Недавно мы с учителями начальных классов обсуждали введение ФГОС в основной школе. И одна из учителей 2 класса сказала, что только теперь она поняла, почему стали вводить новые стандарты. Дело в том, что почти все её ученики – гиперактивные дети. Их трудно удержать 40 минут за партой, они всё время хотят прыгать, бегать и что-нибудь делать. Она хвалит учебники для начальной школы, потому что там много заданий для организации деятельности учащихся, им не приходится скучать, всё время учитель переключает их с одного задания на другое, подталкивая ребят к размышлениям, исследованиям и выполнению различных проектов.
Учителям основной школы с 1 сентября только предстоит принять этих непоседливых и смышлёных ребятишек. Конечно, есть волнения: справимся ли мы? Но мне кажется, что учителя физики всегда использовали активные методы работы на своих уроках. Ведь невозможно на уроке физики, особенно в 7–9 классах, просто сухо читать лекции для учащихся. Я всегда старалась отходить от традиционных уроков, где всё, начиная с цели урока и заканчивая итогом, идёт от учителя. Дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Поэтому почти все мои уроки являются деятельностными: ученики не пассивно наблюдают за моей работой, а высказывают гипотезы, экспериментально их подтверждают, самостоятельно делают выводы. Опора на жизненный опыт позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности. А моя задача– показать им, что школьные уроки физики – это необходимая подготовка к жизни, поэтому всегда привожу примеры из своего опыта. Например, в начале урока о давлении газа в 7 классе рассказала о баллоне газа, который когда-то стоял у нас на кухне у отопительной батареи. Пришли работники из Гор газа и отругали нас. Почему, о чём они нас предупредили? Я не даю готовых знаний, а через беседу создаю условия для детской инициативы и самостоятельного поиска ответов.
Планы уроков я тоже стала писать по-другому, прописывая и деятельность учителя, и деятельность ученика:
Организационный этап урока
Задачи урока для учителя (целеполагание) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прогнозируемые результаты деятельности ученика - развиваемые у учащихся виды УУД |
Подготовить психологически учащихся к обучению | Обеспечивает благоприятный настрой. Предлагает разделиться на группы и распределить роли. | Настраиваются на работу. Делятся в группы по три человека. Распределяют роли специалистов по газам, твердым телам и жидкостям. | Личностные: интерес к учебе. Коммуникативные: контроль и оценка своей готовности к уроку, умение договориться |
Определение целей деятельности на уроке
Подтолкнуть учащихся к определению темы урока. | Просмотр видеофрагмента из м/ф
“Винни Пух”. Предлагает надуть шары. Задаёт наводящие вопросы. Предлагает сжать их. Подводит итог обсуждению, объявляя тему урока, говорит о важности изучения данной темы. |
Смотрят м/ф. Надувают шары, сжимают их, отвечают на вопросы, высказывают предположения о теме урока, записывают в тетрадь. |
Коммуникативные: умение слушать товарища, участвовать в коллективном обсуждении. |
Актуализация знаний
Проверить уровень усвоения учащимися учебного материала, необходимого для изучения новой темы. | Предлагает нестандартные задания и ситуации для применения старого знания и введения нового материала. Предлагает специалистам по газам, жидкостям и твёрдым телам собраться в группы и изобразить движение молекул. | Учащиеся разбиваются на группы, изображают движение молекул, рассказывают о нём, о свойствах газов, жидкостях и твёрдых тел. Просмотр видеофрагмента о свойствах газа. | Коммуникативные: вступают в учебный диалог, овладевают монологической и диалогической формами речи. Умение договориться в группе о совместной деятельности. Общеучебные: умение предъявлять информацию в словесной и символической форме. |
Открытие новых знаний
Подтолкнуть учащихся к выдвижению гипотезы о причине давления газа, проверка этой гипотезы | В чем состоит причина давления,
производимого твердыми телами, жидкостями и
газами? Как узнать? Предлагает провести эксперимент |
Затрудняются с ответом, высказывают гипотезы. Проводят эксперимент с надуванием шара, наполнением пакетов водой и предметами. | Коммуникативные: вступают в учебный диалог, высказывают предположения, слушаю друг друга. Универсальные: выдвижение предположения, наблюдение, анализ результатов эксперимента и построение вывода. Регулятивные: выдвижение гипотез, прогнозирование результата, наблюдение Личностные: мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно – ориентированного подхода |
