География, по мнению специалистов ЮНЕСКО, XXI веке по-прежнему остается в числе приоритетных областей знаний. Ведь география – это наука, которая “знакомит нас с той ареной, на которой происходит вся наша жизнь”. География - это язык общения всех грамотных людей живущих на Земле и одновременно строгий язык одной из фундаментальных наук человечества. Грамотность - способность использовать знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Специфика языка географии - общаться и мыслить как понятиями, так и образами, что характерно в большей степени для искусства.
Практика работы с учащимися 7 класса показала, что на втором году обучения, при изучении курса “География материков и океанов” у учащихся снижается интерес к географии. Снижению интереса к предмету способствуют сложные для восприятия темы, большой объем информации, которую необходимо запомнить и традиционная форма проведения уроков. Насыщенность учебной программы не дает возможности сосредоточится на изучении интересных и занимательных фактах, событиях, отработке учебных предметных умений, интегрировать географические знания с другими областями жизни человека. Все это вместе взятое и приводит к резкому спаду интереса.
Содержание курса “География материков и океанов” направлено на формирование у школьников целостного представления о Земле как планете людей, раскрытия особенностей её природы и населения. В традиционной структуре основная часть учебного времени отводится изучению общеземлеведческой составляющей, при небольшом объеме страноведческих знаний. Для устранения этих разногласий разработан факультативный курс для учащихся 7 класса “По странам и континентам”.
Одной из задач учителя при реализации факультативного курса является формирование образа изучаемой страны у учащихся. Само понятие “образ” очень сложно. Это скорее символ, знак общей исследовательской установки. Образ не может быть оторванным от территории, он является визитной карточкой страны. Адекватность географического образа достигается при широком использовании художественной литературы и искусства как для развития воображения и памяти ученика, так и для выявления причинно-следственных связей процессов и явлений, происходящих на территории страны. Любая страна или её часть интересна для изучающего, не столько своей однородностью, сколько разнообразием составляющих её частей. Основой различий является не только природа, но и человек, особенности его быта, хозяйственной деятельности.
Данная программа рассчитана на 17 часов, из них большая часть –15 часов уделены практической, самостоятельной работе учащихся под руководством учителя. При чем самостоятельная деятельность школьников может носить как индивидуальный, так и групповой характер.
Цель факультативного курса: развитие творческого потенциала учащихся при создании “образа” страны.
Задачи.
1. Формирование интереса к изучению географии, умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
2. Развитие у учащихся коммуникативных навыков: умение работать в группах и парами, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
3. Создание компьютерных презентаций в программе POWER POINT.
В ходе занятий широко используются ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, развития творческого потенциала и знакомства и закрепления умений и навыков работы применяя разные компьютерные программы.
Важным приемом обучения школьников созданию образа страны выступает сравнение двух контрастных территорий, что обеспечивает лучшее усвоение материала. А также интерпретация знаний в нестандартной форме (через рисунок, рассказ, словесный портрет страны). Эффективному решению вопросов способствует и организация познавательного (когнитивного) конфликта, где школьники учатся понимать противоборство взглядов, точек зрения, не связанных с нарушением личностных отношений.
При разработке программы учитывались следующие принципы:
Принцип целостного представления о мире: учебное содержание соответствует современным представлениям и взглядам географической науки, определяя её место в системе общечеловеческих знаний.
Принцип деятельности, где ребенок является субъектом познавательной деятельности;
Принцип минимакса: учебное содержание соответствует максимальному уровню изучения, из которого каждый ученик выбирает приемлемый для себя.
Принцип вариативности: позволяет ставить ученика в позицию выбора, где из большого объема материала выбирается соответствующий определенным требованиям.
Принцип творчества: позволяет включать задания, требующие самостоятельности и нестандартности решения.
Принцип психологической комфортности: позволяет осуществлять индивидуальный подход к деятельности каждого ученика, учитывая психологические и интеллектуальные способности личности.
Таким образом, индивидуальные особенности школьника формируют качества его личности. И задача учителя помочь ребенку развить и совершенствовать эти качества, которые лежат в интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сферах и сфере саморегуляции.
