Урок-обобщение по биологии по теме «Покровные органы. Выделение. Термоизоляция». 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель урока:

  • Образовательная – обобщить и систематизировать знания по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».
  • Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, память, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету, реализация внутри и межпредметных связей.
  • Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, как совершенному природному творению; меры профилактики болезни органов выделения; воспитание культуры поведения учащихся, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • научить применять полученные знания об этих процессах в повседневной жизни;
    • обобщить и систематизировать знания об органах выделения;
    • определить уровень усвоения темы;
    • откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
  • Развивающие:
    • развитие логического мышления;
    • продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
    • развивать практические навыки и умение делать выводы;
    • научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
  • Воспитательные:
    • развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда;
    • развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
    • показать значимость биологических знаний;
    • развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
    • формирование информационной культуры;
    • создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;
    • формирование коммуникативной компетентности и толерантности;
  • Знать:    органы выделения и механизмы их работы
  • Уметь: применять полученные знания на уроке, в жизни, знать меры профилактики кожных заболеваний, прививать  навыки здорового образа жизни.

Формы организации учебной деятельности: работа по инструктивным картам, фронтальный опрос, беседа,  работа со слайдами компьютерной презентации, рефлексия.

Приемы деятельности учителя:  эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.

Методы обучения:

1.      Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
2.      Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
3.      Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
4.      Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
5.      Аспект контроля: фронтальный, групповой, итоговый.

Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного  самосовершенствования, здорового образа жизни.

План урока:

1.      Организационный момент.
2.      Обобщение и систематизация изученного материала.
3.      Рефлексия. Подведение итогов урока.
4.      Информация о домашнем задании.

Оборудование: Учебник  (В.В.Пасечник, 2009г. Учебник «Биология» Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев  «Дрофа»,2009г), лабораторное оборудование, инструктивные карты, компьютерное оборудование.

ХОД УРОКА

Актуализация

Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн. Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога. В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел «золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно смотрел он на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли... Он остался один в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер.
Почему? Вы хотели бы это узнать?
В начале урока задается проблемный вопрос:  проблемное задание: объясните опыт доктора Ч.Блегдена.
Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126°С  без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

1. Организационный момент – 1-2 минуты

Описание механизма работы на уроке по инструктивным картам и по листам учета знаний. Разделение на группы. В ходе урока за индивидуальные правильные ответы учащиеся получают жетоны, которые учитываются при оценке знаний.

2.  Учет и контроль знаний – 40 минут

К уроку подготавливается “Листок учета знаний” (Приложение 1), который заполняется по мере повторения материала и по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, за урок их накапливается пять и в результате в конце занятия выставляется итоговая оценка.

Раздел 1 «Общее представление о покровных органах»

Задание 1. Функции, которые выполняет кожа

  • Барьерная – слизистые оболочки
  • Защитная – большая механическая прочность
  • Выделительная – через потовые железы наружу выделяется избыток воды, солей, продукты обмена и различные шлаки
  • Дыхательная – через потовые железы происходит газообмен: поглощается кислород и выделяется углекислый газ
  • Обменные процессы – синтез веществ, витамина Д, сохранение и использование питательных веществ и воды
  • Рецепторная – рецепторы, воспринимающие тепло, холод, прикосновения, давление, боль
  • Теплорегуляторная – при потообразовании и изменении просвета кровеносных сосудов происходит изменение теплоотдачи

Задание 2. Понятийный диктант (в инструктивной карте)

Каждой группе  нужно письменно дать 5 определений по теме «Покровные органы. Выделение. Теплорегуляция» на листочке ставится оценка по этому типу  в “Листок учета знаний”.

