Тип урока:
- систематизировать и обобщить знания по теме;
- повторить теоретические сведения о предлогах и союзах, доказать их значимость;
- совершенствование умений доказывать принадлежность к служебным частям речи;
- развивать умение грамотно выражать мысли;
- расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной культуре, истории.
Вид урока: заочная экскурсия
Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, мы с вами закончили изучать тему “Служебные части речи. Предлоги и союзы”. Давайте вспомним, чем отличаются служебные части речи от самостоятельных. Что общего между предлогами и союзами?
- Как они образуются? [- Каковы их функции?]
- Какова роль в речи?
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ:
Сегодня наш урок мы проведём немного нетрадиционно. Я приглашаю вас на заочную экскурсию в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве. Знакомясь с интерьером, описывая экспонаты, мы увидим, что без предлогов и союзов трудно обойтись в речи. Экскурсия наша общеобразовательная. Мы должны будем повторить всё, что знаем о предлогах и союзах. Вы должны быть внимательны, активны, выполнять задания, а по окончании экскурсии нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Находясь в музее, прошу соблюдать тишину и внимательно слушать экскурсовода. А его роль сегодня будете выполнять вы.
На экране появляется портрет М.Ю.Лермонтова.
УЧИТЕЛЬ:
Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о М.Ю. Лермонтове, о его творчестве?
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ:
Личная и творческая судьба М.Ю.Лермонтова тесно связана с Москвой. Поэт признавался:
На экране:
“Москва моя родина и всегда ею останется. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив”.
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский,- сильно, пламенно и нежно!
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, современная Москва – это огромный мегаполис с прекрасными проспектами, улицами, великолепными зданиями. Но есть здесь и вовсе не примечательные улочки, которые очень дороги не только каждому москвичу, но и гостю столицы. Вот на такую улицу мы сегодня с вами и отправляемся.
На экране появляется Дом-музей и сад.
ЭКСКУРСОВОД-1 (читает текст и садится на место).
Если идти мимо Нового Арбата и свернуть на тихую улочку Малую Молчановку, то можно увидеть дом №2. Для того чтобы попасть в дом, нужно войти в калитку. Через калитку мы попадём в небольшой, зато очень красивый сад. Внутри сада находится беседка.
УЧИТЕЛЬ:
Обратите внимания, ребята, в тексте много выделенных слов. К какой части речи они относятся, докажите. (Ответы). Какие здесь встречаются предлоги? (производные, непроизводные). От какой части речи они образованы?
Какие разряды союзов здесь есть? Какие они по составу?
Выпишите на ваши листочки отдельно предлоги и союзы. Рядом укажите значение предлогов.
Ученики отвечают и выполняют задание.
На экране вход в Дом-музей.
УЧИТЕЛЬ:
Двери музея широко открываются перед нами и радушно приглашают войти в дом. Нас встречает хозяйка дома бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева.
На экране фото Л.А.Арсеньевой
УЧИТЕЛЬ: Люди, знавшие ее, говорили...
ЭКСКУРСОВОД-2:
Чтобы определить внука учиться, бабушка будущего поэта Ел.А. Арсеньева, уроженка Столыпина, приехала в Москву из своего имения Тарханы летом 1829 года.
Здесь она купила деревянный одноэтажный особняк с мезонином, построенный после пожара 1812 года в стиле ампир. Согласно договорённости с хозяином дома купцом Ф.И.Черновым, они проживали в доме (в )течени... 3-х лет. После дом менял своих жильцов, перестраивался. Благодаря местным властям, в 1982 году был открыт Дом-музей, который вошёл как филиал в состав Государственного Литературного музея.
УЧИТЕЛЬ:
Это единственный дом в Москве из тех, в которых жил Лермонтов.
Посмотрите внимательно на текст и скажите, какие слова- омонимы здесь встретились. Докажите, к какой части речи они относятся. (после чего? пожара; после дом менял).
Какие предлоги употребляются только с Дат. падежом? Выпишите их вместе с теми словами, к которым они относятся (благодаря, согласно, вопреки, наперекор).
В чём особенность производного предлога в течение? ( значение времени, правописание).Подберите к нему синонимичный производный предлог. Определите их значение, способ образовании (в продолжение, во время).
Фото М.Лермонтова в детстве.