Результативность программы.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- “читать” карту;
- выдвигать гипотезы и доказывать (или опровергать) их;
- выполнять необходимые измерения и использовать метод наложения карт одну на другую;
- сопоставлять, сравнивать, анализировать данные различных географических источников;
- систематизировать и обобщать полученные в ходе поисковой работы информационные материалы;
- создавать компьютерные презентации;
- выполнять творческие задания разного уровня сложности.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о влиянии географического положения на природу, быт и хозяйственную деятельность человека, о влиянии природы, размеров территории на развитие экономики страны
Эффективность деятельности по программе покажет активность и заинтересованность учащихся в ходе занятий, при выполнении практических работ, проведении дискуссий, защите проектов и разработке и демонстрации компьютерных презентаций.
Учебно-тематический план факультативного курса “По странам и континентам” для учащихся 7 класса
№ | Наименование тем | Всего часов |
В том числе | Формы контроля | |
лекции | практика | ||||
1 | Самое, самое, самое: рекорды материков | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа |
2 | О чем могут сообщить географические названия | 1 | 1 | Сообщения, рефераты | |
3 | Что такое государство? | 2 | 0,5 | 1,5 | Участие в семинаре |
4 | Города на карте мира | 2 | 0,5 | 1,5 | зачет |
5 | География сельского хозяйства | 1 | 0,5 | 0,5 | Компьютерная презентация, сообщения, творческая работа |
6 | Миниатюрная Европа | 2 | 1 | 1 | Компьютерная презентация, сообщения, творческая работа |
7 | Страны Азии: история, религия, искусство, образ жизни | 3 | 1 | 2 | Компьютерная презентация, визитная карточка страны |
8 | Жаркая Африка: страны и народы | 2 | 0,5 | 1,5 | Компьютерная презентация |
9 | Государства Северной и Южной Америки | 2 | 0,5 | 1,5 | Компьютерная презентация, визитная карточка страны |
10 | Галерея образов стран мира | 1 | 1 | Итоговая творческая работа | |
Всего | 17 | 5 | 12 |
Содержание программы
1. Самое, самое, самое: рекорды материков(1 час)
Самая большая часть света. Самый теплый материк. Материк с самым длинным побережьем. Материк с самой малой долей островов. Часть света с самым большим различием между самой высокой и самой низкими точками. Самая плоская часть света. Самый холодный материк. Крупнейший остров и полуостров. Самая длинная горная цепь, высочайшая горная система, наибольшая абсолютная величина. Крупнейшая пустыня. Самая большая низменность. Самое большое нагорье.
Практические и творческие задания:
1. Определить по физической карте рельеф территорий, береговую линию, крупнейшие острова и полуострова.
2. Подписать на контурной карте: материки и части света, о. Гренландия, Аравийский п-ов, Кордильеры, Гималаи, г. Джомолунгма, Сахара, Тибет, Амазонская низменность,
3. Подготовить сообщения о выдающихся географических объектах Земли.
2. О чем могут сообщить географические названия (2 часа)
Имена на карте. Что такое топонимика. Историческая роль географических названий. Русские названия на карте мира. Имена животных в географических названиях. Названия, данные по именам, фамилиям и прозвищам. Облик ландшафта в названиях. Святые имена на карте. Имена властителей на карте.
Практические и творческие задания:
1. Найти на карте и составить список географических объектов по категориям: имена путешественников, имена животных, святые имена, имена властителей.
2. По словарям-справочникам определить сроки появления названий на географической карте.
3. Составить компьютерную презентацию “Имена на географической карте”.
3. Что такое государство? (2 часа)
Государственная территория. Границы разделяющие и соединяющие. Суверенитет. Символы государственности: государственный герб, гимн, флаг, государственные праздники, ордена и медали за заслуги перед страной. Разнообразие государств: республики, монархии. Зависимые территории.
Практические и творческие задания:
- Рассмотреть карты и определить государственные границы.
- Коллективная работы: создание галереи образов стран.
- Рассмотреть флаги государств, определить и объяснить цветовую гамму.
- Оформить выставку “Флаги и гербы государств мира”.
- Создать презентацию о государственных символах
4. Города на карте мира. (2 часа)
Город – двигатель прогресса. Какие бывают города? Города-крепости. Города-заводы. Города- порты. Города-курорты. Исторические города. Новые города. Города–“ученые”. Города-тезки. Города–центры туризма. Судьбы городов. Профессии городов. Агломерации–созвездие городов. Мегалополисы-созвездия созвездий.
Практические и творческие задания:
- Определить по карте крупные города, столицы, агломерации.
- Подписать на контурной карте крупные города и столицы государств.
