Проект «Арифметика Победы»

Разделы: Математика


Проект "Арифметика Победы" направлен на отработку вычислений с десятичными дробями через изучение истории нашей страны, историю Великой Отечественной войны. Учебный проект предназначен для учащихся 5-6 классов. В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, со статистическими данными о силах фашисткой Германии и Советских войск. Для достижения поставленной цели учащиеся должны обработать представленную информацию о технических характеристиках вооружения во время Великой Отечественной войны.

Итог проекта – сборник задач по математике для 5-6 классов, способствующих патриотическому воспитанию учащихся.

Приблизительная продолжительность проекта: 2 урока

Цель проекта: составление и решение арифметических задач.

Задачи:

  • Получить, использовать разнообразную информацию о Победе в Великой Отечественной войне;
  • Составлять и решать жизненные задачи;
  • Закрепить умения выполнять действия с десятичными дробями;

Образовательные стандарты:

  • Формирование представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения;
  • Формирование умений пользоваться алгоритмами;
  • Формирование практических навыков, необходимых в повседневной жизни;
  • Формирование логического мышления;
  • Формирование первичных представлений о рациональных числах;

Планируемые результаты обучения

«После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные:

  • умение понимать смысл задачи, приводить примеры;
  • умение проявлять находчивость и активность при решении математических задач;
  • умение эмоционально воспринимать математические задачи;

метапредметные:

  • умение находить информацию в предоставленных источниках;
  • умение контролировать процесс и результат, оценивать работу;
  • умение работать в группе;
  • умение публично выступать;
  • умение видеть математическую задачу в исторических текстах;
  • умение использовать и понимать математические средства наглядности;

предметные:

  • умение работать с математическим текстом;
  • умение составлять задачи;
  • умение применять арифметические действия с числами;
  • умения применять изученные понятия при решении задач практического характера

Вопросы, направляющие проект:

  • Основополагающий вопрос: Можно ли измерить Победу?
  • Учебные вопросы: Что такое одноходовая задача? Что такое двухходовая задача? Как составить задачу с опорой на исторический материал?
  • Проблемные вопросы учебной темы: Существуют ли количественные показатели Победы?

Сведения о проекте:

Необходимые начальные знания, умения, навыки:

  • Знание алгоритмов арифметических действий, процентов, формулы движения.
  • Общие знания о Великой Отечественной войне.
  • Способы решения задач.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

1. Подготовка необходимых текстов об исторических событиях Великой Отечественной войны.
2. Получить согласие от родителей на размещение фотографий, персональных данных на сайте проекта.
Мотивационный этап (1 урок):
3. Показ стартовой презентации. Приложение 1
4. Деление учащихся на рабочие группы, распределение обязанностей в группе.
5. Знакомство с критериями оценки и оценочными материалами на всех этапах проекта.

Аналитический этап (1 урок):

1. Работа с историческими текстами.
2. Определение типов и видов задач, которые будут сконструированы.
Практический этап (2 урок):
3. Составление задач.
4. Решение задач.
5. Контроль правильности ответов в группе.
6. Оформление буклета (сборника задач)

Презентационный этап (2 урок):

Защита буклета.

Контрольный этап (2 урок):

1. Самооценка и оценка деятельности группы.
2. Заполнение анкеты.

Материалы для дифференцированного обучения:

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) Для проблемных учеником определить роль в группе (секретарь, завхоз)
Выдать простой текст. Предложить составить одноходовую задачу.
Ученик, для которого язык преподавания не родной Представить опорные конспекты, шаблоны
Одаренный ученик Одаренным школьникам предложить составить двухходовую задачу и более, предложить сложный текст.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

  • Фотоаппарат;
  • Компьютер;
  • Проекционная система;
  • Интерактивная доска.
  • Учебник по математике 5 класс;
  • Справочный материал;
  • Журнал «Вокруг света»;
  • Карты военных действий;

План оценивания:

До работы над проектом:

Во время работы над проектом:

  • Таблица оценки знаний в ходе выполнения задания
  • Лист наблюдений за работой групп
  • Подсказки для составления одноходовой задачи и двухходовой задачи.
  • Таблица самооценки работы в группе
  • Подсказки для подготовки публичного выступления

После завершения работы над проектом:

  • Защита буклета
  • Таблица оценки буклета (сборника задач)
  • Экспертная консультация
  • Анкета (Рефлексия) Приложение 5

Описание методов оценивания:

Для выявления интересов учащихся до начала проекта используются метод ЗИУ.
Стартовая презентация обозначит цель и задачи проекта, покажет пример итогового продукта (образ результата), который должны получить учащиеся. Критерии оценки итогового продукта (буклета) станут ориентиром, подсказкой для учеников в ходе выполнения промежуточных заданий, в том, как можно понять, что мы создали качественный продукт.
В ходе выполнения работы эксперты будут оценивать ход работы учащихся: заполнять лист наблюдений за работой групп.
Сами ученики заполнять таблицу самооценки работы в группе, которая будет служить на протяжении всего проекта помощником в построении рабочих отношений между членами группы.
Оформление буклета (сборника задач) оценит сама группа, а затем эксперт согласно заранее представленным ученикам критериям оценки.
Для подготовки качественной защиты буклета ученикам будут выданы критерии оценки публичного выступления, а также лист с подсказками «Как подготовиться к публичному выступлению?»
В конце работы – анкета– рефлексия оценка своей работы над проектом. Через эту анкету ученики будут размышлять о том, в каком направлении и как они продвинулись, какие у них имеются достижения, с какими они столкнулись проблемами в ходе реализации проекта. Также в этой анкете они смогут дать окончательный ответ на основополагающий вопрос, рассказать о том, изменилось ли их представление о роли математики в жизни человека.

Пример буклета. Приложение 6