Подгрупповое занятие на тему «Дифференциация "ш-щ" в слогах и словах»

Разделы: Логопедия


Цель: формировать умение дифференцировать звуки Ш-Щ в слогах и в словах.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • закрепить умение правильно произносить звуки Ш-Щ;
    • учить дифференцировать звуки Ш-Щ в слогах и в словах;
    • закреплять умение делить слова на слоги;
    • продолжать учить утрированному чтению и письму с проговариванием.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать фонематическое восприятие;
    • закреплять графическое изображение буквы;
    • развивать слуховое и зрительное внимание;
    • развивать звуко-буквенный анализ и синтез;
    • развивать навыки словообразования;
    • расширять словарный запас;
    • развивать внимание, память, межполушарное взаимодействие, способность к переключению.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • формировать навык самоконтроля;
    • формировать положительную учебную мотивацию;
    • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, карандаши синего, зеленого цвета, клей, распечатанные задания по количеству детей (Приложение 1, Приложение 3, Приложение 4), слоговые таблицы по количеству детей (Приложение 2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед: Ребята послушайте и отгадайте загадку.

Глазища, усища,
Хвостища, когтища,
А моется всех чище.
Кто это?

Логопед: Какой звук чаще встречался в этой загадке?

Учащиеся отгадывают загадку. Называют звук, который слышится чаще всего – Щ.

II. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки Ш и Щ в слогах и словах.
Дайте характеристику звуку Щ.
(Щ – согласный, мягкий, глухой, непарный).
Дайте характеристику звуку Ш.
(Ш – согласный, твердый, глухой, парный)

Работа над графическим образом буквы

Логопед: Какими буквами на письме обозначаются звуки Ш и Щ. (Буквами Ша, Ща)

Задание 1. Упражнение зеркальное письмо.

Логопед: открывайте свои тетради. Вам нужно в тетради двумя руками одновременно написать букву Ша, затем букву Ща.

Учащиеся выполняют задание.

Задание 2. Мягкий – твердый

Логопед: Поиграем в игру «Мягкий – твердый». Я вам говорю слоги, если вы слышите в слоге звук Щ – мягкий звук вы гладите себя по руке, если вы слышите твердый звук Ш – вы сжимаете кулаки.

Логопед произносит слоги ША, ЩУ, ШИ, ШО, ЩЕ, ШЕ, ЩИ
Учащиеся выполняют задание.

Задание 3. Дифференциация звуков Ш-Щ в словах

Логопед: приклейте в тетрадочки задание. На картинке 2 домика. Синий с буквой Ш, зеленый с буквой Щ и картинки на которых предметы в названии которых встречаются звуки Ш и Щ. Вам надо стрелочками распределить предметы по домикам, четко называя нарисованную картинку.

Приложение 1

Учащиеся четко называют картинку и стрелочкой направляют ее в домик с буквой Ш или Щ.
Проверяем правильность выполненного задания. Учащийся четко произносит название предмета и говорит к какому домику он отнес данную картинку.

Задание 4. Поймай звук.

Логопед предлагает учащимся таблицы слогов. Учащийся должен прочитать по заданию логопеда строчку или столбик из таблицы, четко проговаривая каждый слог.
Остальные учащиеся слушают внимательно и если слышат звук Щ хлопают в ладоши. Учащиеся по очереди читают четко слоги.

Приложение 2

Задание 5. Найди слова.

Логопед: приклейте в тетради задание (логопед раздает задание). Перед вами слова
которые склеились друг с другом. Вам необходимо отделить слова друг от друга вертикальной черточкой. Подчеркните Щ – зеленым карандашом, Ш– синим карандашом.

Приложение 3

Учащиеся выполняют задание.
Проверяем правильность выполнения задания.

Динамическая пауза «Один – много»

Логопед предлагает учащимся встать в круг.

Логопед: мы с вами поиграем в игру один – много. Я вам кидаю мяч, называю предмет, вы мне кидаете мяч обратно, и говорите, как мы назовем эти предметы, если их много.
Логопед кидает детям по очереди мяч называя предметы: лещ, камыш, кошелек, плащ, щенок, машина, щука, шаль.

Дети отвечают: лещи, камыши, кошельки, плащи, щенки, машины, щуки, шали.
Учащиеся садятся на свои места.

Задание 6. Письмо под диктовку, деление на слоги

Логопед: Разделите лист в тетради на 2 столбика (4-5 строчек) на верхней строчке напишите в одном столбике Ш, в другом Щ. Слушайте внимательно я вам диктую слова а вы их записываете по столбикам: если в слове звук Ш – записываете в столбик Ш, если в слове звук Щ – записываете в столбик Щ.

Учащиеся записывают слова по столбикам четко диктуя себе каждое слово.
Логопед диктует слова: плющ, мышь, шишка, щека, овощ, шашка, каша, машина, щель.
Проверяем правильность выполнения задания.
Логопед: Обведите карандашом слова, в которых 2 слога.
Дети обводят слова: Шишка, щека, овощ, шашка, каша.
Проверяем правильность выполнения задания.

Задание 7. Вставь нужную букву

Логопед: приклейте в тетради задание (Приложение 4). У вас на листочках слова, в которых пропали буквы Ша и Ща. Вам нужно определить какой звук мы слышим в этих словах и обозначить их соответствующей буквой.
Учащиеся выполняют задание.
Проверяем правильность выполнения задания.

Задание 8. Напиши 3-ю букву из слов.

Логопед: а сейчас вам нужно быть очень внимательными. Я буду произносить слова, а вам нужно записывать в тетради только 3-ю букву из этих слов.

Логопед произносит слова: Крот, соты, роль, крик, дача, лень, кран, пряник, дерево, скат, ребро, крона, метро, плащ.
У учащихся получается ОТЛИЧНАЯ РАБОТА.

III. Итог занятия

Логопед. Какие звуки мы сегодня учились различать? Вспомните слова с Щ, с Ш.

Учащиеся придумывают слова, в которых есть звуки Ш-Щ и называют их по очереди.