- Создать компьютерную презентацию на тему: “Города мира”
5. География сельского хозяйства. (1 час)
Распространение земледелия в прежние времена. Тундра – на пределе возможного. Умеренный пояс–мировая житница. Благодатные субтропики. Блеск и нищета тропиков. Под палящим солнцем пустыни.
Практические и творческие задания:
- Определить по карте природные зоны и объяснять их отличительные черты
- Соотнести карты природных зон и политическую карту и определить государства расположенные в той или иной природной зоне.
- По дополнительным источникам информации (текстовые, картографические, мультимедийные) определить главные сельскохозяйственные культуры.
- Создать компьютерную презентацию “Сельскохозяйственные страны”
6. Миниатюрная Европа. (2 часа)
Государства Европы. История европейских государств. Большие государства и государства-малютки. Ватикан. Андорра. Сан-Марино. Германия. Италия. Великобритания. Дания и др. (по желанию учащихся).
Практические и творческие задания:
- Определить по карте государства Европа, подписать на контурной карте
- Подготовить сообщение об одной из стран, используя данные картографических и текстовых источников информации.
- Найти информацию о выдающихся детских писателях европейских государств.
- Рассмотрев герб государства, объяснить его историю.
- Оформить таблицу “Европа: самое, самое”
6. Создать компьютерную презентацию по темам: “Миниатюрные государства Европы”, “Детские европейские писатели”, “Достопримечательности Европы”
7. Страны Азии: история, религия, искусство, образ жизни. (3 часа)
Государства Азии. История древних цивилизаций. Китай. Япония. Черты сходства и различия двух государств. Национальные особенности государств. Индия: природа, народы, религия, культура, образ жизни.
Практические и творческие задания:
1. Определить по карте государства Азии, подписать на контурной карте
2. Подготовить сообщение об одной из стран, используя данные картографических и текстовых источников информации.
3. Создать компьютерную презентацию
4. Подобрать иллюстративный материал по темам: “Искусство народов Азии”, “Образ жизни”, “Произведения мастеров”, “Туризм в странах Азии”, “Достопримечательности”
8. Жаркая Африка: страны и народы. (2 часа)
Государства Африки: границы, государственные символы. Народы, населяющие Африку. Особенности образа жизни. Сельское хозяйство, быт и культура.
Практические и творческие задания:
1. Определить по карте государства Африки, подписать на контурной карте
2. Создать компьютерную презентацию о любом государстве Африки
3. Подготовить сообщение о народах населяющих Африку, о её природе.
9. Государства Северной и Южной Америки. (2 часа)
Государства Америки: внутриконтинентальные, морские и островные. Народы Северной и Южной Америки: коренные жители и пришлое население. Древние цивилизации. Современные государства: США, Канада, Бразилия, Аргентина и др.
Практические и творческие задания:
1. Определить по карте государства Северной и Южной Америки, подписать на контурной карте
2. Создать компьютерную презентацию о любом государстве современности или древности.
3. Подготовить сообщение о народах населяющих Америку, о её природе, образе жизни народов.
10. Галерея образов стран мира. (1 час)
Государства стран мира. Особенности стран мира: территория, народы, образ жизни
Практические и творческие задания:
- Создать визитные карточки стран мира.
- Оформить выставку: “По странам и континентам”.
- Защита творческих работ по любой стране на выбор.
Список литературы для учителя
1. Атлас. Экономическая и социальная география мира. / Глав. ред. Полункина Н.Н. – Омск: ФГУП “Омская картографическая фабрика”, 2004. – 48 с.
2.Анкетные данные стран мира. Австралия и Океания. С. 18-21// География, №12, 2006
3. Анкетные данные стран мира. Америка. С. 12-21// № 11, 2006.
4. Бермудские острова. Камерун. С. 20-21// География, № 22, 2006.
5. Вагнер Б.Б., Вагнер В.Б. Знаешь ли ты карту? Занимательная геогнозия. – М.: Флинта, наука, 1998. – 152 с.
6. Все о странах мира. Атлас-справочник/ Ред. Шаронов А.В. – СПб.: СЗКЭО “Кристалл”, 2005. – 272 с.
7. Воробцова Т.Н. География. 7 класс. Поурочные планы к учебнику В.А. Коринской и др. “География материков и океанов”. – Волгоград: Изд-во “Учитель – АСТ”, 2002. – 136 с.
8. Географический атлас мира./ Ред. Янис Турлайс. – Рига: “Яня Сета”, М.: “Росмэн”, 1998. –96 с.
