«Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском языке». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

Класс: 5

Предмет: русский язык.

Название раздела, темы: Культура речи.

Программа и УМК:

  1. Программа по русскому языку для 5-11-х классов общеобразовательных учреждений, сост. С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2011.
  2. Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях/ под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова, 9-изд., перераб. – М.:Мнемозина, 2012.
  3. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 класс. Пособие для учащихся, М.: Мнемозина, 2012
  4. Тесты по русскому языку. 5 класс. К учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова “Русский язык. 5 класс”, М.:Мнемозина, 2012.
  5. Уроки русского языка в 5 классе/ под ред. С.И.Львовой, сост. В.В.Васильевых, М.:Мнемозина, 2012.
  6. Русская орфография. Самоучитель:пособие для учащихся 5-9 классов, сост. С.И.Львова, М.:Мнемозина, 2012.

Цели урока:

Образовательные.

  • Формирование навыков анализа и сравнения формул речевого этикета в русском языке.
  • Актуализация знаний по теме "Формы обращения в русском языке".
  • Создание учебных ситуаций на уроке, позволяющих продолжить ознакомление с формулами обращения в русском языке.

Практические.

  • Формирование умения самостоятельно применять знания об употреблении формул речевого этикета.
  • Развитие умения производить логические операции анализа, сравнения, исследования проблемы
  • Развитие речи, мышления, памяти, воображения обучающихся.
  • Развитие коммуникативных возможностей и творческой инициативы обучающихся.
  • Развитие желания переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.

Воспитательные.

  • Формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
  • Приобщение к культуре, традициям родного языка в рамках конкретной ситуации общения, отвечающей опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 5 класса.
  • Формирование толерантности к представителям различных языковых культур, уважительного отношения к языку как средству межкультурного общения.
  • Выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости.
  • Формирование культуры общения при работе в группе.
  • Воспитание бережного отношения к слову.

Задачи:

  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских навыков у учащихся.
  • Развивать умение давать самооценку своей деятельности.
  • Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе
  • Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение.

Планируемые результаты обучения:

  • познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.
  • личностные УУД: осознать необходимость употребления формул речевого этикета; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование своей деятельности под руководством учителя; оценка результатов своей работы и работы одноклассников, работа в соответствии с поставленной задачей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми; умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в схематичной форме, формировать коммуникативную компетенцию; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный видеопроектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, электронные дидактические материалы, раздаточные материалы.

Литература:

  1. «Уроки русского языка. 5 класс»: пособие для учителя. И.П.Васильевых, М: Мнемозина, 2010.
  2. «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
  3. Русский язык. 5 класс. С.И.Львова, В.В.Львов., М.: Мнемозина, 2012.
  4. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет, С.И.Львова, М: Дрофа, 2007.                                                                                        

Форма работы учащихся: работа в группах, фронтальный опрос, творческая работа учащихся. Работа учащихся с учебной и справочной литературой, схемами, с электронным пособием.

Стержневая тема урока: Культура речи. Повторение и обобщение знаний через создание учебных ситуаций, развитие речи учащихся.

Методы деятельности: репродуктивный, поисковый, проблемный, исследовательский.

Технологии: коллективные средства обучения, проблемное обучение, критическое мышление, метод исследования, информационно-коммуникативные.

Ход урока

(слайд 1)

I. Самоопределение деятельности.

Добрый день, ребята!

– Урок начнем с небольшой инсценировки. Посмотрите внимательно подготовленную ребятами сценку. Обратите внимание на речь и поведение героев. Презентация к уроку (Приложение) (слайд 1)

Ученики декламирует стихотворение А.Барто « Вежливый поступок». Инсценировка. Аудио.wma (Приложение)

Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал в электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки в дверь вошли.
(Звучит мелодия. Входят девочки)
Не толкаются девчонки,
Скромно встали в уголке
И беседуют в сторонке
На английском языке
– Oh? It was fantastic.
– Yes, it was great.
Павлик понял:
Иностранки!
Это видно по осанке!
Может быть, они туристки,
Первый раз у нас в стране?
И с трудом он по-английски
Произнес:
– Sit down, please.
– Девочки, проходите, садитесь пожалуйста!
Ну, а сам я постою!
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна…

Учитель: Можно ли назвать Павлика вежливым человеком? А девочек? Почему?

С чего у ребят началось общение? (с обращения к собеседнику).

– Мы посмотрели сценку. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

– "Речевой этикет. Традиции употребления обращений в русском языке" (на экране: тема урока) (Слайд 2)

– Посмотрите на тему и постарайтесь догадаться, спрогнозировать, чему мы научимся сегодня? Каковы цели нашего урока?

