Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Чуковский утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему в короткий срок приходится овладеть своим родным языком. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых. Тем не менее, нужно сказать о важности самостоятельной познавательной деятельности детей, в процессе которой развиваются мышление, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.
Дети с нарушениями речевого развития – это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, которая выражается в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.
Одна из важнейших задач в обучении детей с ОНР – развитие и обогащение словарного запаса. Словарный запас включает активные слова, те которые мы употребляем в устной и письменной речи, и пассивные слова, те, которые мы понимаем, но не используем в устной и письменной речи.
У детей с общим недоразвитием речи особенно бедны активный и пассивный словари прилагательных (относительных и качественных). В средней группе в процессе занятий происходит пассивное накопление словаря прилагательных. В старшей группе эти прилагательные постепенно переходят в активный словарь. Качественные прилагательные усваиваются относительно легко, а притяжательные – с большим трудом.
Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка. Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, расширение семантики. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов с работой по становлению лексической системы. Обучение детей классификации как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Для того, чтобы отнести единичное к общему, ребенок должен проделать сложную мыслительную работу. Необходимо учить ребенка группировать предметы, затем соотносить единичные предметы к заданному, общему. С этой целью можно использовать различные дидактические игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление, направленное на решение конкретных задач обучения детей, а также носит воспитательный и развивающий характер игровой деятельности. Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры бывают:
- с игрушками и предметами
- настольно-печатные
- словесные
- интерактивные
При обучении детей с общим недоразвитием речи, важно использовать наглядные методы, так как в жизни дошкольников большую роль играет картинка. Картинка – важное средство развития речи, мышления, воображения и памяти ребенка. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает и которыми оперирует, в том случае, если он их называет. У детей пятого и шестого года жизни память носит непреднамеренный характер. Необходимо обучать ребенка способам логического запоминания, развивать логическую память, формировать у него такой важный способ, как классификация.
Классификация – это выделение группы предметов по какому-либо признаку или по нескольким признакам.
Детям с общим недоразвитием речи довольно трудно объединить предметы в группы в силу бедности своего словарного запаса и не умении изменять слова. Если в норме ребенок учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи.
Чем правильнее, выразительнее речь ребенка, тем быстрее происходит познание им окружающей действительности, тем проще построить коммуникативные взаимоотношения со сверстниками и педагогами, тем успешнее будет проходить обучение ребенка в школе. Хорошая и правильная речь является основой развития всех психических функций ребенка.
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Известно, что грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Таким образом, можно сделать вывод, что большую роль в построении речевых высказываний и развитии лексико-грамматических связей у детей с общим недоразвитием речи играет наполнение и развитие пассивного и активного словарного запаса, а также умение детей классифицировать предметы по группам.
Вашему вниманию предлагаю обобщающее занятие для детей старшей логопедической группы по теме «Дикие и домашние животные».
«Следопыты»
Цель: расширять и закреплять представление детей о диких и домашних животных, развивать у детей лексико-грамматические связи по данной теме.
Задачи:
- Закреплять названия диких и домашних животных, умение дифференцировать их по лексическим группам
- Развивать мышление и кругозор с помощью изучения следов животных
- Развивать мелкую моторику
- Воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий
- Расширять у детей активный словарный запас при подборе уменьшительно-ласкательных выражений
- Корригировать ответы детей при подборе притяжательных прилагательных.
- Закрепление предметного счета в пределах 10.
Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, игрушечный домик и деревья, цветные карандаши, бумага, изображения следов, изображение по точкам, картинка с наложенным изображением ежей.
Предварительная работа: разучивание загадок о животных, беседа о жилищах животных; рассматривание иллюстраций с изображением следов животных; разучивание пальчиковой гимнастики «Мы делили апельсин», игры «Кто где живёт?».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1. Вводный | Ребята, вы, конечно же, знаете, что в деревне живут не только люди, но и животные. Давайте назовем всех домашних животных. Кто правильно ответит, садится на свой стульчик. (Выставляет картинки животных после ответа детей). Молодцы! Вы вспомнили всех домашних животных! А каких еще животных вы знаете? Как их можно назвать одним словом? | Называют животных по цепочке Дикие животные |
2. Основной | Сегодня мы с вами будем следопытами, но
чтобы ими стать, нужно постараться, быть очень
внимательными и правильно выполнить все задания. Первое
задание – это разминка для пальчиков. Эта долька для котят, |
Пальцы собраны в кулак. Вращение кистью. Трясут рукой
|
Артикуляционная гимнастика Как
воет волк? УУУУ (упр. трубочка) |
Выполняют упражнения по заданию.
|
|
Вот мы и попали в лес. Посмотрите
внимательно, в кустах спрятались ёжики, найдите и
сосчитайте, сколько их!
А теперь я буду считать, а вы мне помогайте. Один ёж, |
Находят на картинке ежей и считают – Ежа |
|
А сейчас ребята загадают вам загадки
о животных. 1. Рыжая плутовка, 2. Мордочка усатая, шуба полосатая. 3. Хожу в пушистой шубе, 4. Пятак есть, а ничего не купит. Молодцы! Отгадали все загадки. А теперь мы с вами превратимся в животных. |
–Лиса
– Кошка
– Белка
– Свинья |
|
Д/и «Чей след?» Ой, посмотрите! Я вижу чьи-то следы. Давайте вспомним, чьи они? (Приложение 1) Это следы медведя. Это медвежьи следы. Ребята, а кто знает, почему зимой мы не встретим
следов медведя, барсука или ёжика? |
– Определяют, чей след и подбирают
притяжательное прилагательное. – Эти животные впадают в спячку. Находят на картинках животное и относят к нужной картинке. |
|
П/и «Кто где живет?» Сейчас мы
поиграем. Я разделю вас на две команды! Команда
справа от меня, будет искать домашних животных, и
относить их по очереди к домику, а команда слева
от меня будет искать диких животных и относить их
к лесу. (Выставляет «домик» и «лес» на стулья) |
Т.к. эти животные домашние Т.к. эти животные дикие. |
|
Д/и «Чей дом?» Ребята, вспомните, как называется домик каждого животного? |
Называют жилища диких и домашних животных | |
Д/и «Назови ласково» А теперь давайте назовем животных ласково. (Показывает на картинки) Кошка-кошечка, лиса-лисичка, |
Хором называют ласкательное прилагательное | |
Самостоятельная деятельность
детей А теперь посмотрите, на листе бумаги нарисован зверь, а какой, вы узнаете, когда аккуратно соедините по порядку все точки. После этого, возьмите цветные карандаши и раскрасьте его сверху вниз. |
Самостоятельно выполняют задание. | |
3. Заключительный | Мы сегодня вспомнили о животных диких и
домашних, о том какие они оставляют следы, о
жилищах животных. Вы стали настоящими
следопытами, но пришло время получить свой
значок и вернуться в группу. (Раздаёт значки) Понравилось вам это приключение? |
Ответы детей |
Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие игры
со словами.– М., 2007
2. Васильева Е.А. Лексико-грамматический
строй речи у детей с ОНР.
3. Герасимова А.С. Энциклопедия развития и
обучения дошкольника.– М., 2008
4. Под ред. Мастюковой Е.М. Комплексная
психолого-логопедическая работа по
предупреждению и коррекции школьной
дезадаптации. – М., 2003г.