9. География в таблицах. 6-10 кл.: Справочное пособие/Авт.–сост. В. В. Климанков, О.А. Климанова. – 3-е изд. – М.: 1999. – 160 с.
10. Герб Германии. Герб Германской Демократической Республики. С. 20-21// Германия, № 16, 2007.
11. Герб Боснии и Герцеговины. С.10-11// География, № 21, 2006.
12. Государственная эмблема Брунея. С.22// География, № 2, 2007.
13. Заяц Д.В. Западная Сахара (Сахарская Арабская Демократическая Республика). С. 3-11// География, №19, 2005.
14. Ильютенко Ж. Н. Миниатюрная Европа. С. 35-37.// География, №15, 2006.
15. Королевский герб Великобритании. С. 13// География, № 5, 2007.
16. Крылов П.М. Страноведческие образы в бонистике. С. 13-21 // География, №15, 2005.
17. Лазаревич К.С. Физико-географические объекты в цифрах /м.: ООО “Чистые пруды”, 2005.- 32с. (Библиотечка “Первого сентября”, серия “География”).
18. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2005. – 288с. (В помощь школьному учителю).
19. Мартынов В.Л. Хельсинки. С.9-14// География, №10, 2005.
20. Павлюк С.Г. Камбоджа. Ангкор и Север. С. 15-19// География, № 8, 2005.
21. Павлюк С.Г. Камбоджа. Экономика и туризм. С. 13-19// География, № 7, 2005.
22. Павлюк С.Г. Камбоджа. Страна-приключение. С.6-16// География, № 4, 2005.
23. Павлюк С.Г. Образ Сирии. С.3-8// География. № 3, 2006.
24. Парфенова Е.А. Формирование образа территории. С.38-39.// География, №9, 2006.
25. Разумовская О.К., Козловский Е.Т. Занимательная география. СПб.: Изд-во “Кристалл”, 1998. – 192 с.
26. Рекорды Земли. Неживая природа./ Пер. со словацкого – Смоленск: Русич,1998. – 192 с.
27. Рыжов В. А. Национальные характеры. С. 21-26// География в школе. № 1, 2005.
28. Рыжов В. А. Национальные характеры. С. 31-34// География в школе. № 2, 2005.
29. Современный урок географии. Ч.6. Методические разработки уроков: Материки и океаны. 7 класс. – М.: Школьная пресса, 2004. 112с. (“География в школе. Библиотека журнала”. Вып. 13).
30. Сокольский В.М. Двенадцать граней Бахрейна. С. 27-35// География, № 16, 2007.
31. Страны мира. Современный справочник./ Сост. Горячкина Т.В., Ярич И.Г. – М.: ООО “Дом Славянской книги”, 2004. 604 с.
32. Трегубов В.А. Андорра сегодня. С.17-20// География в школе, №1, 2005.
33. Уфимцев Г.Ф. Непал – страна низких равнин и высочайших гор. С.27-30// География в школе. № 2, 2005.
34. Феоктистов В.Ю. Экспедиция в Камерун. С.3-12// География, № 22, 2006.
35. Хачатуров К.А. Восточная республика Уругвай. С. 8-32// География, №47, 2004.
36. Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 класс: Метод. Пособие. – СПб.: “Паритет”, 2003. – 256с. (Серия “Поурочное планирование”).
Список литературы для учащихся
1. Атлас. Экономическая и социальная география мира. / Глав. ред. Полункина Н.Н. – Омск: ФГУП “Омская картографическая фабрика”, 2004. – 48 с.
2. Вагнер Б.Б., Вагнер В.Б. Знаешь ли ты карту? Занимательная геогнозия. – М.: Флинта, наука, 1998. – 152 с.
3. Все о странах мира. Атлас-справочник/ Ред. Шаронов А.В. – СПб.: СЗКЭО “Кристалл”, 2005. – 272 с.
4. Географический атлас мира./ Ред. Янис Турлайс. – Рига: “Яня Сета”, М.: “Росмэн”, 1998. –96 с.
5. Разумовская О.К., Козловский Е.Т. Занимательная география. СПб.: Изд-во “Кристалл”, 1998. – 192с.
6. Рекорды Земли. Неживая природа./ Пер. со словацкого – Смоленск: Русич,1998. – 192 с.
7. Страны мира. Современный справочник./ Сост. Горячкина Т.В., Ярич И.Г. – М.: ООО “Дом Славянской книги”, 2004. 604 с.
8. Энциклопедия для детей. Т.3. География. –2-е изд./Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. – 704 с.