Цель: формирование представлений о важности правильного питания.
Задачи:
- закрепление знаний о значении рыбы в питании человека;
- расширение кругозора и закрепление знаний о пресноводных рыбах Псковской области;
- развитие представлений детей о традициях питания в Псковском крае,
- развитие связной речи детей;
- воспитание любви к родному краю.
Оформление помещения, где проходит праздник, имитирует речные глубины: волны, водоросли, рыбы.
Оборудование: карта Псковско – Чудского водоема с изображением рыб, рецепты блюд из рыбы, замороженная рыба (лещ, плотва, окунь, судак, ерш, налим), имитация костра, приготовленная уха, для конкурсов продукты (картофель, лук, рыба, морковь,, рис, сахар, соль, тушенка, лавровый лист, шоколад), иллюстрации с изображением рыб, удочки с магнитами и рыбки, сковородки (2шт.), кастрюли (2 шт.).
Один из ведущих в костюме Нептуна, дети в костюмах рыб.
Ход мероприятия
Звучит музыка.
Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по Псковской области.
Выходят дети.
На Псковщине нет вулканов,
Нет арбузов, нет бананов,
Мандаринов нет, и тут
Баобабы не растут.Далеко от нас Сахара,
Нет горы Килиманджаро,
Не забраться на Тибет,
Океана тоже нет.На Ваулиных отрогах
Нет слонов и носорогов,
Крокодилов нет, и тут
Обезьяны не живут.Но зато полно местечек:
Ручейков, речушек, речек,
Где живительной водицы
Так и хочется напитьсяИ медведям, и лосям,
И лисицам, и гусям,
И коровам, и быкам,
И зайчатам, и волкам...Много рыбы, много птицы,
Чтобы было чем гордиться,
На земле старинной тут
Люди псковские живут.Широко и прозорливо
Пашут поймы, пашут нивы,-
Чтобы землю воскресить,
Чтобы было, что любить!
(В.Мухин)
Ведущий: Посмотрите на карту Псковской области. Представьте себе удивительные просторы псковских лугов, полей, лесов. На территории нашей области много рек и озер. В них водятся более сорока видов различных рыб. Особенно славится рыбными богатствами Псковско-Чудское озеро, где ежегодно добывают сотни центнеров рыбы. Сегодня наше мероприятие посвящено рыбным богатствам и кулинарным традициям нашей области.
Выходит мальчик в панаме с удочкой.
Все, пойду - ка на рыбалку!
Я в заржавленную банку
Рано - рано поутру
Червяков понаберу,
На удилище проверю
И крючок, и поплавок,
Фартук прочный я примерю,
Чтоб напрасно не промок.
Мне улов большой по силе-
Я готовился не зря.
А тебе, мой друг Мурзилий,
Я поймаю пескаря.
Что ты жмуришь хитрый глаз?
Будет все, как в прошлый раз?
Я печалиться не стану:
Рыбы нет - налью сметаны.
Ведь бывает так, что рыбки
Уплывают по ошибке,
Не клюют даже мальки,
Лишь носами - рыбаки.
(В.Алексеев)
Ведущий: Ребята, это стихотворение написал Владимир Алексеев - пскович. Он любитель посидеть с удочкой на реке.
Дети поют и инсценируют песню “Коля – рыболов” (сл. Л. Шишко, муз. Б. Киянова)
Ведущий: Ребята, а вы знаете, что существует подводное царство? А как зовут царя подводного царства? К нам на праздник пожаловал сам царь Нептун со своей свитой.
Входит царь со свитой под музыку.
Нептун: Здравствуйте, я услышал про ваш праздник и решил приехать в гости. Хочу узнать, что вы знаете о моем царстве, а еще я приготовил сюрпризы.
Выходит свита (учащиеся в костюмах рыб). Учащиеся водят хоровод и читают стихи:
Плещут волны,
плес не спит,под водою
жизнь кипит!Хоровод ведут девицы,
красноперые плотвицы.Рядом ходят окуньки –
удалые пареньки!А художницы - уклейки
на волнах рисуют змейки.Рот оскалив, щуки ходят –
страшно важничают.Раки ножницами щелкают
портняжничают.Язь резвится под кустом,
звонко шлепая хвостом.А ерши ершатся
с пескарями драться.Все снуют - и стар и млад,
весел город Рыбоград!
(В.Мухин)
Нептун: Ребята, а что вы знаете о моем подводном царстве? С кем из жителей рек и озер вы знакомы?
Дети рассказывают (у каждого в руках картинка с изображением рыбы).
Ерш
Ерш чем-то напоминает ежа - такой же колючий, очень живуч: бросишь его на лед - замерзнет, а в тепле оттает и вновь поплывет.
Плотва
В светлой воде над песчаными отмелями можно легко разглядеть стайки серебристых рыбок с красными глазами и плавниками. Это плотва.
Окунь
Окунь - рыба дневная, стайная. Питается личинками, мелкими рыбешками, пиявками. Житель прибрежья невелик, а живущий на глубине достигает полуметра и веса 3 кг.
Щука
Щуку рыбаки прозвали речным волком. Нападает она и на маленьких рыбешек, и на крупных. Еще одно прозвище есть у щуки - речной санитар. Ведь в первую очередь она нападает на больных рыб и тем очищает водоемы.
Судак
Судак предпочитает чистые воды. Крупные рыбы держатся обособленно. Питается судак рыбешками: ершом, пескарем, уклейкой.