1 группа

  • Акклиматизация – приспособление организма к новым для него или изменившимся условиям жизни
  • Волосы – роговые нити, производные эпидермиса кожи
  • кожа
  • обморожение – переохлаждение кожи, вызывающее сужение ее кровеносных сосудов
  • терморегуляция – регулирование теплоотдачи организма при изменениях температуры
  • рефлекторный механизм терморегуляции – механизм, контролирующий постоянство температуры тела посредством тепловых и холодовых рецепторов     

2 группа 

  • волосяная луковица – корни волос находятся  в волосяных фолликулах
  • дерма – собственно кожа, соединительная часть кожи, расположенная под эпидермисом
  • ожог – химическое или термическое повреждение кожи, вызванное попаданием на нее различных едких веществ или в результате повышения до критической температуры на ее поверхности
  • осязание
  • потовые железы – органы кожи выделяющие на ее поверхность пот, участвуя в терморегуляции
  • сальные железы – органы кожи, выделяющие жирный секрет, служащий для смазки волос и кожи

3 группа

  • Перегревание – тепловой удар, когда температура тела поднимается до 39-40оС
  • подкожная клетчатка – изолирующий слой кожи, препятствующий охлаждению тела, являющийся амортизатором при ушибах и энергетическим резервом
  • пот – жидкость, в которой содержится некоторое количество поваренной соли, мочевины и других веществ
  • рецепторы кожи – нервные окончания, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды в специфическую активность нервной системы
  • выделение – выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, различных ненужных веществ
  • эпидермис – наружный слой кожи

Задание 3.  «Загадочные  цифры»

Напишите, что означает каждая цифра по теме «Покровные органы. Выделение. Теплорегуляция»

Около 1,7 кв. м – площадь кожи; 4 кг – весит кожа; 3-7 мм за месяцрастут ногти; 1 см в месяц – в среднем вырастает волос; 40-80  – в норме в сутки выпадает волос; 3-6 лет – длится стадия развития и роста волос; из 6-9 слоев клеток – состоит кутикула; 15-16 на кв. см. – сальных желез на коже;  0,7 м на 1 кв. см – кровеносных сосудов в коже; около 1 милн. бактерий – смывается с кожи при принятии душа с мылом; 50 гр. – за сутки вырабатывается кожного сала; 675 гр. – частичек кожи теряет человек за год.

Раздел 2. Анатомия и физиология кожи

Задание 4.
Заполнение таблицы «Строение и функции кожи». (Приложение 2)

Раздел 3. Терморегуляция организма. Закаливание

Задание 5. Задачки на засыпку, решаются индивидуально с зачитыванием баллов. (Приложение 3)

Задание 6. Заполните таблицу «Природные факторы закаливания организма». (Приложение 4)

Показ презентации «Закаливание организма» (в качестве проверки данных таблицы)

Раздел 4. Уход за кожей

Правила гигиены (устно)

  • нужно ежедневно умываться
  • мыть руки несколько раз в день, особенно перед едой
  • не реже одного раза в неделю мыться теплой водой в бане, под душем или в ванной
  • одежда должна быть удобной и проницаемой для воздуха и водяных паров
  • не реже одного раза в неделю необходимо менять белье
  • волосы моются по мере их загрязнения
  • под ногтями скапливается огромное количество болезнетворных организмов
  • обувь должна всегда быть сухой и не тесной
  • правильное сбалансированное питание

3. Рефлексия. Подведение итогов урока – 2-3 минуты

Анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала.
Возвращаемся к началу урока
Так от чего же погиб миланский мальчик?

Опасным оказалось длительное и резкое расширение сосудов, которое наступило под влиянием раздражающего действия золотой краски. Мальчик провел ночь в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. А при охлаждении тела организм ослабевает и делается особенно восприимчивым к таким болезням, как грипп, бронхит и воспаление легких.
Это-то и случилось с «золотым мальчиком». Его мучил жар. Он бредил и сильно кашлял. По-видимому, мальчик умер от воспаления легких.

Чтобы вероятнее всего в холодное время года избежать таких заболевания как грипп, бронхит и воспаление легких нужно…

ЗАКАЛЯТЬСЯ

  • Чем полезно закаливание, для вас лично?
  • Какой способ закаливания вы выбрали для себя лично?
  • А какой посоветуете вашим друзьям?

Главные валеологические условия закаливания:

  • Осознание пользы и необходимости закаливания.
  • Последовательность.
  • Систематичность.
  • Комплексность использования естественных факторов — воды, воздуха, солнца и почвы.

4. Информация о домашнем задании – 1 минута (Повторять §§39-41)