Цель: расширение знаний о перелетных и зимующих птицах, населяющих Кировскую область, участие во Всероссийской эколого-культурной акции “Покормите птиц”.
Предметные результаты:
- Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;
- Различать перелетных и зимующих птиц;
- Узнавать на рисунках изученных птиц;
- Приводить примеры перелетных и зимующих птиц.
Метапредметные результаты:
- Отвечать на вопросы о птицах;
- Классифицировать перелетных и зимующих по известным признакам;
- Высказывать предположения
- Отгадывать народные загадки о птицах.
Личностный результат:
Осознавать важность чувства заботы и ответственности за судьбу птиц, любви и охраны родной природы, повышения уровня экологической культуры, развитие творческих способностей детей
Оборудование: компьютер, проектор, житоны, призы для активных участников.
Участники: учащиеся 2-8 классов, их родители, учителя
Подготовительный этап:
- учащиеся 2-6 классов за месяц получают задания по изготовлению кормушек для зимующих птиц
- за неделю до мероприятия организуется выставка-конкурс кормушек. Подводятся итоги по номинациям:
- самая оригинальная кормушка
- самая прочная
- самая экологичная
- самая нарядная
- самая удобная для птиц
- самая долговечная
- учащиеся 7-8 классов готовят творческие задания: сообщения, презентации, стихи, кроссворды, игры, шарады о перелетных и зимующих птицах нашего города. Лучшие работы используются для проведения праздника зимующих птиц для младших школьников.
- подготовка инсценировки фрагмента сказки Н.Сладкова “Осень”
План проекта “Праздник зимующих птиц” для младших школьников
- Организация школьной выставки кормушек “Птичья столовая”
- Инсценировка фрагмента сказки Н. Сладкова “Осень”
- Устный журнал-презентация “Перелетные и оседлые (зимующие) птицы нашего края”
- Викторина-презентация “Птичьи секреты”
- Подведение итогов конкурса кормушек, творческих заданий и награждение самых активных участников викторины и праздника
- Развешивание кормушек с кормом для птиц в парке “Аполло” города Кирова
Разработка образовательно-воспитательной части проекта
Инсценировка фрагмента сказки Н.Сладкова “Осень”
Действующие лица: Ворон, птицы: группа дроздов, группа дятлов, группа щеглов
- Жители леса!- закричал раз утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?
Как эхо донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы...
- А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
- Мы, перелетные, в теплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнет!
- Пусть сдирает!- откликнулись птицы. – Ягоды видней будут!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищелкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнем шелушить!
- А мы , щеглы, за сорняки примемся!
- Четвертым делом, - гудит Ворон,- осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, день ускорит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! – дружно откликнулись птицы. – Нас скукою не проймешь. Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! А мы будем сытыми - не заскучаем!
Устный журнал-презентация
“Перелетные и оседлые (зимующие) птицы нашего края”
Ребята, почему птицы осенью собираются в стаи и улетают на юг?
Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Перелёты более свойственны видам высоких и умеренных широт: в тундре почти все виды птиц перелётные, в тайге — три четверти видов. Число перелётных видов в тех или иных местообитаниях зависит и от того, насколько резко в них различаются кормовые условия летом и зимой. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов — почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше — среди зерноядных. Если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.
Представление и озвучивание презентации 1 “Перелетные птицы”
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы.
Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми.
В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.
Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.
Представление и озвучивание ведущими – старщеклассниками презентации 2.1 “Зимующие птицы” (для начальной школы) или презентации 2.2 (для более старших детей, подготовлена учеником 8 класса ВПГ Мусиновым Михаилом). На слайдах занимательный материал о многообразии и ареале обитания, морфологических и физиологических особенностях зимующих птиц.
Физкультминутка: выполняем упражнения вместе
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
“Викторина “Птичьи секреты”
Представление и озвучивание презентации 3 (подготовлена ученицей 7 класса ВПГ Степаненко Ариной). На слайдах загадки и вопросы о жизни зимующих птиц. С помощью ведущего учащиеся по командам или индивидуально на них отвечают. Награждение самых активных и эрудированных участников викторины и праздника.
Подведение итогов выставки кормушек, награждение победителей конкурса “Птичья столовая”. Коллективное развешивание кормушек в городском парке.
Итоги проекта
В мероприятии приняло участие 48 детей. Интересно прошел праздник зимующих птиц в школе, ребята узнали много нового и интересного о жизни птиц.
Изготовлено и развешено 38 кормушек с кормом для птиц в парке “Аполло” города Кирова. Два раза в неделю учащиеся группы продленного дня подсыпают корм в кормушки. Информация о реализации проекта размещена на сайте гимназии для повышения уровня экологической культуры среди учащихся гимназии.
Ребята сделали еще кормушки и повесили около своих домов. Наблюдают за поведением зимующих птиц и подкармливают их.
Список литературы.