Тип урока: урок повторения и обобщения материала.
Класс: 5
Предмет: русский язык.
Название раздела, темы: Культура речи.
Программа и УМК:
- Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений, сост. С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2011.
- Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях/ под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова, 9-изд., перераб. – М.:Мнемозина, 2012.
- Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 класс. Пособие для учащихся, М.: Мнемозина, 2012
- Тесты по русскому языку. 5 класс. К учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова “Русский язык. 5 класс”, М.:Мнемозина, 2012.
- Уроки русского языка в 5 классе/ под ред. С.И.Львовой, сост. В.В.Васильевых, М.:Мнемозина, 2012.
- Русская орфография. Самоучитель:пособие для учащихся 5-9 классов, сост. С.И.Львова, М.:Мнемозина, 2012.
Цели урока:
Образовательные.
- Формирование навыков анализа и сравнения формул речевого этикета в русском языке.
- Актуализация знаний по теме "Формы обращения в русском языке".
- Создание учебных ситуаций на уроке, позволяющих продолжить ознакомление с формулами обращения в русском языке.
Практические.
- Формирование умения самостоятельно применять знания об употреблении формул речевого этикета.
- Развитие умения производить логические операции анализа, сравнения, исследования проблемы
- Развитие речи, мышления, памяти, воображения обучающихся.
- Развитие коммуникативных возможностей и творческой инициативы обучающихся.
- Развитие желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Воспитательные.
- Формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
- Приобщение к культуре, традициям родного языка в рамках конкретной ситуации общения, отвечающей опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 5 класса.
- Формирование толерантности к представителям различных языковых культур, уважительного отношения к языку как средству межкультурного общения.
- Выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости.
- Формирование культуры общения при работе в группе.
- Воспитание бережного отношения к слову.
Задачи:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских навыков у учащихся.
- Развивать умение давать самооценку своей деятельности.
- Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе
- Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение.
Планируемые результаты обучения:
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.
- личностные УУД: осознать необходимость употребления формул речевого этикета; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование своей деятельности под руководством учителя; оценка результатов своей работы и работы одноклассников, работа в соответствии с поставленной задачей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми; умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в схематичной форме, формировать коммуникативную компетенцию; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный видеопроектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, электронные дидактические материалы, раздаточные материалы.
Литература:
- «Уроки русского языка. 5 класс»: пособие для учителя. И.П.Васильевых, М: Мнемозина, 2010.
- «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
- Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов., М.: Мнемозина, 2012.
- «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет, С.И.Львова, М: Дрофа, 2007.
Форма работы учащихся: работа в группах, фронтальный опрос, творческая работа учащихся. Работа учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, с электронным пособием.
Стержневая тема урока: Культура речи. Повторение и обобщение знаний через создание учебных ситуаций, развитие речи учащихся.
Методы деятельности: репродуктивный, поисковый, проблемный, исследовательский.
Технологии: коллективные средства обучения, проблемное обучение, критическое мышление, метод исследования, информационно-коммуникативные.
Ход урока
(слайд 1)
I. Самоопределение деятельности.
– Добрый день, ребята!
– Урок начнем с небольшой инсценировки. Посмотрите внимательно подготовленную ребятами сценку. Обратите внимание на речь и поведение героев. Презентация к уроку (Приложение) (слайд 1)
Ученики декламирует стихотворение А.Барто « Вежливый поступок». Инсценировка. Аудио.wma (Приложение)
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
(Звучит мелодия. Входят девочки)
Не толкаются девчонки,
Скромно встали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке
– Oh? It was fantastic.
– Yes, it was great.
Павлик понял:
Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
Первый раз у нас в стране?
И с трудом он по-английски
Произнес:
– Sit down, please.
– Девочки, проходите, садитесь пожалуйста!
Ну, а сам я постою!
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна…
Учитель: Можно ли назвать Павлика вежливым человеком? А девочек? Почему?
С чего у ребят началось общение? (с обращения к собеседнику).
– Мы посмотрели сценку. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
– "Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском языке" (на экране: тема урока) (Слайд 2)
– Посмотрите на тему и постарайтесь догадаться, спрогнозировать, чему мы научимся сегодня? Каковы цели нашего урока?
– Правильно. Сегодня мы поговорим о правилах речевого этикета. На уроке мы с вами будем углублять наши знания о традициях обращения к знакомым и незнакомым собеседникам, детям и взрослым.
II. Актуализация знаний.
1. – В нашей теме прозвучали несколько терминов. Один из них – речевой этикет.