Карась
Карась неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест все подряд (личинок, растительность).
Сом
Сом - крупнейший пресноводный хищник. Предпочитает теплую воду. Держится в одиночку. Питается рыбами, лягушками, моллюсками, при случае - водоплавающей дичью.
Линь
Линь - малоподвижная рыба. На суше покрывается пятнами, какими-то лохмотьями. Это слизь на нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба и получила свое название.
Налим
Налим - единственный представитель тресковых рыб в пресных водах. Держится в одиночку в местах с укрытием под камнем, корнем. Питается мелкой рыбой, лягушками.
Лещ
Лещ держится у дна в глубоких заводях, ямах. Эту рыбу легко узнать по сжатому с боков телу и маленькой головке с белыми глазами.
Нептун: Молодцы, ребята! Но вы забыли про моих маленьких друзей. Какие маленькие рыбки водятся в наших реках и озерах? (Ответы детей: снеток, пескарь, уклейка)
А сейчас я еще проверю вас. Я приготовил сюрприз. Кто подскажет мне, что это за рыба (показывает замороженную живую рыбу (щука, окунь, ёрш, плотва, судак))? (Ответы учащихся)
Ведущий: Молодцы! Давайте отдохнем и поиграем в игру.
Игра “Коты - рыболовы”: играющие становятся по кругу, в середине кот с удочкой со шнуром, к концу которого привязан мешочек с песком, ловит рыб.
Кот:
Я пушистый хитрый кот нынче спозаранку
Уж почистил коготки, вышел на рыбалку.
Зорко на воду смотрю – лишь пошевелится,
Я отправлю в свой живот рыбку – озорницу.
Нептун: А теперь я вам предлагаю загадки о речных жителях.
- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (щука)
- Приходит в баню в черном, а уходит - в красном. (рак)
- У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыба)
- Имя мое от слова око, т.к. глаза у меня особенные, оранжевые. (окунь)
- На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (сом)
- Драчун и забияка в речной воде живет
И маленьким рыбешкам прохода не дает,
Костлявый и колючий не любит он шутить,
Его ведь даже щука не может проглотить. (ерш) - Я - рыба.
Вся моя семья
Живет в морях,
Лишь в речке я. (налим)
Нептун: Молодцы!
Ведущий: Нептун, ребята приготовили для тебя тоже подарок: стихи и песни.
- Басня Крылова “Лебедь, рак и щука”.
- Песня “Любитель-рыболов” (сл. А.Барто, муз. М. Старокадомский). Приложение 1
- Стихотворение Б.Заходера “Никто и нигде”.
Ведущий: Ребята, давайте вспомним, героями каких сказок были рыбы. (“По-щучьему велению”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Айболит”, “Лягушка - царевна”, “О Ерше Ершовиче”)
Дети читают стихотворение “Чудак – судак”
Жил да был один Судак-
Удивительный чудак:
Жил не в море, жил не в речке-
Жил у бабушки на печке!
Не успев туда вселиться,
Начал он, чудак, хвалиться:До чего мне повезло!
Тут и сухо и тепло!
Эй вы, щуки-судаки!
Вылезайте из реки!
Речка-это не квартира,
Там и холодно, и сыро!Не ходите, рыбы, в море -
В море вы хлебнете горя,
А у бабки на печи –
И блины, и калачи!
Затопила бабка печь –
Калачей-блинов испечь.
И зажарился Судак...
А ведь мог бы жить,
Чудак!
(Б.Заходера)
Ведущий: Ребята, давайте вспомним, а какие блюда готовят из рыбы и немножко поиграем.
Конкурс “Знаток рыбных блюд”: два участника должны называть по очереди блюда из рыбы, победит тот, кто больше назовет.
Игра “Наполни сковороду рыбой”: два участника удочками с магнитом ловят рыбу в “озере” и кладут ее на сковородки – победитель тот, кто быстрее и больше наловит рыбы.
Ведущий: Ребята, чем полезна рыба? (Рыба - источник белка, который содержит все необходимые для организма ребенка аминокислоты. Печень рыбы и рыбий жир содержат витамины А и Д)
Нептун: Я хотел бы узнать, а умеют ребята уху варить.
Эстафета поваров “Приготовь уху” для двух команд: каждый участник команды по очереди добегает до стола с продуктами и выбирает тот продукт, который понадобится для приготовления ухи; та команда, которая быстрее наполнит кастрюлю и не ошибется при этом – победитель.
Нептун: Ребята, сегодня вы узнали много нового о рыбных богатствах нашей области, о пользе рыбы и о блюдах, которые можно из неё приготовить. В заключение для вас сюрприз.
Представьте, что мы остановились на привал на берегу реки - горит костер, варится уха, а отдыхающие поют песню.
Инсценировка: дети сидят вокруг импровизированного костра и поют песню “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались” (О. Митяев) Приложение 2
Всем предлагается попробовать ухи.
Используемая литература.
- Аист на крыше. Сборник произведений псковских писателей для детей/ сост. И.Я Панченко – Псков, 2003
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие - М.: ОЛМА_ПРЕСС Инвест, 2003
- Былеева Л.В., Таборко В.А. Игра?..Игра! – М.: Мол.гвардия, 1988
- Рыбы рек и озер/ под ред.Т.Прокопьева – Издательство “ТРОЛЛЬ”, 1993
- http://riddle-middle.ru/zagadki