– Правильно. Сегодня мы поговорим о правилах речевого этикета. На уроке мы с вами будем углублять наши знания о традициях обращения к знакомым и незнакомым собеседникам, детям и взрослым.

II. Актуализация знаний.

1. – В нашей теме прозвучали несколько терминов. Один из них – речевой этикет.

Что такое речевой этикет? (слайд 3) (ответы обучающихся)

Итак, позвольте пригласить вас, ребята, к разговору о речевом этикете.

2. Речевая разминка

Какие формулы речевого этикета вам знакомы? (приветствие, прощание, просьба, отказ, извинение, согласие, благодарность) (слайд 4)

(После ответов учеников примеры формул выводятся на экран).

3. Проверка домашнего задания

Мы работаем в группах. Дома вы должны были подобрать к формуле речевого этикета примеры этикетных выражений и оформить свою работу оригинально.

Послушаем друг друга. Ребята по очереди демонстрируют свои работы, остальные внимательно слушают, не допущены ли ошибки.

– Оцените свою работу в листе самооценки. Какая работа вам показалась правильной, интересной, оригинальной.

4. Обоснование актуальности темы

Зачем, на ваш взгляд, нужно использовать в речи этикетные формулы? Зачем нужно употреблять вежливые слова? Какую роль они играют в нашей жизни?

(Все эти слова нам нужны для того, чтобы общаться. Чтобы быть вежливым, воспитанным человеком.)

– Каким, на ваш взгляд, должно быть обращение к собеседнику, чтобы общение состоялось?

(вежливым, культурным). 

5. Мини-исследование (слайд 5)

Девочки нашего класса провели мини-исследование «Использование слов речевого этикета в классе»

Об исследовании и результатах они сейчас расскажут.

Выступление учеников.

– Нам стало интересно, насколько мы вежливы в обращении друг к другу.

– Наблюдали, как используют слова речевого этикета наши одноклассники (26 человек) в течение двух недель.

– Вы не знали об эксперименте, поэтому результаты получились подлинными.

Результаты наблюдений Кол-во детей
Здороваются с учителями  
Здороваются друг с другом  
Говорят в столовой «приятного аппетита»  
На слова «приятного аппетита «отзываются  
После уроков прощаются друг с другом  

Вывод: вопросов, нерешенных проблем в общении у нас много.

6. Динамическая пауза

Сейчас потренируемся над употреблением слов этикета в разных речевых ситуациях .

– На столах у вас задания-карточки, прочитайте задание и выполните вместе в группе.

  • 1. Задание. (приглашение, извинение, просьба, благодарность)

Составьте мини-диалог.

 

   

  • 2. Задание.

По ответной реплике восстановите предыдущую. Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали требованиям речевого этикета.

  1. – Дай, пожалуйста, авторучку.
    – …………………………………….

  2. – Я прошу вас, помогите мне найти книгу.
    – …………………………………….

  3. – Нельзя ли открыть окно?
    – …………………………………….

  4. – Если вас не затруднит, подержите мою сумку.
    – …………………………………….

– Давайте послушаем, что у вас получилось? (чтение диалогов детьми)

– Оцените свою работу в листе самооценки.

– Как вам кажется, какая группа удачнее выступила?

Вы знаете много добрых, вежливых слов. Давайте ещё раз вспомним, какие из них нужно говорить и когда. Внимательно прослушайте стихи и постарайтесь их запомнить

Маша А.:

Эти слова известны давно,
Видишь, они просты и не новы.
Но я еще раз повторю все равно:
– Добрый день, будьте здоровы!
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и красоты.

Марина Д.:

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуйте! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Аня К.:

За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы.
Кому сказали? Сколько раз?

Даниил И.:

Нам желают «Доброго пути».
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

Денис И.:

Простите я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать,
Но если я все же забуду-
Простите, я больше не буду.

III. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Обратите внимание: в нашей теме содержится слово традиции. Что такое традиция? Слайд 6

– Если мы затрудняемся дать определение слову, к чему мы обращаемся?

Помогут нам ответить словари. (На экране – словарные определения слова)

Это слово многозначное. Оно имеет несколько значений.

Традиция – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. (С. И. Ожегов)

Что такое обращение? (Проверяем по слайду 7). Это слово многозначное. Оно имеет несколько значений. Два значения перед вами.

Сообщения.

Ребята подготовили интересные сообщения о традициях обращения. У вас на столах схемы. Слушайте сообщения внимательно, записывайте обращения в схему.

Сообщения учащихся.

В русском языке знакомые люди в неофициальной обстановке зовут друг друга по имени, люди более старшего возраста – по имени и отчеству.