Что такое речевой этикет? (слайд 3) (ответы обучающихся)
– Итак, позвольте пригласить вас, ребята, к разговору о речевом этикете.
2. Речевая разминка
– Какие формулы речевого этикета вам знакомы? (приветствие, прощание, просьба, отказ, извинение, согласие, благодарность) (слайд 4)
(После ответов учеников примеры формул выводятся на экран).
3. Проверка домашнего задания
– Мы работаем в группах. Дома вы должны были подобрать к формуле речевого этикета примеры этикетных выражений и оформить свою работу оригинально.
Послушаем друг друга. Ребята по очереди демонстрируют свои работы, остальные внимательно слушают, не допущены ли ошибки.
– Оцените свою работу в листе самооценки. Какая работа вам показалась правильной, интересной, оригинальной.
4. Обоснование актуальности темы
– Зачем, на ваш взгляд, нужно использовать в речи этикетные формулы? Зачем нужно употреблять вежливые слова? Какую роль они играют в нашей жизни?
(Все эти слова нам нужны для того, чтобы общаться. Чтобы быть вежливым, воспитанным человеком.)
– Каким, на ваш взгляд, должно быть обращение к собеседнику, чтобы общение состоялось?
(вежливым, культурным).
5. Мини-исследование (слайд 5)
– Девочки нашего класса провели мини-исследование «Использование слов речевого этикета в классе»
Об исследовании и результатах они сейчас расскажут.
Выступление учеников.
– Нам стало интересно, насколько мы вежливы в обращении друг к другу.
– Наблюдали, как используют слова речевого этикета наши одноклассники (26 человек) в течение двух недель.
– Вы не знали об эксперименте, поэтому результаты получились подлинными.
Результаты наблюдений | Кол-во детей |
Здороваются с учителями | |
Здороваются друг с другом | |
Говорят в столовой «приятного аппетита» | |
На слова «приятного аппетита «отзываются | |
После уроков прощаются друг с другом |
Вывод: вопросов, нерешенных проблем в общении у нас много.
6. Динамическая пауза
Сейчас потренируемся над употреблением слов этикета в разных речевых ситуациях .
– На столах у вас задания-карточки, прочитайте задание и выполните вместе в группе.
- 1. Задание. (приглашение, извинение, просьба, благодарность)
Составьте мини-диалог.
- 2. Задание.
По ответной реплике восстановите предыдущую. Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали требованиям речевого этикета.
-
– Дай, пожалуйста, авторучку.
– ……………………………………. -
– Я прошу вас, помогите мне найти книгу.
– ……………………………………. -
– Нельзя ли открыть окно?
– ……………………………………. -
– Если вас не затруднит, подержите мою сумку.
– …………………………………….
– Давайте послушаем, что у вас получилось? (чтение диалогов детьми)
– Оцените свою работу в листе самооценки.
– Как вам кажется, какая группа удачнее выступила?
Вы знаете много добрых, вежливых слов. Давайте ещё раз вспомним, какие из них нужно говорить и когда. Внимательно прослушайте стихи и постарайтесь их запомнить
Маша А.:
Эти слова известны давно,
Видишь, они просты и не новы.
Но я еще раз повторю все равно:
– Добрый день, будьте здоровы!
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и красоты.
Марина Д.:
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Аня К.:
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы.
Кому сказали? Сколько раз?
Даниил И.:
Нам желают «Доброго пути».
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.
Денис И.:
Простите я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать,
Но если я все же забуду-
Простите, я больше не буду.
III. Применение знаний и умений в новой ситуации.
– Обратите внимание: в нашей теме содержится слово традиции. Что такое традиция? Слайд 6
– Если мы затрудняемся дать определение слову, к чему мы обращаемся?
Помогут нам ответить словари. (На экране – словарные определения слова)
Это слово многозначное. Оно имеет несколько значений.
Традиция – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. (С. И. Ожегов)
Что такое обращение? (Проверяем по слайду 7). Это слово многозначное. Оно имеет несколько значений. Два значения перед вами.
Сообщения.
– Ребята подготовили интересные сообщения о традициях обращения. У вас на столах схемы. Слушайте сообщения внимательно, записывайте обращения в схему.
Сообщения учащихся.
В русском языке знакомые люди в неофициальной обстановке зовут друг друга по имени, люди более старшего возраста – по имени и отчеству.
