Цели урока:
- Формирование у учащихся представлений об искусстве колокольного звона как неотъемлемой части художественной культуры
- Воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа
Задачи:
- раскрытие значения, места и роли колокола и колокольного звона в истории мировой художественной культуры;
- развитие художественного мышления на основе изучения произведений, связанных с колоколами и колокольным звоном;
- пробуждение интереса к искусству колокольного звона;
- воспитание уважения к традициям своего народа,
- повышение общей культуры школьников.
Программа предназначена для учащихся средней ступени общеобразовательных школ. Материал программы может быть использован для включения в уроки музыки, литературы, изобразительного искусства, отечественной и мировой художественной культуры.
Этот колокольный звон
разносится по бескрайним просторам Руси,
раскинувшимся от океана до океана, и проникает
в сердца и души русского народа.
ХОД УРОКА
Звучит колокольный звон на его фоне учитель или заранее подготовленный ученик читает стихотворение
Слайд №2-5
Колокола
Гулко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.
Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна ...
Вся мгновений дивных, сладостных
Ночь пасхальная полна,
В них, в тех звуках - миг прощения,
Злобе суетной - конец.
Беспредельного смирения
И любви златой венец,
В них - молитвы бесконечные,
Гимнов дивные слова.
В них печаль и слезы вечные
Смыты кровью Божества.
В них земли восторг таинственный
И святой восторг Небес,
В них Бессмертный и Единственный
Бог воистину воскрес!
С.Есенин
Слайд №5
С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон.
Только в России живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, в живописи. Левитан “Вечерний звон”. (Слайд №7)
- Кустодиев “Масленица”. (Слайд №8)
- Чюрленис “Колокольня”. (Слайд №9)
- А.Ахматова “Вечерний звон у стен монастыря”. (Слайд №10)
Слайд №11
Этот звон всегда характеризовал звуковую среду русского бытия. Он на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа, поэтому в литературе можно встретить описание этого священнодействия.
Слайд №12
О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная с самых древних источников. Первое упоминание о них в русской летописи под 1066 г. связано с Новгородом Святой Софией, с которой полоцкий князь Всеволод снял колокола. В “Слове о полку Игореве” говорится о колоколах полоцких, слышимых в Киеве. О колоколах есть упоминание в былинах киевского и новгородского циклов:
И повели-то Илью да ко виселице
И сопровождають Илью да как Муромца
Со всеми звонами-то церковными...
В "Слове о полку Игореве" упоминаются звучные колокола Полоцка, которые слышны даже в Киеве: "Тому (Всеславу) в Полотске позвониша заутрюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Киеве звон слыша”.
Слайд №13
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества.
М. Цветаева
СТИХИ О МОСКВЕ
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Слайд №14
В художественной литературе немало примеров использования описания колокольных звонов. Русские писатели раскрывали с их помощью сложный духовный мир своих героев, делали колокольные звоны звучащим фоном грандиозных событий, происходивших в нашей истории.
(Куприн “Пасхальные колокола”)
“Все ребятишки Москвы твердо знают, что в первые три дня Пасхи разрешается каждому человеку лазить на колокольню и звонить, сколько ему будет удобно. Даже и в самый большой колокол!
Вот и колокольня. Темноватый ход по каменной лестнице, идущей винтом. Сыро и древне пахнут старые стены. А со светлых площадок все шире и шире открывается Москва.
Колокола. Странная система веревок и деревянных рычагов-педалей, порою повисших совсем в воздухе, почти наружу. Есть колокола совсем маленькие: это дети; есть побольше — юноши и молодые люди, незрелые, с голосами громкими и протяжными: в них так же лестно позвонить мальчугану, как, например, едучи на извозчике, посидеть на козлах и хоть с минуту подержать вожжи. Но вот и Он, самый главный, самый громадный колокол собора; говорят, что он по величине и по весу второй в Москве, после Ивановского, и потому он — гордость всей Пресни.
Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, — баммм... Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?
Самый верхний этаж — и вот видна вокруг вся Москва: и Кремль, и Симонов монастырь, и Ваганьково, и Лефортовский дворец, и синяя изгибистая полоса Москва-реки, все церковные купола и главки: синие, зеленые, золотые, серебряные... Подумать только: сорок сороков! И на каждой колокольне звонят теперь во все колокола восхищенные любители. Вот так музыка! Где есть в мире такая? Небо густо синеет — и кажется таким близким, что вот-вот дотянешься до него рукою. Встревоженные голуби кружатся стаями высоко в небе, то отливая серебром, то темнея.
И видишь с этой верхушки, как плывут, чуть не задевая за крест колокольни, пухлые серьезные белые облака, точно слегка кружась на ходу”
Слайд №15
Каждый знает, какие сильные впечатления может производить церковный звон при особенных обстоятельствах и душевных настроениях человека. Нередко бывает так, что звук колокола, взывая к душе и разуму, наставляет на путь истины. А иногда производит отрезвляющее, спасающее действие на человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели.
В рассказе М Андреева “Пасха в Кремле” действие происходит в пасхальную ночь. И пасхальная радость здесь смешана с той грустью, которая всегда живет в русской природе, русской деревне.
