Урок по теме «Сообщающиеся сосуды»

Разделы: Физика


Цели урока:

Дидактическая: создать условия для осознания блока новой учебной информации и включения субъектного опыта учащихся в процессе познания.

Образовательная: сформировать представления учащихся о сообщающихся сосудах, помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая: создавать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная: способствовать привитию культуры умственного труда для повышения интереса к изучаемому материалу.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование: две стеклянные трубки (можно медицинские шприцы) резиновая трубка, (можно трубку медицинскую от капельницы), сосуд с водой и сосуд с маслом растительным, штатив, рисунки чайников, демонстрационный прибор сообщающиеся сосуды, рисунок

Ход урока

1. Мотивация. Загадка. Из горячего колодца через нос водица льётся?

2. Предлагаю урок начать с посещения виртуального магазина, где каждый выберет себе понравившийся чайник. (Учащимся, заранее до урока, дается задание, нарисовать, чайники и принести рисунки. Сделать выставку рисунков.)

3. Проблема: подумайте, какие подручные средства можно использовать, чтобы быстро и ровно повесить картину на стене.

4. На столе стоит прибор сообщающиеся сосуды. Составьте определение сообщающихся сосудов. Выделите главный признак, по которому можно установить является ли сосуд сообщающимся.

Сообщающиеся сосуды - это сосуды, имеющие общую часть, заполненную покоящейся жидкостью.

5. Как расположена жидкость в сообщающихся сосудах?

6. Одинаковое ли давление испытывает жидкость в сообщающихся сосудах?

7. Первичное усвоение материала: экспериментальное исследование. Работа в группах

1 группа

Задание: определение закона сообщающихся сосудов для однородной жидкости

Приборы и материалы: две стеклянные трубки, резиновая трубочка, сосуд с водой, штатив.

Выполнение эксперимента: изменяя положение трубок с водой, определите высоту воды в каждой трубке Н1 и Н2. Сделайте вывод. Ответьте на вопросы:

1. Какова цель исследования?

2. Изменяется ли давление в трубках?

3. Запишите формулу давления жидкости для двух столбов. Р…..Р

4. Вывод: в сообщающихся сосудах, заполненных однородной жидкостью имеет место соотношение Р…..Р.

2 группа.

Задание: определение закона сообщающихся сосудов для жидкостей с разными плотностями.

Приборы и материалы: две стеклянные трубки, резиновая соединительная трубка, два сосуда: один с водой, другой с маслом растительным, штатив.

Выполнение эксперимента: изменяя положение трубок определите высоту Н1 и Н2 воды и растительного масла.

Ответьте на вопросы:

1. Какова цель исследования?

2. Изменяется ли давление в трубках?

3. Запишите формулу давления жидкости для двух столбов. Р….Р

Вывод: В сообщающихся сосудах, заполненных неоднородной жидкостью имеет место соотношение Р …. Р.

У вас не возник вопрос, почему начали урок с посещения виртуального магазина? Правильно. Чайник это сообщающийся сосуд.

Первичное закрепление знаний.

1. Обоснуйте свой выбор в магазине. Почему такой чайник вы выбрали?

2. Назовите, какие ещё вы знаете сообщающиеся сосуды.

Информацию об этом вы можете получить:

  1. Из учебника Физика 7 стр 95, 96.
  2. Из анализа рисунков, демонстраций.
  3. Из личного опыта.

Применение сообщающихся сосудов:

- водомерное стекло,

- шлюзы,

- артезианский колодец,

- лейка,

- чайник.

3. Близнецы Витя и Митя по утрам пьют чай из сообщающегося сосуда. Пока Митя сыплет сахар, Витя уже выпивает половину своего чая из своего сосуда. Куда девается при этом чай из Митиного сосуда?

4. Какие подручные средства можно использовать, чтобы быстро и ровно повесить картину на стене? (Сообщающиеся сосуды)

5. Рассмотрите рисунок и сравните давление, действующее на кран слева, с давлением, действующим справа. Подумайте, будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран. Если да, то, из какого сосуда, в какой?

Заполните пропуски, соответствующими знаками и словами для справок.

1. Р…..Р поэтому вода ……….переливаться ………

2..Р …Р поэтому …………… переливаться ………

3. Р …Р поэтому вода ………переливаться ……….

Знаки и слова для справок: любое слово и знак можно использовать несколько раз:

=, больше, меньше, будет, не будет, вода, нефть, в первый сосуд, во второй сосуд, из одного сосуда в другой.

Литература

1. В.И. Решанова Развитие логического мышления учащихся при обучении физики. Москва “Просвещение”, 1985 г. Книга для учителя.

2. А. Е. Марон Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 7, 8, 9 классы Москва “Просвещение”, 2005 г. Книга для учителя.

3. А.В. Перышкин Физика 7/2011 г.

4. Журнал физика в школе №

Урок построен по принципу личностно ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение направлено на развитие личности ученика и позволяет на принципиально иных началах формировать познавательную деятельность.

Обыденное знание приобретается в деятельности и общении; при этом происходит комплексное восприятие окружающего.