ЭКСКУРСОВОД-3:
М.Ю. Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот на Каланчовской улице. Однако детство его прошло в Тарханах. По приезд(...) в Москву 14-летним подростком он поступил в Московский университетский благородный пансион, а потом стал студентом МГУ. К 18-ти годам им было создано около 250 лирических стихотворений.
Экспозиция музея рассказывает об укладе семьи, об интересах, увлечениях юного Лермонтова, а так(же) и людях, окружавших его в те годы. Музей не только бережно воссоздаёт обстановку дворянского дома 1-ой трети Х1Х века, но и передаёт атмосферу напряжённой духовной жизни, в которой созревал поэтический гений Лермонтова.
УЧИТЕЛЬ:
Назовите союзы в этом тексте. Какова их роль в предложении? А в тексте?
Какова роль союза ОДНАКО в этом тексте? Замените его непроизводным союзом. Как пишется союз ТАКЖЕ. Каким союзом его можно заменить? Какую роль он играет в предложении? (присоедин. однородные члены) К какому разряду сочинительных союзов (соединит.) относится НЕ ТОЛЬКО, НО И? В чём его особенность? С каким падежом употребляется предлог ПО?
Ответы учеников (союзы однако, также, и , а; не только, но и)
Комната бабушки поэта (1773-1845 гг.)
УЧИТЕЛЬ:
Мы сейчас находимся на первом этаже гостеприимного дома. Здесь располагаются комната бабушки поэта, большая и малая гостиные.
ЭКСКУРСОВОД- 4:
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, происходила из знатного рода Столыпиных, известного в России с 1566 года. Вдоль стены комнаты расположены акварели в память о её семействе. Прадед Лермонтова, А. Е.Столыпин, владел одним из лучших крепостных театров России, однако потом продал в казну. Его крепостные артисты положили начало труппе Малого театра.
УЧИТЕЛЬ:
- Назовите производный предлог в этом тексте (вдоль).
- Сделайте морфологический разбор. Назовите грамматическую основу этого предложения. Чем она выражена? (производн., пространствен., употребляется в Р.п.)
- Назовите союз в этом тексте, сделайте морфологический разбор.
На экране младший брат Арсеньевой.
УЧИТЕЛЬ:
Это младший брат бабушки поэта. Возможно, вы его портрет видите впервые, но о нем вы уже слышали. Вспомните, с кем вел диалог герой стихотворения “Бородино”?
Сообщение подготовленного ученика
Младший брат Елизаветы Алексеевны Афанасий Столыпин – боевой офицер, участник войны 1812 года, артиллерист, герой Бородина, в дальнейшем саратовский помещик. К нему Лермонтов был привязан с детства, называл его “дядюшкой”. Столыпин любил Михаила как родного племянника... Он знал и ценил его поэзию. Столыпин когда-то живо и образно поведал Михаилу Юрьевичу Лермонтову о ходе военной битвы. Ещё в юношеском стихотворении “Поле Бородина” Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант стихотворения “Бородино”.
УЧИТЕЛЬ: Вот какие знатные люди были в роду у Елизаветы Алексеевны.
ЭКСКУРСОВОД-5:
Бабушка горячо любила своего внука, старалась сделать всё, чтобы он получил хорошее воспитание и образование. В течение учёбы в пансионе мальчик свободно овладел немецким и французским языками. Литературу обучающимся преподавал известный поэт Александр Фёдорович Мерзляков, автор ставшего народной песней стихотворения “Среди долины ровныя”.
УЧИТЕЛЬ:
Послушайте её в записи.
Ученики слушают
На экране малая гостиная
УЧИТЕЛЬ:
Посмотрите, ребята, какая великолепная комната! Давайте сюда войдём.
На экране текст с пропусками
Малая гостиная – самая уютная (...) тёплая комната (...) доме. Здесь (...) долгого времени собирались родственники, соседи, (...) товарищи поэта (...) пансиону (...) университету. (...) откидной доске секретера лежит журнал “Атеней” (...) 1830 год, (...) котором было напечатано стихотворение “Весна” – первая публикация поэта. Здесь (...) лежат томики Шекспира, Пушкина. (...) книг мы видим титульный лист поэмы “Ангел смерти” (...) миниатюру (...) портретом А.Л. Верещагиной, которая была (...) кузиной, (...) близким другом Лермонтова. (В)последстви(...) она стала хранительницей бесценных реликвий поэта. Именно А. Верещагина смогла сберечь автопортрет Лермонтова. В течени(...) долгого времени его считали утерянным.