К незнакомым людям уместно обращение молодой человек или девушка только, если это соответствуем возрасту. Не рекомендуется обращение женщина, мамаша, папаша и подобные им. Обратиться по профессии или роду занятий можно, например, к врачу – доктор, медсестре – сестра, дежурному, по ученому званию – к профессору.
До революции 1917 года в России не было единого обращения к человеку. Обращение господин использовалось в официально – деловом стиле. В различных ситуациях могли использоваться обращения: сударь / сударыня, господин / госпожа, товарищ, гражданин / гражданка и обращения типа Ваше превосходительство.
После революции изменения коснулись всех обращений. Из речи почти исчезли обращения сударь, господин, дамы и господа. Обращение товарищ стало официальным. Оно использовалось независимо от пола и употреблялось как в сочетании с фамилией, так и без нее (товарищ Иванова; товарищ майор; товарищ, подождите).
Начиная с конца 80-х гг. стали возрождаться дореволюционные обращения (сударь, сударыня, господин, госпожа). Обращение же товарищ постепенно начало выходить из обихода, сохранившись при обращении военных по званию (Товарищ капитан).
Современные перемены не являются возвращением к старой дореволюционной системе, они, скорее, демонстрируют живой и изменчивый характер языка.
– Проверим ваши схемы, все ли обращения вы записали? Насколько внимательны вы были? (самопроверка)
IV. Контроль усвоения.
Динамическая пауза
– Выделите верные ответы, используя карточки-опоры.
-
В русском языке можно обратиться по профессии:
а) к врачу
б) к инженеру
в) к учителю -
После революции 1917 года исчезли обращения:
а) гражданин
б) сударь, сударыня
в) товарищ -
Сегодня возвращается обращение:
а) товарищ
б) гражданин
в) господа
– Проверьте свои ответы (самопроверка слайд 10). Поставьте балл в листе самооценки.
V. Тренировочное упражнение: анализ речевых ситуаций.
– Поработаем с различными речевыми ситуациями. У вас на столах карточки-рисунки.
Попробуйте разыграть каждую сценку, употребите наиболее уместную этикетную форму обращения в каждом случае на английском языке, а затем на русском языке.
– Послушаем ваши подготовленные сценки. (Выступление ребят)
– Оцените свои диалоги в карте самооценки.
– Давайте выскажемся, как поработала каждая группа (оценивание друг друга).
– Какой диалог получился интереснее?
– Зачем мы выполняли эту работу? В жизни пригодится?
VI. Домашнее задание.
Слайд 18.
– Познакомьтесь с героем нашего урока: врачом Николаем Николаевичем Васильевым (на экране: фотография).
– Как этого человека могут называть в различные моменты его жизни совершенно разные люди, вы сможете узнать, восстановив текст, дополнив его обращениями. Помогут вам слова для справок, помещенные на карточках после текста.
Родственники и друзья зовут нашего героя Коля или Николай. Дети зовут его папа, папочка.
Племянники – дядя Коля, так же зовут дети его друзей. Но те из них, кто постарше, называют его по имени и отчеству.
На работе сослуживцы и начальник могут обратиться к нему "коллега" или назвать его – Николай Николаевича. Пациенты могут обратиться к нему – доктор!
Когда он учился в школе, к нему обращались: "Коля Васильев!"
Когда он поехал на красный свет, милиционер потребовал у него водительские права и назвал – гражданин Васильев!
Слова для справок: Коля, Николай, папа, папочка, дядя Коля, Николай Николаевич, доктор, Коля Васильев, гражданин Васильев.
VII. Выводы по уроку. Рефлексия.
– Вспомните тему нашего урока. Чему мы должны были научиться на уроке? Что удалось? Что не удалось? Поставьте итоговый балл в листе самооценки. Какая группа работала активней, работу выполняла правильно? (самооценка, взаимооценка).
Важно ли употреблять в речи вежливые слова? Какую роль играют эти слова в жизни человека?
Ученики: Все эти слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.
Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Что не понравилось, что хотелось бы изменить?
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
VIII. Итоги урока.
Акция "Цвет урока". Учащиеся оставляют на доске цветной стикер, соответствующий их настроению после данного урока
Для подготовки и проведения урока были использованы:
- Гольдин В. "Речь и этикет". – М., "Просвещеение", 1983.
- Иванов А. О., Поуви Д. Английские разговорные формулы: Учеб. пособие для студентов педю ин-тов по спец. "Иностр. яз.". – М., "Просвещение", 1989.
- Иллюстрации В. Гальдяева // "Этикет от А до Я". – М., АСТ, 1998.