, в основном, плетут из мулине, излюбленное цветовое сочетание – черного и белого, где, например, решётка смешанная (плетешки), на основке – белые, и отвивная петелька белая. Если есть навивной паучок, то он чёрный.
Спасибо кировским мастерицам. Послушаем следующих.
Выступление елецких мастериц. (Приложение 4)
Зайцева Анастасия. – А наше кружево – елецкое! Оно зародилось в купеческих семьях и плели его, в основном, для своих нужд. Об этом свидетельствует полотенце от 1801 года: “..сей плат шила Дьякова дочь Александра Ивановна.1801г.” И в 2011 году наш промысел отметил 210-летие. Елец славится:
- торговлей хлебом;
- тканями;
- здесь родина выдающегося русского писателя Ивана Бунина,
- здесь родился замечательный композитор Тихон Хренников.
- А в 2007 г. городу было присвоено звание “Город воинской славы”.
Исполняются стихи.
Слово педагога. – Да, ваши кружева более изящные, Полотнянка переходит в сетку (показ на таблице, образце, слайдах) и по сеточке прокладывается скань “верёвочка”. Отличительная черта вашего кружева – “елецкий цветок” и “елецкий край”. Цвет, в основном, белый, но может быть, как в кировском кружеве, чёрно-белый. Нитки – лён, шёлк. Скань в тон кружеву. Решётка более насыщенная. Что ж, спасибо, вам, девушки, что бережете своё тонкое ремесло.
А что это такое? Посмотрите, какое чудо! Разве это кружево?
Выступление Михайловских мастериц. (Приложение 5)
Иванова Юлия. – Да. Это кружево. И привезли мы его из города Михайлова Рязанской области. Оно так и называется “михайловское”.
История нашего промысла началась с пожара в 1878 году. Выгорели многие сёла Рязанщины. И местная землевладелица Казначеева предложила женщинам плести кружева на продажу. И уже через пару лет в Михайлове насчитывалось более 2-х тысяч кружевниц. Кружева продавались в Москву, Петербург и даже в Османскую империю, Персию.
К. Малышева читает стихотворение.
Иванова Юлия. – Кружево у нас особенное, цветное. И выполняется оно в технике численного плетения, сохраняя старинные характер рисунка и расцветки.
Основной цвет – красный дополняется жёлтым, зелёным, синим, чёрным. И названия у нас интересные: “балалайка”, “бубенцы”, “мысы”, “павлинки” (показ на схеме, образцах, слайдах).
Слово педагога. – Как и все другие промыслы, Михайловский знал и взлёт и падение. В наше время промысел возродила Диана Алексеевна Смирнова. Она ездила по сёлам и в сундуках у бабушек находила чудо-кружева, а потом вечерами разгадывала тайны узоров, т.к. техника плетения была почти забыта. Но всё-таки кружево было восстановлено. И сейчас оно радует всех нас, не случайно про него говорят:
Михайловское кружево-
Звенит оно, горит оно
Рассветами, закатами.
Не белое, не чёрное кинуто на лён –
Багряное, точёное, червонный звон.
Вот такое это кружево. И “спасибо” скажем мастерицам за то, что сохраняют его. А про город Михайлов знать ещё можно то, что здесь жил Вячеслав Иванович Агапкин, который в 1912 году написал знаменитый марш “Прощание славянки”, и то, что мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина тоже родом оттуда.
Выступление киришских мастериц. (Приложение 6)
Шентерова Ольга. – А у нас тоже интересное кружево! Посмотрите! А называется оно киришское, или заволжское.
В двух с половиной часах езды от Санкт-Петербурга, на берегу реки Волхов находится г.Кириши. А от этого города на пароходе или на лошади можно добраться до села Захожье. Это центр киришского кружевоплетения.
Наше кружево пошло от вологодского. Вологодские плотники приезжали в Захожье строить храм и привозили своих жён, которые, в свою очередь, обучали местных жительниц кружевоплетению
Читает стихотворение.
Слово педагога. - Если мы внимательно посмотрим, то обнаружим, что это кружево значительно отличается от вологодского.
В вологодском кружеве полотнянка со сканью, а в этом скань отсутствует вовсе. В вологодском - полотнянка ровная на всём протяжении, а в киришском - полотнянка простая, может переходить в тесёмку “косоножка”. Долевые пары в полотнянке могут перевиваться, образуя “клеточки”.
Сцепы не делаются, вместо них выплетаются плетешковые треугольники. Эти же треугольники встречаются и по внешней стороне изделия. Характерные элементы узора - “медвежья лапа”. “куриная, или гусиная нога”. Да и насновки плетутся по-иному. В старину их плели на руках, без коклюшек, и назывались они “лепёшки” или “овсинки”. А сейчас насновки острые, как овсяное зёрнышко. В их пересечении кружевницы закладывали свои значения:
4 – цикл жизни: молодость, зрелость, старость, смерть.
6 – громовой знак Перуна.
8 – солнечный календарь.
12 – лунный календарь.
В старину плели без сколков. Брали изделие и прямо по нему плели новое изделие. Или выплетали один элемент и повторяли его несколько раз, потом разворачивали коклюшки в другую сторону и плели ещё раз. Получался как слоёный пирог. Киришский промысел тоже знал время забытья. Но сейчас процесс идёт на восстановление традиций промысла, правда, медленно. Поэтому наша огромная благодарность этим мастерицам за то, что знают этот промысел и продолжают им заниматься.
А у нас, кажется новая гостья. Это гостья из Германии, тоже кружевница. Послушаем её.
Выступление кружевницы из Германии.
Шушкина Жанна. – Пройдя по ярмарке и послушав русских мастериц, я очень была удивлена тем, что русское кружево такое разнообразное. Здесь и морозные узоры, и летние луга.
Я тоже привезла своё кружево. Но у нас всё понятно: вот лицо, а вот изнанка. Здесь начали плести, а тут закончили. А у вас я этого не увидела. Что за чудеса?! Вот изделие, видите, сколько ниточек! Я их просто обрежу и всё.
Педагог. – Нет. Отдайте его нам. Мы всё уберём и получится интересное панно. Мы вам покажем, как мы делаем зашивки. Приезжайте на наши занятии.
Гостья из Германии. – Спасибо. Теперь, когда приеду к себе, в Германию, всем расскажу про ваши удивительные кружева. А на следующий год приеду на вашу ярмарку со своими изделиями, сколками, коклюшками.
Педагог. – Хороша наша ярмарка, знатна своими роскошными кружевными изделиями, но время близится к её завершению. Мы обязательно ещё встретимся все вместе, сделаем нашу ярмарку традиционной. А потому сегодня напоследок хотелось бы от всех мастериц, получить творческий подарок – эмблему нашей ярмарки. Как, по-вашему, она должна выглядеть? (ответы мастериц).
Пусть этот будет букет, но необычный, кружевной. У вас есть заготовки, нарисуйте, пожалуйста, салфетки в технике своего промысла. А потом мы соберём их в букет.
Во время творческой работы идёт показ слайдфильма “Поэзия русского кружева”.
Готовая работа (букет) вывешивается на видном месте. Педагог спрашивает “гостей” ярмарки, что бы они хотели услышать и что посмотреть в следующий раз.
Заключение. Слово педагога. – Вот и закончилось наше необычное занятие. Как вы думаете, достигло ли оно своей цели? Скажите, пожалуйста, о своих впечатлениях, что вы узнали нового, что чувствовали на нашей ярмарке. (Выступления ребят)
В русском кружеве, действительно, много поэзии, потому сегодня звучало много стихов, написанных об этом рукотворном искусстве. И закончим нашу встречу тоже стихами: Кружево мы плели, хоровод мы завели.
Словно белая метель кружевная карусель.
Славим наших кружевниц, наших русских мастериц!
Им спасибо говорим, низко кланяемся им.