Данная работа представляет собой методическую разработку последнего урока по теме “Взаимодействие тел”, подраздел “Виды сил”. Урок направлен на решение следующих задач: проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении задач разного типа, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.
Материалы урока рассчитаны на учащихся 7 класса.
Каждый ученик в ходе урока выполняет определенные задания, самостоятельно оценивает себя за каждое задание и выставляет отметку в индивидуальный оценочный лист. В конце занятия по сумме набранных баллов каждый учащийся выводит итоговую отметку, таким образом он реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке.
На этом уроке формируются УУД учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.
Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме “Силы вокруг нас” по учебнику Физика. 7 класс. А.В. Перышкин
Предмет | Физика |
Класс | 7 |
Учитель | Литвинова Наталья Викторовна. МОУ-сош №3 г. Красный Кут Саратовская область |
Учебник | Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2014. |
Название урока | Силы в природе |
Тип учебного занятия (с указанием формы) | Урок контроля знаний и умений ( УКЗиУ) |
Место урока в разделе | “Взаимодействие тел”: урок проводится в 7 классе после изучения подраздела “Виды сил”. |
Технологии обучения или элементы технологий | Элементы технологий проблемного изложения и деятельностного метода обучения |
Образовательная среда урока | Компьютер, проектор, учебники по физике, рабочие тетради, сборник задач по физике, сборник тестов, раздаточный материал, лабораторное оборудование, индивидуальные карты оценки учеников. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная, фронтальная, парная. |
Цель урока | Содержательная: формирование
объективной необходимости изучения данного
материала; Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации. |
Основные понятия | Силы: тяжести, упругости, равнодействующая сил, веса тела, силы трения и сопротивления. |
Планируемые результаты обучения учащихся | - умеет объяснять физические
явления с помощью различных сил; - умеет решать задачи на нахождение сил и их равнодействующих; Знает основные характеристики каждой из изученных сил. |
Достигаемые образовательные результаты | Личностные: формирование
познавательных интересов учащихся, их
интеллектуальных и творческих способностей. Метапредметные: формирование умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической и образной формах. |
Задачи урока:
- закрепить знания о силах в природе и их характеристиках;
- повторить способы расчёта сил тяжести, упругости, равнодействующей силы, веса тела, сил трения и сопротивления;
- продолжить формирование умения самостоятельно решать задачи.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный этап (1 мин.) |
Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
|
Осмысленно включаются в работу | Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения |
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учащихся. (7 мин.) |
На предыдущем уроке было дано задание-исследование “Сила в наших рука”. Используя полученные знания, работая в группах заполнить таблицу. Учитель разбивается класс на группы по 4 человека. Каждой группе дается определенный вид силы. Собранная информация должна быть занесена в таблицу и в дальнейшем прокомментирована. | Работают в группах (4
человека), обсуждение задания, подбирают
материалы, заполняют таблицу. Комментируют полученный результат. |
Познавательные: Сбор материала по данной теме. Регулятивные: Умение анализировать, Целеполагание. Прогнозирование. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в группе. Личностные: Самооценка. |
Выявление знаний, умений и
навыков, проверка уровня сформированности у
учащихся общеучебный умений (35 минут = 25 (задачи) +10 (тест) |
I. Решение задач. Для решения задач выдается карта с задачами трёх типов: 1. Качественные задачи. Сборник задач по физике к учебнику А. В. Перышкина и др. “Физика -7, Физика-8, Физика -9”. № 264, 268, 275, 291,301, 344, 365, 372 |
Учащиеся работают фронтально. | Познавательные: Применение предметных знаний, выбор способов решения задач. Регулятивные: Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы; Коммуникативные: Умение слушать, работать в группах обращаться с вопросом к учителю и сверстнику. Личностные: Самооценка. |
2. Экспериментальные задачи. 1 группа: № 326 (проверить на опыте решение задачи) 2 группа: С помощью динамометра измерьте силу трения при движении данного бруска по столу. Изобразите силы графически. 3 группа: С помощью динамометра и масштабной линейки определите удлинение данного резинового шнура под действием силы 1, 2, 3, 4 Н. Сделайте вывод. 4 группа: Имеются пузырек, вода и динамометр. Определите объем этого пузырька. |
Учащиеся работают по группам (5 человек). | ||
3. Расчётные задачи. Рабочая тетрадь по физике к учебнику А.В. Перышкина “Физика. 7 класс” Урок 28 (работа в классе) |
Учащиеся работают в парах. После выполнения задания обмениваются тетрадями и выставляют отметки друг другу. | ||
II. Выполнение теста. Физика.7 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2011. (тесты с 14 по 20 по 2 варианта) |
Учащиеся выполняют тесты в парах, обмениваются заданиями, проверяют и выставляют оценки (после выполнения тестов и их проверки, результаты тестов выводятся на экран). | ||
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. (3 мин.) |
Подходит к завершению наш урок,
пора подвести итоги. Запишите домашнее задание: Рабочая тетрадь по физике. 7 класс. Урок 29. Подсчитайте общее количество баллов на вашем оценочном листе и впишите его в последнее пустое окошко. Если вы набрали 24 - 25 баллов, то за урок вы получаете отметку “5”; 21-23 – получаете “4”; 19-20 – получаете “3”. Учащиеся, которые набрали менее 19 баллов, работали сегодня плохо, в следующий раз старайтесь лучше. |
Отвечают на вопросы
учителя. Записывают домашнее задание. Подсчитывают общее количество баллов за урок и выставляют себе итоговую отметку. |
Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: Оценка-осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Самооценка, Ценностно-смысловая ориентация |
Рефлексия. (3 мин.) |
Создаёт ситуацию, связанную с
приятными эмоциями, чувством удовлетворения от
работы, ощущением собственной компетентности. О чем мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили сегодня? Достигли ли мы этой цели? Все ли было понятно, все ли успели? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры. Я попрошу вас на оценочном листе нарисовать смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради. Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу! |
Рефлексия. Анализируют деятельность по достижению цели. | Познавательные: Рефлексия Регулятивные: Оценка своей деятельности и деятельности других людей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Самооценка на основе критерия успешности. |
Литература: