Тема |
Части речи. Повторение |
Цели |
Актуализировать знания
о частях речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол и словах-омонимах.
Актуализировать умения: определять часть речи по
морфологическим признакам.
Научить использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности. |
Основное содержание
темы |
Актуализация знаний о
словах-омонимах, частях речи (имя
существительное, имя прилагательное, глагол) и
морфологических признаках. Актуализация умений
определять:
– имя существительное (число, род, одушевлённое,
неодушевлённое);
– имя прилагательное (род, число);
– глагол (время, число, род, инфинитив)
Составление словосочетаний и предложение со
словами-омонимами. |
Термины и понятия |
Время, глагол, имя
прилагательное, имя существительное, инфинитив,
морфологические признаки, несовершенный вид,
одноимённые части речи, род, слова-омонимы,
совершенный вид, части речи. |
Планируемый
результат |
Личностные умения
Проявлять:
– эмоционально-ценностное отношение к проблеме
Кати и Даши.
– позитивное отношение к составлению
текста.
– интерес и желание составлять текст, используя
слова-омонимы.
Уметь использовать, приобретенные знания и
умения в практической деятельности |
Метапредметные умения
Познавательные умения:
–определять части речи и обосновывать своё
мнение;
– определять морфологические признаки частей
речи;
– определять слова-омонимы и обосновывать свое
мнение;
– использовать приобретенные знания при
составлении и оформлении текста, с
использованием омонимов.
Регулятивные умения:
– выполнять учебное задание в соответствии
с целью;
– соотносить учебные действия с известным
алгоритмом;
– выполнять взаимопроверку и
корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
– формулировать высказывание,
мнение, используя термины, в рамках учебного
диалога;
– согласовывать позиции с партнером и находить
общее решение;
– адекватно использовать речевые средства для
представления результата. |
Предметные умения
– Составлять предложения с разными
частями речи.
– Строить предложения со словами-омонимами.
– Определять морфологические признаки частей
речи.
– Проявлять желание составлять текст со словами-
омонимами |
Организация
образовательного пространства |
Межпредметные
связи |
Ресурсы |
Формы работы |
Литературное
чтение
Тема – С.Есенин. Стихи.
Тема – А.С.Пушкин. «Сказка о царе
Салтане…». (отрывок)
Развитие речи |
Информационный материал: Учебник
«Русский язык» 4 кл. ч.1,
Демонстрационный материал:Электронная
презентация
Раздаточный материал: Карточки с
учебными заданиями. |
Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная –
• групповая – |
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
|
Чистописание |
Отгадайте Загадку
Здесь родился,живешь
Уезжаешь, скучаешь,
Как зовут это место знаешь. (родина)
Какая буква первая?
– Какой основной элемент она содержит?
– Какие ещё буквы содержат этот элемент? |
|
Словарная работа |
Родина
– объясните лексическое значение
слова. Подберите синонимы. Составьте со словом
предложение, охарактеризуйте его. |
|
I этап.
Самоопределение к деятельности |
Цели деятельности |
Ситуативное задание |
Планируемый результат |
– Мотивировать учащихся
к изучению темы.
– Стимулировать эмоционально-ценностное
отношение к проблеме Кати и Даши. |
Перед уроком Катя и Даша
увидели на доске запись:
попугай – попугай
стекло – стекло
больной – больной
Катя сказала, что учительница записала по два
одинаковых слова, а Даша возразила и пояснила,
что эти слова имеют разное значение.
Ребята, кто из девочек прав? Почему запись на
доске вызвала у девочек разногласия?
Учащиеся предлагают разные версии, но
дискуссия показывает, что им не хватает
определённых знаний, умений для представления и
обоснования свoего суждения. |
Личностные умения:
– проявлять интерес к изучению темы.
– проявлять желание помочь девочкам.
– Стимулировать эмоционально-ценностное
отношение к проблеме Кати и Даши. |
II этап.
Учебно-познавательная деятельность |
Цели деятельности |
Учебные задания на
«знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
и методы работы с информацией |
Планируемый результат |
Блок А. Части речи |
Цели:
• Актуализировать знания:
– о частях речи, о словах-омонимах.
• Актуализировать умения:
– рассказывать алгоритм определения части речи;
– формулировать вопрос к слову;
– определять части речи, омонимы, обосновывать
своё мнение;
– строить предложения со словами,
имеющими разные значения;
– выполнять учебное задание, используя
алгоритм;
– выполнять взаимопроверку и корректировку
учебного задания;
– адекватно использовать речевые средства для
представления результата. |
Задание 1 (З)
Назовите значение слова « попугай».
Назовите значение выражения «части речи».
Задание 2 (П) с взаимопроверкой
Можно ли утверждать, что в выражении «попугай
друга» слово «попугай» являются
прилагательным? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У)
Поставьте к каждому словосочетанию: «попугай
друга», «попугай меня» вопрос и определите его
значение.
Составьте с каждым словосочетанием предложение.
Задание 4 (З)
Расскажите алгоритм определения части речи.
Назовите значение слова
«омонимы».
