«Части речи. Повторение». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Технологическая карта

Тема

Части речи. Повторение

Цели

Актуализировать знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и словах-омонимах.
Актуализировать умения: определять часть речи по морфологическим признакам.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о словах-омонимах, частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) и морфологических признаках. Актуализация умений определять:
– имя существительное (число, род, одушевлённое, неодушевлённое);
– имя прилагательное (род, число);
– глагол (время, число, род, инфинитив)
Составление словосочетаний и предложение со словами-омонимами.

Термины и понятия

Время, глагол, имя прилагательное, имя существительное, инфинитив, морфологические признаки, несовершенный вид, одноимённые части речи, род, слова-омонимы, совершенный вид, части речи.

Планируемый результат

Личностные умения
Проявлять:
– эмоционально-ценностное отношение к проблеме Кати и Даши.

– позитивное отношение к составлению текста.
– интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы.
Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности

Метапредметные умения
Познавательные умения:
–определять части речи и обосновывать своё мнение;
– определять морфологические признаки частей речи;
– определять слова-омонимы и обосновывать свое мнение;
– использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста, с использованием омонимов.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
– соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
– согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
– адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

– Составлять предложения с разными частями речи.
– Строить предложения со словами-омонимами.
– Определять морфологические признаки частей речи.
– Проявлять желание составлять текст со словами- омонимами

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение
Тема – С.Есенин. Стихи.
Тема – А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». (отрывок)
Развитие речи

Информационный материал: Учебник «Русский язык» 4 кл. ч.1,
Демонстрационный материал:Электронная презентация
Раздаточный материал: Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная –
• групповая –

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

 

Чистописание

Отгадайте Загадку
Здесь родился,живешь
Уезжаешь, скучаешь,
Как зовут это место знаешь. (родина)
Какая буква первая?
– Какой основной элемент она содержит?
– Какие ещё буквы содержат этот элемент?

 

Словарная работа

Родина
– объясните лексическое значение слова. Подберите синонимы. Составьте со словом предложение, охарактеризуйте его.

 

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

– Мотивировать учащихся к изучению темы.
– Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Кати и Даши.

Перед уроком Катя и Даша увидели на доске запись:
попугай – попугай
стекло – стекло
больной – больной
Катя сказала, что учительница записала по два одинаковых слова, а Даша возразила и пояснила, что эти слова имеют разное значение.
Ребята, кто из девочек прав? Почему запись на доске вызвала у девочек разногласия?
Учащиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им не хватает определённых знаний, умений для представления и обоснования свoего суждения.

Личностные умения:
проявлять интерес к изучению темы.
– проявлять желание помочь девочкам.
– Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Кати и Даши.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
и методы работы с информацией

Планируемый результат

Блок А. Части речи

Цели:
• Актуализировать знания:
– о частях речи, о словах-омонимах.
• Актуализировать умения:
– рассказывать алгоритм определения части речи;
– формулировать вопрос к слову;
– определять части речи, омонимы, обосновывать своё мнение;
строить предложения со словами, имеющими разные значения;
выполнять учебное задание, используя алгоритм;
– выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
– адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Задание 1 (З)
Назовите значение слова « попугай».
Назовите значение выражения «части речи».
Задание 2 (П) с взаимопроверкой
Можно ли утверждать, что в выражении «попугай друга» слово «попугай» являются прилагательным? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У)
Поставьте к каждому словосочетанию: «попугай друга», «попугай меня» вопрос и определите его значение.
Составьте с каждым словосочетанием предложение.
Задание 4 (З)
Расскажите алгоритм определения части речи.
Назовите значение слова «омонимы».
Задание 5 (П) с взаимопроверкой
Можно ли утверждать, что в предложении «Белое покрывало всю землю покрывало» слово «покрывало» является глаголом? Обоснуйте своё мнение.
Задание 6 (П) с взаимопроверкой
Прочитайте предложения и определите часть речи каждого омонима:
«Посадила мама в печь пироги с капустой печь».

Диагностические задания
1) Продолжите ряд одноимённой частью речи
– книга, …, …, (бегемот, гроза ,революция)
– красивый, …, …,(зеленый, добрый, ласковый)
– сверкает, .., …,(молчит, болеет, бежит)
2) Укажите части речи каждого слова в предложении.
Старое ведро дало течь и вода стала течь.

Блок Б. Имя существительное физминутка (для глаз)

Цели:
• Актуализировать знания об имени существительном.
• Актуализировать умения:
определять имена существительные и обосновывать свое мнение;
– определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое мнение;
рассказывать об имени существительном и его признаках;
– выделять морфологические признаки имени существительного;
– составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же буквы;

Задание 1 (З)
Соедините начало и конец пословицы
Жить — Родине родина — малина
Кто за Родину горой, родина милей вдвойне.
Будь не только сыном своего отца — в горсти мила.
Человек без родины — что соловей без песни.
Задание 3 (У)
В одной из пословиц найдите все существительные
Задание 4 (У)
Определите постоянный признак, по которому различаются данные слова, обозначьте его графически.
Задание 5 (У)
Придумать существительные по следующим признакам:А) одушевленное, нарицательное, ед.ч. женского рода.
Б) неодушевлен., нарицательное, ед., числа , среднего рода.
В) одушев., нарицательное, единств. числа, общего рода.

Диагностические задания
1.Составьте и напишите фразу-конструкт:
Часть речи, которая отвечает на вопросы ………………, и обозначает …………, – это имя существительное.

