Проект «Слагаемые будущего»

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Научно-технический прогресс, социальные и климатические изменения преобразят рынок труда до неузнаваемости в течение следующих 20 лет. Такой вывод содержится в докладе “Shape of Jobs to Come”, подготовленном британской исследовательской компанией Fast Future.

Уже сегодня информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей. В будущем позволят создать десятки новых специальностей и профессий, а устаревшие, в свою очередь, - "заиграют по-новому". По их прогнозам средний человек будет сменять 8-10 профессий в течение жизни.

Это и определило актуальность разработанного мной проекта "Слагаемые будущего", запущенного в колледже 8 декабря 2014 года под девизом "Образование через всю жизнь".

Проект "Слагаемые будущего" направлен на формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов, раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, а также профориентацию молодого поколения в сфере информационных технологий.

Ввиду этого в работе над проектом приняли участие не только студенты первого и второго курсов колледжа, но и учащиеся выпускных классов школ.

Определить траекторию реализации проекта позволили им следующие проблемные вопросы:

  • Какое оно, постиндустриальное (информационное) общество?
  • А как все начиналось?
  • Как стать компетентным специалистом?
  • Как выжить и быть успешным в постиндустриальном конкурентном мире?

В связи с этим были намечены следующие мероприятия:

  1. Конкурс рисунков "В мире информационных технологий".
  2. Урок-деловая игра “Журналист”.
  3. Олимпиада по информатике и ИКТ.
  4. Интеллектуальная игра “БРЕЙН-РИНГ”.
  5. Дружественная встреча студентов колледжа и школьников “IT–специалист: взгляд в будущее”.
  6. Мастер-класс “Чудеса Фотошопа”.
  7. Конкурс Эссе "Мой код жизни или возможно ли запрограммировать себя?".

Чем сегодня живут ребята? Какими они видят себя в будущем? Обоснованию личной позиции способствовали организованные мероприятия такие, как конкурс эссе "Мой код жизни или возможно ли запрограммировать себя?" и конкурс рисунков “В мире информационных технологий”, открывшие проект.

В своих работах учащиеся на личном опыте подтвердили тот факт, что “...запрограммировать себя еще как возможно”. Чтение и анализ студенческих эссе для меня стало настоящим откровением. Было приятно узнать, что у многих студентов есть цель в жизни, к достижению которой они уже сегодня стремятся. Их мир многогранен. Интересы сводятся не только в рамках образовательной программы, но и далеко за пределами ее.

Особенно ярко выделяется рассуждение студента группы, обучающегося по профессии "Автомеханик". “...Современные методы нейролингвистического программирования (НЛП) позволяют творить с психикой человека невообразимые вещи: подчинить себе волю человека, и как это не ужасно звучит, превратить его в биомассу... Но вместе с тем НЛП открывает перед человеком новые горизонты в творчестве, работе, преодолении себя и жизненных трудностей...”.

Творческий процесс создания рисунков осуществлялся во внеурочное время как в домашних условиях, так и в колледже, в кабинете информационных технологий. На рисунке 1 представлена работа победителей.

В рамках урока информатики учащимся первого курса представилась возможность оказаться в роли компетентных специалистов.

Урок, был построен на деятельностной основе в виде деловой игры "Журналист" с использованием приёмов моделирования решения задач в реальной жизни, где каждому из обучающихся в соответствии с намеченным ими планом была определена своя роль в достижении результата, созданию макета газеты "Познай-ка".

Для работников газеты были предусмотрены такие должности, как главный редактор, редакторы и журналисты.

Отрадно было наблюдать за тем, как учащиеся буквально вжились в свои роли. Коллективная работа пошла им только на пользу. Это позволило освоить участникам игры навыки выявления, анализа и решения поставленной проблемы, научиться легко ориентироваться в нестандартных ситуациях, развить взаимопонимание.

Так, на этапе целеполагания мной было использовано ситуативное задание, обучающее решению проблем и принятию решений за "круглым столом" и др.

В результате учащимися было выдвинуто предположение о том, что именно компетентный специалист, способный эффективно функционировать в новых динамичных социально -экономических условиях, будет востребован в конкурентном мире.

