Роль классификации предметов и обогащения пассивного и активного словарного запаса в развитии лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Чуковский утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему в короткий срок приходится овладеть своим родным языком. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых. Тем не менее, нужно сказать о важности самостоятельной познавательной деятельности детей, в процессе которой развиваются мышление, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические  умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.

Дети с нарушениями речевого развития – это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, которая выражается в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи.

Одна из важнейших задач в обучении детей с ОНР – развитие и обогащение словарного запаса. Словарный запас включает активные слова, те которые мы употребляем в устной и письменной речи, и пассивные слова, те, которые мы понимаем, но не используем в устной и письменной речи.

У детей с общим недоразвитием речи особенно бедны активный и пассивный словари прилагательных (относительных и качественных). В средней группе в процессе занятий происходит пассивное накопление словаря прилагательных. В старшей группе эти прилагательные постепенно переходят в активный словарь. Качественные прилагательные усваиваются относительно легко, а притяжательные – с большим трудом.

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка. Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, расширение  семантики. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов с работой по становлению лексической системы. Обучение детей классификации как познавательному действию предполагает последовательное формирование у них умений совершать операции отнесения, обобщения и обозначения. Для того, чтобы отнести единичное к общему, ребенок должен проделать сложную мыслительную работу. Необходимо учить ребенка группировать предметы, затем соотносить единичные предметы к заданному, общему. С этой целью можно использовать различные дидактические игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление, направленное на решение конкретных задач обучения детей, а также носит воспитательный и развивающий характер игровой деятельности. Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры бывают:

  • с игрушками и предметами
  • настольно-печатные
  • словесные
  • интерактивные

При обучении детей с общим недоразвитием речи, важно использовать наглядные методы, так как в жизни дошкольников большую роль играет картинка. Картинка – важное средство развития речи, мышления, воображения и памяти ребенка. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает и которыми оперирует, в том случае, если он их называет. У детей пятого и шестого года жизни память носит непреднамеренный характер. Необходимо обучать ребенка способам логического запоминания, развивать логическую память, формировать у него такой важный способ, как классификация.

Классификация – это выделение группы предметов по какому-либо признаку или по нескольким признакам.

Детям с общим недоразвитием речи довольно трудно объединить предметы в группы в силу бедности своего словарного запаса и не умении изменять слова. Если в норме ребенок учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи.

Чем правильнее, выразительнее речь ребенка, тем быстрее происходит познание им окружающей действительности, тем проще построить коммуникативные взаимоотношения со сверстниками и педагогами, тем успешнее будет проходить обучение ребенка в школе. Хорошая и правильная речь является основой развития всех психических функций ребенка.

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Известно, что грамматический строй – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Таким образом, можно сделать вывод, что большую роль в построении речевых высказываний и развитии лексико-грамматических связей у детей с общим недоразвитием речи играет наполнение и развитие пассивного и активного словарного запаса, а также умение детей классифицировать предметы по группам.

Вашему вниманию предлагаю обобщающее занятие для детей старшей логопедической группы по теме «Дикие и домашние животные».

«Следопыты»

Цель: расширять и закреплять представление детей о диких и домашних животных,  развивать у детей лексико-грамматические связи по данной теме.

Задачи:

  • Закреплять названия диких и домашних животных, умение дифференцировать их по  лексическим группам
  • Развивать мышление и кругозор с помощью изучения следов животных
  • Развивать мелкую моторику
  • Воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий
  • Расширять у детей активный словарный запас при подборе уменьшительно-ласкательных выражений
  • Корригировать ответы детей при подборе притяжательных прилагательных.
  • Закрепление предметного счета в пределах 10.

Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, игрушечный домик и деревья, цветные карандаши, бумага, изображения следов, изображение по точкам, картинка с наложенным изображением ежей.