УЧИТЕЛЬ: У вас на партах листы с этим текстом. Восстановите текст. Поставьте по нужные союзы, предлоги.
Дети пишут, потом сверяют с текстом на экране.
Далее текст полностью. Читает экскурсовод.
ЭКСКУРСОВОД-6:
Малая гостиная – самая уютная и тёплая комната в доме. Здесь на протяжении долгого времени собирались родственники, соседи, а также товарищи поэта по пансиону и университету. На откидной доске секретера лежит журнал “Атеней” за 1830 год, в котором было напечатано стихотворение “Весна” – первая публикация поэта. Здесь также лежат томики Шекспира, Пушкина. Возле книг мы видим титульный лист поэмы “Ангел смерти” и миниатюру с портретом АЛ. Верещагиной, которая была не только кузиной, но и близким другом Лермонтова. Впоследствии она стала хранительницей бесценных реликвий поэта. Именно А. Верещагина смогла сберечь автопортрет Лермонтова. В течение долгого времени его считали утерянным.
Слайд автопортрет М.Ю. Лермонтова
УЧИТЕЛЬ:
Ребята! У вас на партах стихотворение “Весна” - первая публикация М.Ю. Лермонтова. Давайте прочтем.
ЭКСКУРСОВОД-7:
Если в малой гостиной всё говорит о литературных спорах и пристрастиях, серьёзном чтении и задушевных беседах, то большая гостиная – место музыки, танцев и пения. М.Ю.Лермонтов прекрасно играл как на фортепиано, так и на скрипке. Ввиду того что он проявлял интерес к игре на гитаре, бабушка взяла для него учителя. Молодой поэт владел также и хорошим голосом, поэтому, чтобы развивать его, с удовольствием исполнял арии из опер. Музыкой проникнуто и всё поэтическое творчество Лермонтова.
УЧИТЕЛЬ:
Какому стилю относится данный текст? (Публицистический, пов. с элем. описания) Назовите тип речи. Докажите. Назовите средства связи между предложениями?
Откройте скобки и выпишите предлоги вместе с теми словами, к которым они относятся. Разберите последнее предложение. Какую роль в этом играет союз И?
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ:
Мы с вами обошли весь первый этаж. Давайте поднимемся на второй.
Комната М.Ю.Лермонтова.
ЭКСКУРСОВОД- 8:
Кабинет Лермонтова находился в мезонине. “Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя, боялся грусть не утая, будить людское сожаленье...”. На бюро мы видим гусиное перо, рядом самодельные тетради юного поэта. Среди простой студенческой обстановки привлекают внимание книжные шкафы. В течение долгого времени поэт собирал собственную библиотеку, которой впоследствии очень гордился.
Мольберт с портретом отца.
ЭКСКУРСОВОД-9:
На мольберте мы видим акварельный портрет отца поэта Юрия Петровича. Вследствие разногласий между отцом и бабушкой детство и юность Лермонтова были омрачены. Несмотря на огромную любовь к внуку, бабушка не могла заменить ему отца и мать. Однако отец и сын были очень привязаны друг к другу. Юрий Петрович понимал, насколько одарён его сын. Об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну.
УЧИТЕЛЬ:
Какую роль в этом тексте играют предлоги и союзы? (НА указывает место, пространственный предлог; ВСЛЕДСТВИЕ - союз причинный, НЕСМОТРЯ НА...уступительный союз и т.д.) *связывают предложения в тексте
УЧИТЕЛЬ:
Давайте прочтём завещание отца Михаила Юрьевича Лермонтова сыну.
Читает ученик: “Хотя ты ещё в юных летах, но я вижу, что одарён способностями ума, не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчёт Богу!..”
После внезапной смерти отца в 1831 году семнадцатилетний Лермонтов писал:
“Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть”.
УЧИТЕЛЬ:
Как вы поняли эти слова?
На экране пейзажные рисунки М.Ю.Лермонтова.
УЧИТЕЛЬ:
В музее на стенах висят рисунки поэта. Он прекрасно рисовал.
Посмотрите на рисунок и опишите его, используя союзы и предлоги (5-6 предложений).
По окончании дети зачитывают свои работы (2-3).
УЧИТЕЛЬ:
Молодцы, ребята. Наша экскурсия закончилась. Вы хорошо сегодня поработали. Задание на дом. Напишите о своих впечатлениях.