Урок ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») на тему «Как христианство пришло на Русь»

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ


Цель: формирование представления о  Крещении Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Задачи:

  • обучающая: узнать о дохристианском этапе развития Руси – язычестве древних славян; узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.
  • развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; развитие навыков критического мышления;  развитие памяти, внимания, речи обучающихся;
  • воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости; способствовать воспитанию уважительного отношения к нашим предкам, к их духовному образу жизни.

Оборудование: учебник, лист с текстом  на каждую парту для работы в парах; листочки для теста каждому учащемуся.

Медиаприложение: презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. (Презентация. Слайд 2). Что на ней изображено? (В храме крестят ребёнка). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей). Да, мы поговорим о крещении, как христианство пришло на Русь.

Учитель: Что вы знаете об обряде крещения? (Ответы детей)

Притча Учащиеся читают в учебнике с. 58 вверху.

Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:
– Отче, ты не прав!
Старый священник не соглашается:
– Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы  ангелов, которые часто молятся вместе со мной.
Юноша попросил священника спросить ангелов  – кто же из них прав… На следующий день священник сказал ему:
– Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.

Учитель: Найдите главную мысль в этой притче? (дети находят в тексте и зачитывают)
«Бог так устроил, что люди должны научаться от людей».
Т.е. все люди зависят друг от друга.

Актуализация знаний

Учитель: Как вы думаете, в чём смысл крещения православного человека? Зачем совершается этот обряд? (Ответы детей). А что было до крещения Руси? Какие боги были у наших предков? Вспомните, мы это изучали с вами по окружающему миру.

Изучение нового материала. Рассказ учителя. Язычество в древней Руси (Слайд 3)

Языческое мировоззрение земледельцев сложилось в эпоху первобытного строя. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая от природных, прежде всего погодных, условий, от правильного выбора времени работ придавало особое значение годовому сельскохозяйственному циклу и подчиняла ему всю жизнь деревенского хлебопашца. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах погодных явлений, смены времен года, рождения и смерти, человек раннего средневековья находился в плену сложных религиозных, в частности магических, верований, обожествляя постоянно повторяющиеся природные явления.
Рассказ учителя о древнеславянских божествах (Слайд 4-8)
Информация для учителя (о боге Род): Знаете ли вы, какова история сохранившегося в детских играх до нашего времени выражения «чур меня»? В каждой славянской семье почитали умершего предка – родоначальника, которого называли «чур» или «щур» ( отсюда и слово «пращур»). Восклицание «чур меня» в то время означало: храни меня, предок. Обращение к чуру с просьбой о защите и помощи в минуту опасности передавалось из поколения в поколение и закрепилось в нашем языке. Из тех же давних-предавних времён идёт обычай вопрошать кукушку в лесу, сколько лет суждено нам прожить. Каждое «ку-ку», услышанное от птицы, означает год жизни. Этот обычай мы восприняли от предков, считавших, что по весне в кукушку превращается родоначальник всего живого – могущественный славянский бог Род. От него –то и зависела продолжительность жизни человека.
Работа в парах: Какие ещё были древнеславянские божества. Нужно соотнести иллюстрации божеств с их описанием и определить, кто из них кто, как они назывались. Каких-то божеств вы, наверняка, знаете, а тем, кого вы не знаете попытайтесь дать названия. (На партах у обучающихся листы с описанием божеств). (Слайд 9)

Информация для учителя:

Дрёма — один из домовых духов-оберегов. Доброе божество, вызывающее умиротворенное состояние души и расслабленность тела, нам дающее мирный, спокойный сон. Дрема заботился о сохранении и восстановлении физических и душевных сил человека.Дрему представляли в образе маленького человечка или в виде маленькой старушки-бабушки с добрыми, ласковыми руками. Приходит дрема к детям, закрывает им глазки, поглаживает по головке, поправляет одеяло.

Банник.Часто банника представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. Банник – исконный обитатель банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Его воле предписывают обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку.