Предварительная работа: разучивание загадок о животных, беседа о жилищах животных; рассматривание иллюстраций с изображением следов животных; разучивание пальчиковой гимнастики «Мы делили апельсин», игры «Кто где живёт?».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Вводный Ребята, вы, конечно же, знаете, что в деревне живут не только люди, но и животные. Давайте назовем всех домашних животных. Кто правильно ответит, садится на свой стульчик. (Выставляет картинки животных после ответа детей). Молодцы! Вы вспомнили всех домашних животных! А каких еще животных вы знаете? Как их можно назвать одним словом? Называют животных по цепочке
Дикие животные
2. Основной Сегодня мы с вами будем следопытами, но чтобы ими стать, нужно постараться, быть очень внимательными и правильно выполнить все задания.

Первое задание – это разминка для пальчиков.
Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька для котят,
эта долька для мышат,
эта долька для ежа,
эта долька для чижа,
эта долька для бобра.
А для волка кожура.

 

 

Пальцы собраны в кулак. Вращение кистью.
Разгибают по одному пальцу.

Трясут рукой

 

Артикуляционная гимнастика

Как воет волк? УУУУ (упр. трубочка)
Как блеет овца?  БЕЕЕ (упр. улыбка)
Как облизывается кошка? 
Как цокает лошадь?

Выполняют упражнения по заданию.

 

Вот мы и попали в лес. Посмотрите внимательно, в кустах спрятались ёжики, найдите и сосчитайте, сколько их!

А теперь я буду считать, а вы мне помогайте.

Один ёж,
Два ежа и т.д.

 

 

Находят на картинке ежей и считают

– Ежа

А сейчас ребята загадают вам загадки о животных.

1. Рыжая плутовка,
Хитрая, да ловкая.
В сарай попала –
Всех кур пересчитала.

2. Мордочка усатая, шуба полосатая.
Часто умывается, но с водой не знается.

3. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе орешки я грызу.

4. Пятак есть, а ничего не купит.

Молодцы! Отгадали все загадки.

А теперь мы с вами превратимся в животных.

 

–Лиса

 

– Кошка

 

– Белка

 

– Свинья

Д/и «Чей след?»

Ой, посмотрите! Я вижу чьи-то следы. Давайте вспомним, чьи они? (Приложение 1)

Это следы медведя. Это медвежьи следы.
Это следы зайца. Это заячьи следы.
Это следы козы. Это козьи следы и т.д.

Ребята, а кто знает, почему зимой мы не встретим следов медведя, барсука или ёжика?
Молодцы следопыты! Всё вы правильно определили! Но посмотрите, эти следы не только диких, но и домашних животных. Давайте поможем животным попасть к себе домой.

– Определяют, чей след и подбирают притяжательное прилагательное.

– Эти животные впадают в спячку.

Находят на картинках животное и относят к нужной картинке.

П/и «Кто где живет?»

Сейчас мы поиграем. Я разделю вас на две команды! Команда справа от меня, будет искать домашних животных, и относить их по очереди к домику, а команда слева от меня будет искать диких животных и относить их к лесу. (Выставляет «домик» и «лес» на стулья)
Спрашивает у каждой команды, почему они выбрали именно тех или иных животных.
Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Т.к. эти животные домашние
Т.к. эти животные дикие.
Д/и «Чей дом?»

Ребята, вспомните, как называется домик каждого животного?

Называют жилища диких и домашних животных
Д/и «Назови ласково»

А теперь давайте назовем животных ласково. (Показывает на картинки)

Кошка-кошечка, лиса-лисичка,
Корова-коровушка или коровка и т.д.

Хором называют ласкательное прилагательное
Самостоятельная деятельность детей

А теперь посмотрите, на листе бумаги нарисован зверь, а какой, вы узнаете, когда аккуратно соедините по порядку все точки. После этого, возьмите цветные карандаши и раскрасьте его сверху вниз.

Самостоятельно выполняют задание.
3. Заключительный Мы сегодня вспомнили о животных диких и домашних, о том какие они оставляют следы, о жилищах животных. Вы стали настоящими следопытами, но пришло время получить свой значок и вернуться в группу. (Раздаёт значки)
Понравилось вам это приключение?
Ответы детей

Литература:

1. Агапова И., Давыдова М. Развивающие игры со словами.– М., 2007
2. Васильева Е.А. Лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР.
3. Герасимова А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника.– М., 2008
4. Под ред. Мастюковой Е.М. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. – М., 2003г.