Формирование же творческих способностей, развитие поисковых, коммуникативных умений осуществлялись в основной части урока, в работе над коллективным творческим проектом, созданию макета газеты "Познай-ка".

На этапе рефлексии выдвинутая учащимися гипотеза была подтверждена. Такой методический прием, как прием ассоциаций позволил узнать мнения учащихся о проведенном уроке. Буквы названия газеты ребята ассоциировали с различными фрагментами урока, их настроением.

Такой урок был интересен, помог учащимся в ненавязчивой игровой форме достичь поставленных целей (Приложение 1) .

Ответы на вопросы “Какое оно, постиндустриальное (информационное) общество? А как все начиналось?” учащиеся первых, вторых курсов получали путем рассуждений в ходе проведения интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Игра включала в себя головоломки, нестандартные логические задачи, квесты и другое и состояла из четырех туров:

  1. “Разминка”;
  2. “Раскодируй”;
  3. “Эрудит”;
  4. “Гонка за лидером”.

На следующий день учащимся первого курса выпал шанс для того, чтобы найти себе дело по душе, принять участие в олимпиаде по информатике и ИКТ, организованной в рамках проекта.

И каково же было мое удивление, когда студент, обучающийся по профессии “Автомеханик”, который еще ранее говорил, что с информатикой он будущем вряд ли столкнется, изъявил желание участвовать.

Ведь олимпиада дает всем учащимся возможность выйти на новый уровень, где каждое задание требует особого подхода к себе, неописанного ни в одном учебнике.

Лучшие из лучших стали участниками Всероссийской олимпиады по информатике.

Как выжить и быть успешным в постиндустриальном конкурентном мире?

С таким вопросом обратились студенты колледжа к учащимся выпускных классов школ в рамках дружественной встречи “ИT-специалист: взгляд в будущее”, которая состоялась в стенах МБОУ Гимназия № 1 города Полярные Зори.

Представителями колледжа на встрече стали студенты группы, обучающиеся по специальности 220417 Автоматические системы управления.

Ребята обсудили перспективы развития ИT-отрасли, ознакомили с ИT-профессиями, востребованными сегодня на рынке труда, а также профессиями будущего.

Очень понравился рассказ Анастасии. Познавательно, даже возникла идея пойти на туже профессию как у Насти. Спасибо большое Кристине за презентацию ИТ-профессий. Содержательно и аккуратно.

М., ученица 9 класса.

Считаю, что данные профессии будут востребованы не только в будущем, но и необходимы уже в данный момент времени.

Не считаю это только мужскими профессиями. Полагаю, что в будущем в данной отрасли будут трудиться девушки и добиваться больших успехов.

В., ученица 9 класса.

Очень интересные ИТ-профессии, которые скоро появятся. Думаю связать свою жизнь с информатикой. Было интересно, много мотивации...

К., ученик 9 класса.

В качестве практической составляющей студенты представили свою специальность и поделились имеющимся опытом.

Учащимися школ, в свою очередь, были заданы вопросы выступающим о том, каким должен быть студент XXI века.

Завершающим мероприятием в рамках проекта стал Мастер-класс “Чудеса Фотошопа”, на котором студенты, победители конкурса рисунков, презентовали свою работу и поделились приемами и техникой ее выполнения.

На этапе рефлексии проекта "Слагаемые будущего" было проведено анкетирование с целью выявления мнений учащихся.

Приложение 2

Приложение 3

На такие вопросы, как

  1. Считаешь ли ты себя участником информационного общества?
  2. Из каких слагаемых строишь свое будущее?
  3. Какие средства информационных технологий используешь в жизни?

93% учащихся ответили, что считают себя не только участником информационного общества, но и активным пользователем информационных технологий. Это подтверждает тот факт, что цели проекта, запущенного в колледже, были достигнуты.

Ты можешь построить свое будущее из чего угодно. Из какой-нибудь крошки или искры. Из желания двигаться вперед, медленно, один шаг за другим. Ты можешь построить на руинах просторный город.

Лорен Оливер