Леший – дух леса, который, по преданию, живёт в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру. Во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нём звериная шкура, на голове рога, на ногах не пальцы, а копыта. Глаза у лешего зелёные и светятся в темноте.По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Если кто-то заблудится в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Считалось, что он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.

Водяной – дух рек и озёр. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных ( ухал, крякал, стонал, выл, блеял и др.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто чёрной чешуёй и тиной, вместо рук – лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, свиньёй, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвали «чёртов конь». «Место жительства» выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил в жертву водяному свинью

Домовой – дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать тех, кто в этом нуждается.Чтобы в доме всё было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было выставлять домовому угощение.Лучше всего – мёд на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка домовой останется доволен, а в доме будет мир, покой и согласие.

Полевик – дух храниель полей. Полевик воспринимался как хозяин поля, и они полагали, что от него зависит плодородие земли. Функция полевика – следить за ростом и сохранностью посевов хлебных растений и за травами. В народе считали, что именно полевик был изобретателем хмельных напитков из злаков. Иногда люди  встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не  боится выпачкать рук.

Для работы в парах:

Доброе божество, вызывающее умиротворенное состояние души и расслабленность тела, нам дающее мирный, спокойный сон.  Заботился о сохранении и восстановлении физических и душевных сил человека. Это божество представляли в образе маленького человечка или в виде маленькой старушки-бабушки с добрыми, ласковыми руками. Приходит он  к детям, закрывает им глазки, поглаживает по головке, поправляет одеяло.
Часто это божество представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. Это обитатель банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани строг, опасен для людей . Его воле предписывают обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это его проказы. Любимое же развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку.
Это божество – дух леса, который, по преданию, живёт в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем.  Он – хозяин леса и повелитель зверей.  Если кто-то заблудится в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват он. Считалось, что он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.
Это божество – дух рек и озёр. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных ( ухал, крякал, стонал, выл, блеял и др.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто чёрной чешуёй и тиной, вместо рук – лапы с перепонками.
Это божество – дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать тех, кто в этом нуждается. Чтобы в доме всё было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было выставлять ему угощение. Лучше всего – мёд на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка  останется доволен, а в доме будет мир, покой и согласие.
Это божество – дух- хранитель полей. Он воспринимался как хозяин поля, и люди полагали, что от него зависит плодородие земли. Функция этого божества – следить за ростом и сохранностью посевов хлебных растений и за травами.

Физкультминутка + закрепление изученного

Учитель: С культурой какого народа связана такая же вера в сверхъестественные силы? (Боги в Древней Греции – недавно изучали по литературному чтению) . Каких древнегреческих богов вы помните? (Ответы детей). Сейчас я буду называть древнегреческих богов и древнеславянских. Если называю древнегреческого бога – вы прыгаете, если древнеславянского – шагаете.

Учитель: Зевс, Род, Афина, Аид, Кикимора, Лихо, Посейдон, Гипнос, Даждьбог, Леший, Гермес, Персефона, Велес, Перун.

Изучение нового материала (продолжение)

Первое проникновение христианства на Русь

Учитель: По преданию святой Апостол Андрей Первозванный, поднявшись на киевские горы,  поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства. (Слайд 10)

Мозговой штурм. Вдумайтесь в слово «первозванный». Почему апостола Андрея так прозвали? (Выслушиваются версии учащихся). Святой Андрей – один из 12 апостолов. Его первым Иисус Христос призвал к себе в ученики: отсюда и именование – Первозванный. Посмотрите на изображение  апостола Андрея Первозванного. Как называется это изображение? (Икона)  Почему на заднем плане перекладины в виде буквы Х? (Ответы детей). За приверженность христианству его предали мучительной казне: он был заживо распят, но в отличие от Иисуса пригвождён к кресту, поперечные брусья которого были сбиты наискось, в виде греческой буквы «Х» – первой в имени Христа. Когда-то святой Андрей был рыбаком, и потому на Руси его почитали как покровителя мореплавателей. Посмотрите на флаг. Где вы его могли видеть? (В армии, на флоте)  Это объясняет, почему на флаге Военно-морского флота России – косой крест голубого цвета, известный как Андреевский.