“И вот посреди таинственной тишины сей многоглагольной ночи внезапно с высоты Ивана Великого, будто из глубины неба, раздался первый звук благовести — вещий как бы зов архангельской трубы, возглашающей общее воскресение; но теперь она возвещала только восстание одного Божественного мертвеца, который попрал смертию смерть. И вот при первом знаке, данном из Кремля, мгновенно послышались тысячи послушных ему колоколов, и медный рев их исполнил воздух, плавая над всей столицей; она была объята сим торжественным звоном, как бы некой ей только свойственной атмосферой, проникнутой священным трепетом потрясаемой меди и радостью благовествуемого торжества. Слышало ухо и не могло насытиться сей дивной гармонией будто бы иного, надоблачного мира; смотрело око и не могло наглядеться на зрелище священных огней, горевших в небе, а сердце человека не могло вместить в себя всей духовной радости — примирения неба и земли”
Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника. Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной.
Между тем как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение.
Слайд №16
“Было около десяти часов ночи, когда прозвучал первый удар колокола. Звук этот, разливаясь волнистыми кругами посреди полночного затишья, не замедлил проникнуть в избушки, к совершенной радости старушек и дедов, давно уже ждавших заутрени. Не было, впрочем,человека, который не встретил бы с радостным сердцем благовеста. В эту минуту , за пять верст в окружности, в самых дальних лачужках все разом встрепенулось сотворило крестное знамение” (Дм.Григорович “Светлое Христово воскресенье”)
Слайд №17
“От первого удара колокола по земле словно большое серебряное колесо покатилось, а когда пошёл гуд его, покатилось другое, а за ним третье. И ночная пасхальная тьма закружилась в серебряном гудении всех городских церквей” (Вас. Никифоров-Волгин “Светлая заутреня”)
Слайд №18
Можно много привести примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но, вот, до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцею, содрогается, страшится самого себя, невольно ограждает себя крестным знамением, вспоминает об Отце Небесном, и в душе его возникают новые, добрые чувства, – и погибший было навеки возрождается к жизни. Так, в ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие.
Слайд №19
“Нельзя было не вздрогнуть, когда по тихой земле прокатился круглозвучный удар соборного колокола. К нему присоединился серебряный, как бы грудной звон Знаменской церкви, ему откликнулась журчащим всплеском Успенская церковь, жалостным стоном Владимирская и густой воркующей волной Воскресенская церковь.
От скользящего звона колоколов город словно плыл по голубым сумеркам, как большой корабль, а сумерки колыхались, как завесы во время ветра, то в одну сторону, то в другую.” (Вас.Никифоров-Волгтн “Двенадцать Апостолов”)
Слайд №20
Мне хочется завершить наш урок удивительным стихотворением, которое раскрывает весь смысл нашего урока.
Слышу вас, колокола,
Над землёю.
Против горя , против зла
Вы со мною
Сколько веры и тепла!
Сколько силы!
До чего же вам мила
Мать-Россия!Вам и роща дорога,
И былинка,
И дорога на века
И тропинка,
И могучий богатырь,
И старушка,Златоглавый монастырь
И церквушка,
Вы слышны и мудрецу,
И ребёнку.
Вы летите ко дворцу
И в избёнкуВот, гудя, ударит бас:
Слушай! Слушай!
Словно с неба Божий глас -
Прямо в души.
Всё призывней, всё сильней,
Всё набатней,Всё соборней для людей,
Всё понятней.
Собирает он народ
Воедино
И на подвиги зовёт
ИсполинаА вослед ему звучат
Говорливо
Колокольчиков-внучат
ПереливыПозабудутся на миг
Боль да горе.Озарится светом лик
В каждом взоре.
Раскрываются сердца.
Люди-братья.
Словно не было конца
И распятья,Словно не было потерь
И печали -
Снова радуйся и верь,
Как в начале
И для жизни собирай
Снова силы,И сражайся и страдай
Для России.
Голоса колоколов,
Словно пламя,
Как свидетели веков
Всё вы с нами,То ль сомнения вас жгли,
То ли беды –
Всё равно вы с нами шли
До победы.
Никогда ваш гул и стон
Не остынет –Потому что боль жива
В вашем сердце,
Потому что знали вы
Слёзы жизни
И страдали для любви,
Для отчизны.Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь
Над Россией.
Слайд № 21
Что же представляют собой колокольные звоны? Колокольные звоны – это голос Родины, народа, подлинное духовное творчество. И забыть их, выбросить из памяти людской – кощунство над памятью предков, над нашей отечественной культурой. Отдадим же должное тем, кто в трудные годы лихолетья сберёг духовные ценности, наши национальные святыни, отдадим должное и удивимся той нравственной силе и красоте, которые живут в нашем человеке.
Домашнее задание: Сочинение на тему: "Что я вижу (о чем думаю), когда слышу колокольный звон?”
Использованная литература.
- “Слово о полку Игореве”.
- Ахматова. А. “Вечерний звон у стен монастыря ...”.
- Бальмонт. К. Поэма “Колокольчики и колокола”.
- Блок. А. Стихотворения: “Город в красные пределы ...”, “Не спят, не помнят, не торгуют ...”, “Сквозь серый дым от краю и до краю ...”.
- Гаршин. В.М. Рассказы “Сигнал”, “Ночь”.
- Жуковский. В. Баллады: “Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем, и кто сидел впереди”.
- Лермонтов. М.Ю. Стихотворения: “Унылый колокола звон ...”, “Панорама Москвы”.
- Лисова. Н. “Пасха”.
- Рубцов. Н.М. “О Московском Кремле”.
- “Пасхальные колокола” (Духовный мир)
- Вас.Никифоров-Волгтн “Двенадцать Апостолов”
- Вас. Никифоров-Волгин “Светлая заутреня”
- Дм.Григорович “Светлое Христово воскресенье”
- М.Андреева “Пасха в Кремле”
- А.Куприн “Пасхальные колокола”