Задание 5 (П) с взаимопроверкой
Можно ли утверждать, что в предложении «Белое
покрывало всю землю покрывало» слово
«покрывало» является глаголом? Обоснуйте своё
мнение.
Задание 6 (П) с взаимопроверкой
Прочитайте предложения и определите часть речи
каждого омонима:
«Посадила мама в печь пироги с капустой печь». |
Диагностические задания
1) Продолжите ряд одноимённой частью речи
– книга, …, …, (бегемот, гроза ,революция)
– красивый, …, …,(зеленый, добрый, ласковый)
– сверкает, .., …,(молчит, болеет, бежит)
2) Укажите части речи каждого слова в предложении.
Старое ведро дало течь и вода стала течь. |
Блок Б. Имя
существительное физминутка (для глаз) |
Цели:
• Актуализировать знания об имени
существительном.
• Актуализировать умения:
– определять имена существительные и
обосновывать свое мнение;
– определять постоянный признак имени
существительного и обосновывать свое мнение;
– рассказывать об имени
существительном и его признаках;
– выделять морфологические признаки имени
существительного;
– составлять различные варианты имен
существительных, используя одни и те же буквы; |
Задание
1 (З)
Соедините начало и конец пословицы
Жить — Родине родина — малина
Кто за Родину горой, родина милей вдвойне.
Будь не только сыном своего отца — в горсти мила.
Человек без родины — что соловей без песни.
Задание 3 (У)
В одной из пословиц найдите все существительные
Задание 4 (У)
Определите постоянный признак, по которому
различаются данные слова, обозначьте его
графически.
Задание 5 (У)
Придумать существительные по следующим
признакам:А) одушевленное, нарицательное, ед.ч.
женского рода.
Б) неодушевлен., нарицательное, ед., числа ,
среднего рода.
В) одушев., нарицательное, единств. числа, общего
рода. |
Диагностические задания
1.Составьте и напишите фразу-конструкт:
Часть речи, которая отвечает на вопросы
………………, и обозначает …………, – это имя
существительное.
2. Прочитайте фрагмент стихотворения и выполните
морфологический разбор, выделенного
существительного.
Царь Салтан дивится чуду:
«Коли жив я только буду, Чудный остров навещу
И у князя погощу». А.С.Пушкин |
Блок В. Имя
прилагательное |
Цели:
• Актуализировать знания об имени
прилагательном.
• Актуализировать умения:
– определять имена прилагательные и
обосновывать свое мнение;
рассказывать об имени прилагательном и его
признаках;
– выделять морфологические признаки имени
прилагательного;
– составлять и писать предложения, используя
имена прилагательные;
– обозначать морфологические признаки имени
прилагательного;
– писать слова с изученными
орфограммами;
– составлять и написать фразу-конструкт об имени
прилагательном;
– выполнять взаимопроверку и корректировку
учебного задания |
Задание 1 (З)
Запишите стихотворение.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
Найдите прилагательные
Расскажите об имени прилагательном и его
признаках.
Задание 3 (У)
Прочитайте текст и определите прилагательное,
которые необходимо вписать в каждое предложение.
Впишите прилагательные, используя слова для
справок, поставив их в нужную форму. Определите
род и число имен прилагательных.
Прошло …лето. Наступила…осень. По небу плывут…
тучи. Дует… ветер. Закружились в воздухе….
листочки. Покраснела… осина. … и … листья клена
устилают землю. Красив….ковер!
Слова для справок: жаркий, дождливый,
тяжёлый, холодный, разноцветный, домашняя,
красный, жёлтый, вкусное, осенний. |
Диагностические
задания:
1. Составьте и напишите фразу-конструкт:
Имя прилагательное – это часть ………………,
которая отвечает на ……………….. и обозначает
…………………. .
Имя прилагательное всегда связаны с именем
……………., потому что…………………… .
Имя прилагательное изменяется по ………… и
………………………. .
Имена прилагательные делают нашу речь………………..
. .
2. Составьте словосочетания
«прил. + сущ.» из слов каждого столбика. Напишите
их и укажите признаки имен прилагательных.
Яркое озеро
Глубокое солнце
Желторотые забавы
Пушистые птенцы
Зимние усы |
Блок Г Глагол
физминутка |
Цели:
• Актуализировать знания о глаголе.
• Актуализировать умения:
– определять глаголы среди других частей речи и
обосновывать свое мнение;
– рассказывать о глаголе и его
признаках;
Формулировать вопросы к глаголам;
– выделять морфологические признаки глагола;
– группировать глаголы по ведущему признаку;
– составлять и писать предложения, используя
имена прилагательные;
– обозначать морфологические признаки имени
прилагательного;
– писать: |
Задание 1 (З)
Прочитайте слова, и назовите глаголы: прыжок,
прыгать, белизна, белить, ходьба, ходить, сон,
спать, любить, цвести, улыбчивый.
Расскажите о глаголе и его признаках.
Задание 2 (П)) с
взаимопроверкой
Можно ли к словам «стук» и « стучать» поставить
один и тот же вопрос? Обоснуй свое мнение.
