Проект "Арифметика Победы" направлен на отработку вычислений с десятичными дробями через изучение истории нашей страны, историю Великой Отечественной войны. Учебный проект предназначен для учащихся 5-6 классов. В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, со статистическими данными о силах фашисткой Германии и Советских войск. Для достижения поставленной цели учащиеся должны обработать представленную информацию о технических характеристиках вооружения во время Великой Отечественной войны.
Итог проекта – сборник задач по математике для 5-6 классов, способствующих патриотическому воспитанию учащихся.
Приблизительная продолжительность проекта: 2 урока
Цель проекта: составление и решение арифметических задач.
Задачи:
- Получить, использовать разнообразную информацию о Победе в Великой Отечественной войне;
- Составлять и решать жизненные задачи;
- Закрепить умения выполнять действия с десятичными дробями;
Образовательные стандарты:
- Формирование представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения;
- Формирование умений пользоваться алгоритмами;
- Формирование практических навыков, необходимых в повседневной жизни;
- Формирование логического мышления;
- Формирование первичных представлений о рациональных числах;
Планируемые результаты обучения
«После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные:
- умение понимать смысл задачи, приводить примеры;
- умение проявлять находчивость и активность при решении математических задач;
- умение эмоционально воспринимать математические задачи;
метапредметные:
- умение находить информацию в предоставленных источниках;
- умение контролировать процесс и результат, оценивать работу;
- умение работать в группе;
- умение публично выступать;
- умение видеть математическую задачу в исторических текстах;
- умение использовать и понимать математические средства наглядности;
предметные:
- умение работать с математическим текстом;
- умение составлять задачи;
- умение применять арифметические действия с числами;
- умения применять изученные понятия при решении задач практического характера
Вопросы, направляющие проект:
- Основополагающий вопрос: Можно ли измерить Победу?
- Учебные вопросы: Что такое одноходовая задача? Что такое двухходовая задача? Как составить задачу с опорой на исторический материал?
- Проблемные вопросы учебной темы: Существуют ли количественные показатели Победы?
Сведения о проекте:
Необходимые начальные знания, умения, навыки:
- Знание алгоритмов арифметических действий, процентов, формулы движения.
- Общие знания о Великой Отечественной войне.
- Способы решения задач.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
1. Подготовка необходимых текстов об
исторических событиях Великой Отечественной
войны.
2. Получить согласие от родителей на размещение
фотографий, персональных данных на сайте
проекта.
Мотивационный этап (1 урок):
3. Показ стартовой презентации. Приложение
1
4. Деление учащихся на рабочие группы,
распределение обязанностей в группе.
5. Знакомство с критериями оценки и оценочными
материалами на всех этапах проекта.
Аналитический этап (1 урок):
1. Работа с историческими текстами.
2. Определение типов и видов задач, которые будут
сконструированы.
Практический этап (2 урок):
3. Составление задач.
4. Решение задач.
5. Контроль правильности ответов в группе.
6. Оформление буклета (сборника задач)
Презентационный этап (2 урок):
Защита буклета.
Контрольный этап (2 урок):
1. Самооценка и оценка деятельности группы.
2. Заполнение анкеты.
Материалы для дифференцированного обучения:
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | Для проблемных учеником определить роль в
группе (секретарь, завхоз) Выдать простой текст. Предложить составить одноходовую задачу. |
Ученик, для которого язык преподавания не родной | Представить опорные конспекты, шаблоны |
Одаренный ученик | Одаренным школьникам предложить составить двухходовую задачу и более, предложить сложный текст. |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
- Фотоаппарат;
- Компьютер;
- Проекционная система;
- Интерактивная доска.
- Учебник по математике 5 класс;
- Справочный материал;
- Журнал «Вокруг света»;
- Карты военных действий;
План оценивания:
До работы над проектом:
- Стартовая презентация учителя; Приложение 1
- Входная таблица ЗИУ; Приложение 2
- Критерии оценки буклета (сборника задач); Приложение 3
- Общая оценка знаний учащихся; Приложение 4
Во время работы над проектом:
- Таблица оценки знаний в ходе выполнения задания
- Лист наблюдений за работой групп
- Подсказки для составления одноходовой задачи и двухходовой задачи.
- Таблица самооценки работы в группе
- Подсказки для подготовки публичного выступления
После завершения работы над проектом:
- Защита буклета
- Таблица оценки буклета (сборника задач)
- Экспертная консультация
- Анкета (Рефлексия) Приложение 5
Описание методов оценивания:
Для выявления интересов учащихся до начала
проекта используются метод ЗИУ.
Стартовая презентация обозначит цель и задачи
проекта, покажет пример итогового продукта
(образ результата), который должны получить
учащиеся. Критерии оценки итогового продукта
(буклета) станут ориентиром, подсказкой для
учеников в ходе выполнения промежуточных
заданий, в том, как можно понять, что мы создали
качественный продукт.
В ходе выполнения работы эксперты будут
оценивать ход работы учащихся: заполнять лист
наблюдений за работой групп.
Сами ученики заполнять таблицу самооценки
работы в группе, которая будет служить на
протяжении всего проекта помощником в
построении рабочих отношений между членами
группы.
Оформление буклета (сборника задач) оценит сама
группа, а затем эксперт согласно заранее
представленным ученикам критериям оценки.
Для подготовки качественной защиты буклета
ученикам будут выданы критерии оценки
публичного выступления, а также лист с
подсказками «Как подготовиться к публичному
выступлению?»
В конце работы – анкета– рефлексия оценка своей
работы над проектом. Через эту анкету ученики
будут размышлять о том, в каком направлении и как
они продвинулись, какие у них имеются достижения,
с какими они столкнулись проблемами в ходе
реализации проекта. Также в этой анкете они
смогут дать окончательный ответ на
основополагающий вопрос, рассказать о том,
изменилось ли их представление о роли математики
в жизни человека.
Пример буклета. Приложение 6