Проект «Праздник зимующих птиц», посвященный Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц»

Разделы: Биология, Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология


Цель: расширение знаний о перелетных и зимующих птицах, населяющих Кировскую область, участие во Всероссийской эколого-культурной акции “Покормите птиц”.

Предметные результаты:

  • Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;
  • Различать перелетных и зимующих птиц;
  • Узнавать на рисунках изученных птиц;
  • Приводить примеры перелетных и зимующих птиц.

Метапредметные результаты:

  • Отвечать на вопросы о птицах;
  • Классифицировать перелетных и зимующих по известным признакам;
  • Высказывать предположения
  • Отгадывать народные загадки о птицах.

Личностный результат:

Осознавать важность чувства заботы и ответственности за судьбу птиц, любви и охраны родной природы, повышения уровня экологической культуры, развитие творческих способностей детей

Оборудование: компьютер, проектор, житоны, призы для активных участников.

Участники: учащиеся 2-8 классов, их родители, учителя

Подготовительный этап:

- учащиеся 2-6 классов за месяц получают задания по изготовлению кормушек для зимующих птиц

- за неделю до мероприятия организуется выставка-конкурс кормушек. Подводятся итоги по номинациям:

  • самая оригинальная кормушка
  • самая прочная
  • самая экологичная
  • самая нарядная
  • самая удобная для птиц
  • самая долговечная

- учащиеся 7-8 классов готовят творческие задания: сообщения, презентации, стихи, кроссворды, игры, шарады о перелетных и зимующих птицах нашего города. Лучшие работы используются для проведения праздника зимующих птиц для младших школьников.

- подготовка инсценировки фрагмента сказки Н.Сладкова “Осень”

План проекта “Праздник зимующих птиц” для младших школьников

  1. Организация школьной выставки кормушек “Птичья столовая”
  2. Инсценировка фрагмента сказки Н. Сладкова “Осень”
  3. Устный журнал-презентация “Перелетные и оседлые (зимующие) птицы нашего края”
  4. Викторина-презентация “Птичьи секреты”
  5. Подведение итогов конкурса кормушек, творческих заданий и награждение самых активных участников викторины и праздника
  6. Развешивание кормушек с кормом для птиц в парке “Аполло” города Кирова

Разработка образовательно-воспитательной части проекта

Инсценировка фрагмента сказки Н.Сладкова “Осень”

Действующие лица: Ворон, птицы: группа дроздов, группа дятлов, группа щеглов

- Жители леса!- закричал раз утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?

Как эхо донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы...

- А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

- Мы, перелетные, в теплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнет!

- Пусть сдирает!- откликнулись птицы. – Ягоды видней будут!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищелкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнем шелушить!

- А мы , щеглы, за сорняки примемся!

- Четвертым делом, - гудит Ворон,- осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, день ускорит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! – дружно откликнулись птицы. – Нас скукою не проймешь. Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! А мы будем сытыми - не заскучаем!

Устный журнал-презентация

“Перелетные и оседлые (зимующие) птицы нашего края”

Ребята, почему птицы осенью собираются в стаи и улетают на юг?

Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Перелёты более свойственны видам высоких и умеренных широт: в тундре почти все виды птиц перелётные, в тайге — три четверти видов. Число перелётных видов в тех или иных местообитаниях зависит и от того, насколько резко в них различаются кормовые условия летом и зимой. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов — почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше — среди зерноядных. Если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.

Представление и озвучивание презентации 1 “Перелетные птицы”

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы.

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми.

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Представление и озвучивание ведущими – старщеклассниками презентации 2.1 “Зимующие птицы” (для начальной школы) или презентации 2.2 (для более старших детей, подготовлена учеником 8 класса ВПГ Мусиновым Михаилом). На слайдах занимательный материал о многообразии и ареале обитания, морфологических и физиологических особенностях зимующих птиц.

Физкультминутка: выполняем упражнения вместе

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

“Викторина “Птичьи секреты”

Представление и озвучивание презентации 3 (подготовлена ученицей 7 класса ВПГ Степаненко Ариной). На слайдах загадки и вопросы о жизни зимующих птиц. С помощью ведущего учащиеся по командам или индивидуально на них отвечают. Награждение самых активных и эрудированных участников викторины и праздника.

Подведение итогов выставки кормушек, награждение победителей конкурса “Птичья столовая”. Коллективное развешивание кормушек в городском парке.

Итоги проекта

В мероприятии приняло участие 48 детей. Интересно прошел праздник зимующих птиц в школе, ребята узнали много нового и интересного о жизни птиц.

Изготовлено и развешено 38 кормушек с кормом для птиц в парке “Аполло” города Кирова. Два раза в неделю учащиеся группы продленного дня подсыпают корм в кормушки. Информация о реализации проекта размещена на сайте гимназии для повышения уровня экологической культуры среди учащихся гимназии.

Ребята сделали еще кормушки и повесили около своих домов. Наблюдают за поведением зимующих птиц и подкармливают их.

Список литературы.

  1. https://urok.1sept.ru/articles/625864/
  2. http://allforchildren.ru/why/which10.php
  3. http://www.ptici-mira.ru/