Задание 3 (У)
Прочитайте стихотворение, спишите его текст и
выделите графически глаголы.
Выпишите глаголы и укажите морфологические
признаки.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Задание 4 (У)
Определите признак, по которому можно
распределить слова на группы. Вредить, лететь,
повстречать, хвалить трещать, построить,
зарядить, хлопотать, завязать, обновить.
Напишите глаголы в два столбика. |
Диагностические задания
1. Составьте и напишите фразу-конструкт:
Глагол – это часть………., которая отвечает на
………… и обозначает………………… .
Глаголы изменяются по …….и …………….
Глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?»,
«что сделать?» имеют …………. .
2. От каждого глагола образуйте глаголы
прошедшего, настоящего и будущего времени.
Читать – ….
Погулять – |
Блок
К. Диагностика качества освоения темы |
Цели – установить
степень усвоения темы, а именно:
– определять части речи;
– определять морфологические признаки частей
речи;
– образовывать неопределенную форму глаголов;
– писать слова с известными орфограммами;
– выполнять задания в соответствии с целью;
– проверять написание текст, вносить
исправления. |
На лесной полянке
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка
живет. В уютной квартире под корой спрятались от
стужи букашки. В норке между корнями лежит
ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В
канавке на краю полянки под снегом спят лягушки.
Рядом в куче хвороста заснул их враг – ёжик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на
сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной
раз пробежит по полянке лисица или беляк.
Грамматические задания:
- В первом предложении укажите часть речи над
каждым словом.
- Выпишите из текста 2-3 словосочетания, которые
состоят из «прил .+ сущ.». Определите род и число
род имен прилагательных.
- Выпишите из текста 3-4 глагола разных временных
форм. Определите время глаголов. Напишите эти
глаголы в неопределенной форме.
|
Регулятивные умения:
– выполнять задания в соответствии с целью;
– проверять написание текста, вносить
исправления.
Предметные умения:
– определять части речи;
– определять морфологические признаки частей
речи.
– образовывать; неопределенную форму глаголов;
– писать слова с известными орфограммами. |
III этап.
Интеллектуально-преобразовательная
деятельность |
Цели деятельности |
Варианты заданий |
Планируемый результат
деятельности |
Цели:
• Стимулировать интерес и желание составлять
текст, используя слова-омонимы.
• Научить:
– ориентироваться в разных вариантах выполнения
задания;
– использовать приобретенные знания для
выполнения задания;
– планировать свое действие в соответствии с
учебным заданием;
– составлять и писать текст со
словами-омонимами;
– адекватно использовать речевые
средства для представления результата
деятельности. |
Этап
интеллектуально-преобразовательной
деятельности включает:
- выбор варианта задания
(информативный, импровизационный,
эвристический);
- выбор способа деятельности
(индивидуальный или коллективный);
- самоорганизацию по выполнению
задания:
Информативный вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или
Даша и обоснуйте свое мнение, используя данные
предложения:
______ ребёнок плохо спал. Плотник поменял
разбитое __________. __________ был на приёме
у врача. Чтоб не лез _______, ты его__________. Стало тепло
и с крыши все ___________.
Слова для справок: пила, попугай, стих, стекло,
ели, больной.
Над вставленными словами укажите часть речи.
Импровизационный вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или
Даша и обоснуйте свое мнение, составив по два
предложения, используя слова, которые являются
разными частями речи.
Больной, попугай, стекло.
Укажите над данными словами части речи.
Эвристический вариант
2. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или
Даша и обоснуйте свое мнение с помощью рассказа, ,
в котором омонимы «больной», «попугай», «стекло»
являются разными частями речи.
Укажите над данными словами часть речи.
* Больной ребёнок плохо спал. Плотник
поменял разбитое стекло.
Больной был на приёме у врача. Чтоб не
лез попугай, ты его попугай. Стало тепло и с крыши
все стекло.. |
Личностные умения:
– проявлять интерес и желание составлять текст,
используя слова-омонимы.
Уметь использовать, приобретенные знания и
умения в практической деятельности
Познавательные умения:
– выбирать вариант выполнения задания;
– использовать приобретенные знания для
составления текста.
Регулятивное умение:
– выполнять учебное действие в
соответствии с планом.
Коммуникативное умение:
– адекватно использовать речевые
средства для представления результата
деятельности.
Предметное умение:
– составлять и писать текст со
словами-омонимами. |
IV этап.
Рефлексивная деятельность |
Цели деятельности |
Самоанализ и
самооценка ученика |
Результат деятельности |
Научить школьников:
– соотносить полученный результат с
поставленной целью;
– оценивать результат учебной деятельности. |
I.
Задание на самоанализ.
Закончите предложения:
1 Мне важно, правильно использовать
слова-омонимы при составлении предложений с
разными частями речи, потому что……..
II. Задание на
самооценку.
Закончите предложения:
Я (очень, не очень) доволен(льна)
собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать
текст самостоятельно. |
Личностные умения:
– оценивать результат учебной деятельности.
Регулятивные умения:
– соотносить полученный результат с
поставленной целью. |