Урок на тему «Силы вокруг нас»

Разделы: Физика


Данная работа представляет собой методическую разработку последнего урока по теме “Взаимодействие тел”, подраздел “Виды сил”. Урок направлен на решение следующих задач: проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении задач разного типа, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.

Материалы урока рассчитаны на учащихся 7 класса.

Каждый ученик в ходе урока выполняет определенные задания, самостоятельно оценивает себя за каждое задание и выставляет отметку в индивидуальный оценочный лист. В конце занятия по сумме набранных баллов каждый учащийся выводит итоговую отметку, таким образом он реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке.

На этом уроке формируются УУД учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме “Силы вокруг нас” по учебнику Физика. 7 класс. А.В. Перышкин

Предмет Физика
Класс 7
Учитель Литвинова Наталья Викторовна. МОУ-сош №3 г. Красный Кут Саратовская область
Учебник Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2014.
Название урока Силы в природе
Тип учебного занятия (с указанием формы) Урок контроля знаний и умений ( УКЗиУ)
Место урока в разделе “Взаимодействие тел”: урок проводится в 7 классе после изучения подраздела “Виды сил”.
Технологии обучения или элементы технологий Элементы технологий проблемного изложения и деятельностного метода обучения
Образовательная среда урока Компьютер, проектор, учебники по физике, рабочие тетради, сборник задач по физике, сборник тестов, раздаточный материал, лабораторное оборудование, индивидуальные карты оценки учеников.
Формы работы учащихся Индивидуальная, фронтальная, парная.
Цель урока Содержательная: формирование объективной необходимости изучения данного материала;

Деятельностная: создать условия для формирования у учащихся практических навыков и  для систематизации учебной информации.

Основные понятия Силы: тяжести, упругости, равнодействующая сил, веса тела, силы трения и сопротивления.
Планируемые результаты обучения учащихся - умеет объяснять физические явления с помощью различных сил;

- умеет решать задачи на нахождение сил и их равнодействующих;

Знает основные характеристики каждой из изученных сил.

Достигаемые образовательные результаты Личностные: формирование познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные: формирование умения выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, символической и образной формах.

 Задачи урока:

- закрепить знания о силах в природе и их характеристиках;

- повторить способы расчёта сил тяжести, упругости, равнодействующей силы, веса тела, сил трения и сопротивления;

- продолжить формирование умения самостоятельно решать задачи.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Организационный этап

(1 мин.)

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

 

Осмысленно включаются в работу Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения

Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся.

(7 мин.)

На предыдущем уроке было дано задание-исследование “Сила в наших рука”. Используя полученные знания, работая в группах заполнить таблицу. Учитель разбивается класс на группы по 4 человека. Каждой группе дается определенный вид силы. Собранная информация должна быть занесена в таблицу и в дальнейшем прокомментирована. Работают в группах (4 человека), обсуждение задания, подбирают материалы, заполняют таблицу.

Комментируют полученный результат.

Познавательные:

Сбор материала по данной теме.

Регулятивные:

Умение анализировать,

Целеполагание.

Прогнозирование.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в группе.

Личностные:

Самооценка.

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебный умений

(35 минут = 25 (задачи) +10 (тест)

I. Решение задач.

Для решения задач выдается карта с задачами трёх типов:

1. Качественные задачи.

Сборник задач по физике к учебнику А. В. Перышкина и др. “Физика -7, Физика-8, Физика -9”.

№ 264, 268, 275, 291,301, 344, 365, 372

Учащиеся работают фронтально. Познавательные:

Применение предметных знаний, выбор способов решения задач.

Регулятивные:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы;

Коммуникативные:

Умение слушать, работать в группах обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.

Личностные:

Самооценка.

2. Экспериментальные задачи.

1 группа: № 326 (проверить на опыте решение задачи)

2 группа: С помощью динамометра измерьте силу трения при движении данного бруска по столу. Изобразите силы графически.

3 группа: С помощью динамометра и масштабной линейки определите удлинение данного резинового шнура под действием силы 1, 2, 3, 4 Н. Сделайте вывод.

4 группа: Имеются пузырек, вода и динамометр. Определите объем этого пузырька.

Учащиеся работают по группам (5 человек).
3. Расчётные задачи.

Рабочая тетрадь по физике к учебнику А.В. Перышкина “Физика. 7 класс” Урок 28 (работа в классе)

Учащиеся работают в парах. После выполнения задания обмениваются тетрадями и выставляют отметки друг другу.
II. Выполнение теста.

Физика.7 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2011.

(тесты с 14 по 20 по 2 варианта)

Учащиеся выполняют тесты в парах, обмениваются заданиями, проверяют и выставляют оценки (после выполнения тестов и их проверки, результаты тестов выводятся на экран).
Подведение итогов урока.

Постановка домашнего задания.

(3 мин.)

Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.

Запишите домашнее задание:

Рабочая тетрадь по физике. 7 класс. Урок 29.

Подсчитайте общее количество баллов на вашем оценочном листе и впишите его в последнее пустое окошко.

Если вы набрали 24 - 25 баллов, то за урок вы получаете отметку “5”;

21-23 – получаете “4”;

19-20 – получаете “3”.

Учащиеся, которые набрали менее 19 баллов, работали сегодня плохо, в следующий раз старайтесь лучше.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.

Подсчитывают общее количество баллов за урок и выставляют себе итоговую отметку.

Познавательные:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные:

Оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Самооценка,

Ценностно-смысловая ориентация

Рефлексия.

(3 мин.)

Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности.

О чем мы сегодня говорили?

Какую цель мы поставили сегодня?

Достигли ли мы этой цели?

Все ли было понятно, все ли успели?

Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры.

Я попрошу вас на оценочном листе нарисовать смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради.

Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

Рефлексия. Анализируют деятельность по достижению цели. Познавательные:

Рефлексия

Регулятивные:

Оценка своей деятельности и деятельности других людей

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности.

 Литература:

  1. А.В. Перышкин. Физика – 7. Дрофа. Москва, 2014.
  2. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике. Издательство “Экзамен”. Москва, 2015.
  3. Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. Рабочая тетрадь по физике. Издательство “Экзамен”. Москва, 2015.
  4. Ю.В.Сычёва, Г.В. Сыпченко. Физика. 7 класс. Тесты.- Саратов: Лицей, 2011.

Приложения