Планируемый результат мероприятия: выполнять свои обязанности и пользоваться своими нравами в повседневной жизни.
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:
- осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- контролировать действия партнёра;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Дорогие Ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.
2. Постановка и решение проблемного вопроса.
Сценка “ИГРА”
- Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.
После уроков ребята решили поиграть.
Сергей: Давайте поиграем
Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Сергей: Чего не хочешь?
Саша: Играть
Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут — а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Сергей: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
- Имеют ли право ребята заставить Сашу?..
- Обязан он им подчиняться? ... (Заслушиваем точки зрения.)
3. Объявление темы и постановка пели занятия.
- Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.
- Прочитайте тему нашего классного часа (“Права и обязанности”)
- Как вы понимаете, что такое право? ...
- Из словаря Ожегова: “Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять”
- Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ....(Конечно, ваши родители, семья.)
- Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ “Конвенцию о правах ребенка”. Конвенция - это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом,
- В Конвенции 54 статьи.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
- Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.
4. Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)
- Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.
- Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые...).
Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на личную жизнь.
- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
- Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на защиту от эксплуатации и насилия.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).
- Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки, на гражданство.
- Право на защиту своих прав.
-Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
5. Практическая часть классного часа.
1. Игра “Какими правами пользуются герои вашей книги?”. (Команда выбирает книгу):
- Чуковский К. “Айболит”;
- Толстой Л. Н. “Золотой ключик, или Приключения Буратино”;
- Крылов И. А. “Стрекоза и муравей” Толстой Л.Н. “Филиппок”.
2. Выберите задание и ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции (Соедините - задание с правильным ответом)
Волк: “Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”.
Козлята... “Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно”.
Медведь: “Машенька, будешь у меня жить, пенку топить, кашу варить”.
Маша:... “Не имеешь права меня эксплуатировать”.
Лиса: “Серая Шейка, я тебя всё равно съем”,
Серая Шейка:...“Не имеешь права лишать меня жизни”.
Маленькая разбойница: “Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице”.
Герда... “Не имеешь права лишать меня имущества”.
3. Викторина “Нарушение прав литературных героев”, команды получают комплект книг.
- Выберите из своего комплекта:
- В какой сказке нарушено право на жизнь? на личную неприкосновенность
- У каких известных героев нарушено право на отдых и досуг?
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
- Героини каких сказок страдают от вмешательства в личную жизнь?
- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
Вывод:
Почему же было плохо литературным героям?... (Были нарушены их нрава /кто-то нарушал их права)
- Какой вывод можно сделать?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать)
- В конвенции есть статья: образование должно быть направлено па воспитание уважения к правам другого человека.
- Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.
6. Обязанности. Анализ ситуаций.
- Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
- Кто прав?
- Почему Дима должен был выучить стих?
- Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.
- Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
- Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
- Кто прав?
- Почему... Настя должна остаться?
- О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях)
- Какие права и обязанности есть у учеников в школе?
- И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником в вашей школьной жизни.
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях
- Как вы понимаете, что такое обязанности?
- Обратимся к словарю: “Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.”
- Какие же у вас есть обязанности?
7. Работа в группах.
- Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.
- Обязанности: - слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;
- получить основное общее образование (9 классов);
- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
- соблюдать правила поведения в школе,
- Давайте повторим некоторые из них:
1. Добросовестно учись.
2. Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5. Береги школьное имущество.
6. Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.
11. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
8. Давайте подведём итоги:
- В каком международном документе записаны права детей?
- Какой организацией он был принят?
- Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?
- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй....)
- А ещё? (Уважай чужие права! ...)
- Закончите, пожалуйста, предложения:
- В школе я дожжен…
- В школе я имею право на…
- Дома я должен…
- Дома я имею право на…
- На улице я должен…
- На улице я имею право на…
- Как понимаете выражение “право на ошибку”? (Высказывания детей).
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами?
- Как понимаете выражение “на ошибках учатся”?
Вывод: Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
- И в подарок календари.
- А какое право отмечено в календаре? (право на отдых)
- Какое ещё право вы приобрели? (владеть имуществом)
- На этом наш классный час подошел к концу.
- Спасибо за работу и активное участие.