Работа по учебнику с. 58-60 (Крещение Руси).Прочитайте текст, отметьте карандашом знаком «+» те сведения, которые мы уже знаем о крещении Руси.

Проверка: Дети комментируют уже известные сведения о крещении Руси.

Учитель: Хотите ли вы узнать, кто ещё из исторических лиц принимал участие в крещении Руси?
Однако христианство не проникало еще глубоко в древнерусское общество. Его влияние распространилось лишь на некоторых представителей высшей знати и купечества.
Известно, что первой христианкой из русских князей была княгиня Ольга, причисленная позднее к лику святых. (Слайды 11-12) После смерти мужа, князя Игоря, она установила порядок внутри государства и обратила свои взоры на внешнею политику.
В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков.
Ольга уже была знакома с христианством – известно, что княгиня симпатизировала христианам, видя их  добродетельную жизнь. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное – языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.
Крещение Ольги происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.
Повозвращению в Киев Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом.
Крещение Руси состоялось при святом равноапостольном князе Владимире. (Слайд 13-16)
Это главная улица города Киева – Крещатик. (Слайд 17) В стародавние времена здесь расстилалась покрытая лесом долина, по которой протекал ручей. Именно здесь проходило первое Крещение русичей. Потому и местность эта получила название Крещатик.
Первыми, вслед за князем Владимиром, крестились его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские дружинники несли с собой хоругви (т.е. знамена) с изображением лика Христа. (Слайды 18)
По возвращению в Киев Владимир крестил сыновей и людей близких. Вслед за тем велел ниспровергнуть идолов –  одних рассекали на части, других сжигали, а главного Перуна привязали к хвосту лошади и столкнули в Днепр. (Слайд 19)
После того, как были свергнуты идолы, стали крестить киевлян. (Слайд 20)  Кто шел добровольно, а кого пришлось сгонять силой. Вслед за Киевом был крещен Новгород и другие города.
Значение христианства. Обсуждение.

  • Люди объединились вокруг церкви; вера в единого Бога объединила славянские племена и и помогла ощутить себя единым народом;
  • Появление первой азбуки и книг (Кирилл и Мефодий);
  • Строительство храмов;
  • Изменение нравственных качеств князя Владимира.( Слайды 21-22 )

Работа по учебнику с. 60-61.( Святая Русь)

Учитель: Прочитайте стихотворение О В. Рубцова «Святая Русь». (Слайд 23) Как вы понимаете выражение «святая Русь».

Рефлексия

Тест.(Слайды 24-26)

1.Язычество – это:

  • поклонение обожествлённым силам природы и душам усопших;
  • знание нескольких языков;
  • умение общаться с людьми мимикой и жестами, без произношения слов.

2.Найди строку, в которой указаны только древнеславянские божества:

  • Перун, Афина, Домовой;
  • Зевс, Аид, Гипнос;
  • Велес, Род, Банник.

3.Кто из апостолов предсказал, что русская земля будет христианской:

  • Апостол Пётр;
  • Апостол Андрей;
  • Апостол Иоанн.

4.В каком году произошло Крещение Руси:

  • 1045 год;
  • 988 год;
  • 2000 год.

5.На какой реке произошло Крещение Руси:

  • Нил;
  • Москва;
  • Днепр.

6.При каком князе произошло Крещение Руси:

  • при князе Владимире;
  • при князе Игоре;
  • при князе Олеге.

Проверка теста, самооценка своих знаний.

Итог урока: Был ли урок интересным? Чем запомнился? О чём сможете рассказать дома родителям по теме урока?