Создание проблемной ситуации | Давление в твердых телах и в жидкостях обусловлено действием на них силы тяжести. Именно она их тянет книзу. Но ведь в газе тоже есть молекулы – и они тоже притягиваются к Земле. Значит давления газа обусловлено другими причинами, чем давление твердого тела на опору? Проблемная ситуация! | Затрудняются с выводом. Еще раз изображают движение молекул газов. Делают вывод о причине давления, производимого жидкостями, газами и твердыми телами. |
|
Просмотр видеофрагмента | Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и прочитать в учебнике вывод, используя несколько видов памяти учащихся. | Смотрят видеофрагмент, читают вывод в учебнике на стр. 85 (второй абзац). Записывают вывод в тетрадь: в газах давление создаётся ударами беспорядочно движущихся молекул. | |
Выяснение значения давления в газах по всем направлениям | Учитель задаёт вопрос: “А
одинаково ли это давление по всем
направлениям?”, выслушивает предположения,
предлагает проверить различные точки зрения с
помощью воздушного насоса и шприцов. Что происходит с размерами шарика? |
Выдвигают гипотезу, проверяют с помощью воздушного насоса. Затрудняются с объяснением результата эксперимента (увеличение объема шара по всем направлениям при откачивании воздуха).Такой же эксперимент вы делают на местах: специалисты по газам берут шприцы с маленькими резиновыми шариками внутри. Закрывают отверстие пальцем и перемещают поршень вниз. Смотрят видеофрагмент с тем же опытом, где шарик лопается. Теперь делают вывод самостоятельно: газ давит по всем направлениям одинаково. | |
Установление на практике, от чего зависит давление газа | От чего зависит давление газа? Предлагает выдвигать предположения и способы их проверки. Предлагает разным группам учащихся выбрать оборудование на столе для проверки своих предположений. |
Делятся на группы, обсуждают и
выбирают оборудование и на практике
устанавливают, от чего зависит давление газа: 1. Ударяют по подвижной стенке маленькими и большими шариками. 2. Надувают шарик обычным способом 3. Надувают шарик с помощью воздушного насоса 4. Стреляют из воздушного пистолета 5. Дуют в пластмассовую трубку со скрученной бумажной трубкой на конце 6. Пробуют удалить вмятину на оболочке мячика для настольного тенниса. 7. Нагревают ладонями перевёрнутую и опушенную тонким концом в воду стеклянную колбу. 8. Перемещают поршень в шприце с резиновой плёнкой на конце и наблюдают за выгибанием и втягиванием этой плёнки. Наблюдают, анализируют, делают выводы |
Закрепление материала
Повторение изученного, систематизация, решение задач | Предлагает самостоятельно
повторить изученный материал по опорному
конспекту. Предлагает задачи из сборника задач по физике В.И.Лукашика для 7–8 класса |
Повторяют по опорному конспекту,
рассказывают в парах друг другу. Решают и обсуждают качественные задачи. |
Познавательные – структурирование знаний, обобщение |
Проверка знаний
Тестирование | Предлагает задание на проверку усвоения нового материала | Индивидуальная работа с тестом | Регулятивные: коррекция, оценка и осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
Рефлексия
Заполнение анкеты рефлексии | Предлагает анкету для осмысления и анализа своей деятельности на уроке | Осмысление своей работы на уроке и индивидуальное заполнение анкеты | Личностные: формирования ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения |
Разнообразные виды деятельности позволяют поддерживать у учащихся интерес на протяжении всего урока. Весь урок происходит постоянная смена видов деятельности – опыты, эксперименты, демонстрации, работа с учебником, просмотр презентации и видеофрагментов, решение задач. Компьютерная поддержка в виде презентации и видеофрагментов помогают красочно иллюстрировать урок. Обеспечение занятости каждого ученика позволяет избежать пассивных созерцателей. Применяя в конце урока выходной контроль в виде теста, можно выяснить, освоен ли Обязательный минимум каждым учеником.Обязательная рефлексия поможет учащимся осмыслить свою деятельность на уроке, проанализировать трудности и успехи. А для учителя послужит информацией к улучшению его дальнейшей работы.