2. Прочитайте фрагмент стихотворения и выполните морфологический разбор, выделенного существительного.
Царь Салтан дивится чуду:
«Коли жив я только буду, Чудный остров навещу
И у князя погощу». А.С.Пушкин

Блок В. Имя прилагательное

Цели:
• Актуализировать знания об имени прилагательном.
• Актуализировать умения:
– определять имена прилагательные и обосновывать свое мнение;
рассказывать об имени прилагательном и его признаках;
– выделять морфологические признаки имени прилагательного;
– составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;
– обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
писать слова с изученными орфограммами;
– составлять и написать фразу-конструкт об имени прилагательном;
– выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания

Задание 1 (З)
Запишите стихотворение.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
Найдите прилагательные
Расскажите об имени прилагательном и его признаках.
Задание 3 (У)
Прочитайте текст и определите прилагательное, которые необходимо вписать в каждое предложение.
Впишите прилагательные, используя слова для справок, поставив их в нужную форму. Определите род и число имен прилагательных.
Прошло …лето. Наступила…осень. По небу плывут… тучи. Дует… ветер. Закружились в воздухе…. листочки. Покраснела… осина. … и … листья клена устилают землю. Красив….ковер!
Слова для справок: жаркий, дождливый, тяжёлый, холодный, разноцветный, домашняя, красный, жёлтый, вкусное, осенний.

Диагностические задания:
1. Составьте и напишите фразу-конструкт:
Имя прилагательное – это часть ………………, которая отвечает на ……………….. и обозначает …………………. .
Имя прилагательное всегда связаны с именем ……………., потому что…………………… .
Имя прилагательное изменяется по ………… и ………………………. .
Имена прилагательные делают нашу речь……………….. . .
2. Составьте словосочетания
«прил. + сущ.» из слов каждого столбика. Напишите их и укажите признаки имен прилагательных.
Яркое озеро
Глубокое солнце
Желторотые забавы
Пушистые птенцы
Зимние усы

Блок Г Глагол физминутка

Цели:
• Актуализировать знания о глаголе.
• Актуализировать умения:
– определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение;
рассказывать о глаголе и его признаках;
Формулировать вопросы к глаголам;
– выделять морфологические признаки глагола;
– группировать глаголы по ведущему признаку;
– составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;
– обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
писать:

Задание 1 (З)
Прочитайте слова, и назовите глаголы: прыжок, прыгать, белизна, белить, ходьба, ходить, сон, спать, любить, цвести, улыбчивый.
Расскажите о глаголе и его признаках.
Задание 2 (П)) с взаимопроверкой
Можно ли к словам «стук» и « стучать» поставить один и тот же вопрос? Обоснуй свое мнение.
Задание 3 (У)
Прочитайте стихотворение, спишите его текст и выделите графически глаголы.
Выпишите глаголы и укажите морфологические признаки.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Задание 4 (У)
Определите признак, по которому можно распределить слова на группы. Вредить, лететь, повстречать, хвалить трещать, построить, зарядить, хлопотать, завязать, обновить.
Напишите глаголы в два столбика.

Диагностические задания
1. Составьте и напишите фразу-конструкт:
Глагол – это часть………., которая отвечает на ………… и обозначает………………… .
Глаголы изменяются по …….и …………….
Глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» имеют …………. .
2. От каждого глагола образуйте глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.
Читать – ….
Погулять –

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели – установить степень усвоения темы, а именно:
– определять части речи;
– определять морфологические признаки частей речи;
– образовывать неопределенную форму глаголов;
– писать слова с известными орфограммами;
– выполнять задания в соответствии с целью;
проверять написание текст, вносить исправления.

На лесной полянке
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ёжик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.
Грамматические задания:

  1. В первом предложении укажите часть речи над каждым словом.
  2. Выпишите из текста 2-3 словосочетания, которые состоят из «прил .+ сущ.». Определите род и число род имен прилагательных.
  3. Выпишите из текста 3-4 глагола разных временных форм. Определите время глаголов. Напишите эти глаголы в неопределенной форме.

Регулятивные умения:
– выполнять задания в соответствии с целью;
проверять написание текста, вносить исправления.
Предметные умения:
– определять части речи;
– определять морфологические признаки частей речи.
– образовывать; неопределенную форму глаголов;
– писать слова с известными орфограммами.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат деятельности

Цели:
• Стимулировать интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы.
• Научить:
– ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;
– использовать приобретенные знания для выполнения задания;
– планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;
– составлять и писать текст со словами-омонимами;
адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

Информативный вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, используя данные предложения:
______ ребёнок плохо спал. Плотник поменял разбитое __________. __________ был на приёме у врача. Чтоб не лез _______, ты его__________. Стало тепло и с крыши все ___________.
Слова для справок: пила, попугай, стих, стекло, ели, больной.
Над вставленными словами укажите часть речи.
Импровизационный вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, составив по два предложения, используя слова, которые являются разными частями речи.
Больной, попугай, стекло.
Укажите над данными словами части речи.
Эвристический вариант
2. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение с помощью рассказа, , в котором омонимы «больной», «попугай», «стекло» являются разными частями речи.
Укажите над данными словами часть речи.
* Больной ребёнок плохо спал. Плотник поменял разбитое стекло. Больной был на приёме у врача. Чтоб не лез попугай, ты его попугай. Стало тепло и с крыши все стекло..

Личностные умения:
– проявлять интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы.
Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности
Познавательные умения:
– выбирать вариант выполнения задания;
– использовать приобретенные знания для составления текста.
Регулятивное умение:
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативное умение:
адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметное умение:
– составлять и писать текст со словами-омонимами.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:
– соотносить полученный результат с поставленной целью;
– оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
1 Мне важно, правильно использовать слова-омонимы при составлении предложений с разными частями речи, потому что……..
II. Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я (очень, не очень) доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать текст самостоятельно.

Личностные умения:
– оценивать результат учебной деятельности.
Регулятивные умения:
– соотносить полученный результат с поставленной целью.