К незнакомым людям уместно обращение молодой человек или девушка только, если это соответствуем возрасту. Не рекомендуется обращение женщина, мамаша, папаша и подобные им. Обратиться по профессии или роду занятий можно, например, к врачу – доктор, медсестре – сестра, дежурному, по ученому званию – к профессору.

До революции 1917 года в России не было единого обращения к человеку. Обращение господин использовалось в официально – деловом стиле. В различных ситуациях могли использоваться обращения: сударь / сударыня, господин / госпожа, товарищ, гражданин / гражданка и обращения типа Ваше превосходительство.

После революции изменения коснулись всех обращений. Из речи почти исчезли обращения сударь, господин, дамы и господа. Обращение товарищ стало официальным. Оно использовалось независимо от пола и употреблялось как в сочетании с фамилией, так и без нее (товарищ Иванова; товарищ майор; товарищ, подождите).

Начиная с конца 80-х гг. стали возрождаться дореволюционные обращения (сударь, сударыня, господин, госпожа). Обращение же товарищ постепенно начало выходить из обихода, сохранившись при обращении военных по званию (Товарищ капитан).

Современные перемены не являются возвращением к старой дореволюционной системе, они, скорее, демонстрируют живой и изменчивый характер языка.

Проверим ваши схемы, все ли обращения вы записали? Насколько внимательны вы были? (самопроверка)

IV. Контроль усвоения.

Динамическая пауза

Выделите верные ответы, используя карточки-опоры.

  1. В русском языке можно обратиться по профессии:
    а) к врачу
    б) к инженеру
    в) к учителю

  2. После революции 1917 года исчезли обращения:
    а) гражданин
    б) сударь, сударыня
    в) товарищ

  3. Сегодня возвращается обращение:
    а) товарищ
    б) гражданин
    в) господа 

Проверьте свои ответы (самопроверка слайд 10). Поставьте балл в листе самооценки.

V. Тренировочное упражнение: анализ речевых ситуаций.

Поработаем с различными речевыми ситуациями. У вас на столах карточки-рисунки.

Попробуйте разыграть каждую сценку, употребите наиболее уместную этикетную форму обращения в каждом случае на английском языке, а затем на русском языке.

 C:\Users\Татьяна\Desktop\картинки\ф2 001.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\1 001 - копия (2).jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\1 001 - копия.jpg

– Послушаем ваши подготовленные сценки. (Выступление ребят)

– Оцените свои диалоги в карте самооценки.

– Давайте выскажемся, как поработала каждая группа (оценивание друг друга).

– Какой диалог получился интереснее?

– Зачем мы выполняли эту работу? В жизни пригодится?

VI. Домашнее задание.

Слайд 18.

Познакомьтесь с героем нашего урока: врачом Николаем Николаевичем Васильевым (на экране: фотография).

– Как этого человека могут называть в различные моменты его жизни совершенно разные люди, вы сможете узнать, восстановив текст, дополнив его обращениями. Помогут вам слова для справок, помещенные на карточках после текста.

Родственники и друзья зовут нашего героя Коля или Николай. Дети зовут его папа, папочка.

Племянники – дядя Коля, так же зовут дети его друзей. Но те из них, кто постарше, называют его по имени и отчеству.

На работе сослуживцы и начальник могут обратиться к нему "коллега" или назвать его – Николай Николаевича. Пациенты могут обратиться к нему – доктор!

Когда он учился в школе, к нему обращались: "Коля Васильев!"

Когда он поехал на красный свет, милиционер потребовал у него водительские права и назвал – гражданин Васильев!

Слова для справок: Коля, Николай, папа, папочка, дядя Коля, Николай Николаевич, доктор, Коля Васильев, гражданин Васильев.

VII. Выводы по уроку. Рефлексия.

– Вспомните тему нашего урока. Чему мы должны были научиться на уроке? Что удалось? Что не удалось? Поставьте итоговый балл в листе самооценки. Какая группа работала активней, работу выполняла правильно? (самооценка, взаимооценка).

Важно ли употреблять в речи вежливые слова? Какую роль играют эти слова в жизни человека?

Ученики: Все эти слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку, окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.

Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Что не понравилось, что хотелось бы изменить?

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

VIII. Итоги урока.

Акция "Цвет урока". Учащиеся оставляют на доске цветной стикер, соответствующий их настроению после данного урока

Для подготовки и проведения урока были использованы:

  1. Гольдин В. "Речь и этикет". – М., "Просвещеение", 1983.
  2. Иванов А. О., Поуви Д. Английские разговорные формулы: Учеб. пособие для студентов педю ин-тов по спец. "Иностр. яз.". – М., "Просвещение", 1989.
  3. Иллюстрации В. Гальдяева // "Этикет от А до Я". – М., АСТ, 1998.