Цель: формирование представления о Крещении Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи:
- обучающая: узнать о дохристианском этапе развития Руси – язычестве древних славян; узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.
- развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; развитие навыков критического мышления; развитие памяти, внимания, речи обучающихся;
- воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости; способствовать воспитанию уважительного отношения к нашим предкам, к их духовному образу жизни.
Оборудование: учебник, лист с текстом на каждую парту для работы в парах; листочки для теста каждому учащемуся.
Медиаприложение: презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию. (Презентация. Слайд 2). Что на ней изображено? (В храме крестят ребёнка). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей). Да, мы поговорим о крещении, как христианство пришло на Русь.
Учитель: Что вы знаете об обряде крещения? (Ответы детей)
Притча Учащиеся читают в учебнике с. 58 вверху.
Однажды молодой христианин зашел в храм к
старому священнику, который славился святостью
своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой
произнес молитву. Юноша говорит:
– Отче, ты не прав!
Старый священник не соглашается:
– Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был
неправ, Бог не посылал бы ангелов, которые
часто молятся вместе со мной.
Юноша попросил священника спросить ангелов –
кто же из них прав… На следующий день священник
сказал ему:
– Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их
спросил, отчего же они раньше молчали, они
сказали, что Бог так устроил, что люди должны
научаться от людей.
Учитель: Найдите главную мысль в этой
притче? (дети находят в тексте и зачитывают)
«Бог так устроил, что люди должны научаться от
людей».
Т.е. все люди зависят друг от друга.
Актуализация знаний
Учитель: Как вы думаете, в чём смысл крещения православного человека? Зачем совершается этот обряд? (Ответы детей). А что было до крещения Руси? Какие боги были у наших предков? Вспомните, мы это изучали с вами по окружающему миру.
Изучение нового материала. Рассказ учителя. Язычество в древней Руси (Слайд 3)
Языческое мировоззрение земледельцев
сложилось в эпоху первобытного строя. У древних
славян сформировался культ земли, солнца, дождя,
рек, источников, то есть всего того, что было
связано с производственной деятельностью
земледельца. Зависимость величины урожая от
природных, прежде всего погодных, условий, от
правильного выбора времени работ придавало
особое значение годовому сельскохозяйственному
циклу и подчиняла ему всю жизнь деревенского
хлебопашца. Не располагая научными знаниями об
окружающем мире, причинах погодных явлений,
смены времен года, рождения и смерти, человек
раннего средневековья находился в плену сложных
религиозных, в частности магических, верований,
обожествляя постоянно повторяющиеся природные
явления.
Рассказ учителя о древнеславянских божествах
(Слайд 4-8)
Информация для учителя (о боге Род): Знаете
ли вы, какова история сохранившегося в детских
играх до нашего времени выражения «чур меня»? В
каждой славянской семье почитали умершего
предка – родоначальника, которого называли
«чур» или «щур» ( отсюда и слово «пращур»).
Восклицание «чур меня» в то время означало: храни
меня, предок. Обращение к чуру с просьбой о защите
и помощи в минуту опасности передавалось из
поколения в поколение и закрепилось в нашем
языке. Из тех же давних-предавних времён идёт
обычай вопрошать кукушку в лесу, сколько лет
суждено нам прожить. Каждое «ку-ку», услышанное
от птицы, означает год жизни. Этот обычай мы
восприняли от предков, считавших, что по весне в
кукушку превращается родоначальник всего живого
– могущественный славянский бог Род. От него –то
и зависела продолжительность жизни человека.
Работа в парах: Какие ещё были
древнеславянские божества. Нужно соотнести
иллюстрации божеств с их описанием и определить,
кто из них кто, как они назывались. Каких-то
божеств вы, наверняка, знаете, а тем, кого вы не
знаете попытайтесь дать названия. (На партах у
обучающихся листы с описанием божеств). (Слайд
9)
Информация для учителя:
Дрёма — один из домовых духов-оберегов. Доброе божество, вызывающее умиротворенное состояние души и расслабленность тела, нам дающее мирный, спокойный сон. Дрема заботился о сохранении и восстановлении физических и душевных сил человека.Дрему представляли в образе маленького человечка или в виде маленькой старушки-бабушки с добрыми, ласковыми руками. Приходит дрема к детям, закрывает им глазки, поглаживает по головке, поправляет одеяло.
Банник.Часто банника представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной бородой, покрытой плесенью. Банник – исконный обитатель банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани строг, опасен для людей («Банник человеку не товарищ»). Его воле предписывают обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то считается, что это проказы банника. Любимое же развлечение – шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни и «стрелять» ими в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в стенку.
Леший – дух леса, который, по преданию, живёт в дупле старого дерева и наводит на людей ужас своими протяжными завываниями, жутким хохотом, стонами и плачем. Он любит петь, но в его песне нет слов. Она больше напоминает шум деревьев на сильном ветру. Во время бури. Леший – хозяин леса и повелитель зверей. Выглядит он наполовину как человек, наполовину как зверь. На нём звериная шкура, на голове рога, на ногах не пальцы, а копыта. Глаза у лешего зелёные и светятся в темноте.По своему желанию он может быть то не больше гриба-мухомора, и тогда его не сыскать среди травы и палой листвы, а может стать вровень с самыми высокими и могучими лесными великанами – дубами, елями и соснами. Люди побаивались лешего. Если кто-то заблудится в лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к дому, значит, в том виноват лесовик. Считалось, что он сбивает человека с пути, заставляет его кружить и плутать в глухой чаще на одном и том же месте.
Водяной – дух рек и озёр. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи человека или животных ( ухал, крякал, стонал, выл, блеял и др.). Любил заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто чёрной чешуёй и тиной, вместо рук – лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, свиньёй, коровой или собакой. Любил ездить верхом на соме, которого за это прозвали «чёртов конь». «Место жительства» выбирал глубокое, любил селиться под мельницами, и друживший с ним мельник ежегодно приносил в жертву водяному свинью
Домовой – дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать тех, кто в этом нуждается.Чтобы в доме всё было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было выставлять домовому угощение.Лучше всего – мёд на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка домовой останется доволен, а в доме будет мир, покой и согласие.
Полевик – дух храниель полей. Полевик воспринимался как хозяин поля, и они полагали, что от него зависит плодородие земли. Функция полевика – следить за ростом и сохранностью посевов хлебных растений и за травами. В народе считали, что именно полевик был изобретателем хмельных напитков из злаков. Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.
Для работы в парах:
Доброе божество, вызывающее умиротворенное
состояние души и расслабленность тела, нам
дающее мирный, спокойный сон. Заботился о
сохранении и восстановлении физических и
душевных сил человека. Это божество представляли
в образе маленького человечка или в виде
маленькой старушки-бабушки с добрыми, ласковыми
руками. Приходит он к детям, закрывает им
глазки, поглаживает по головке, поправляет
одеяло.
Часто это божество представляют в виде
крохотного, но очень сильного старичка с длинной
бородой, покрытой плесенью. Это обитатель
банного пространства. Чаще всего «хозяин» бани
строг, опасен для людей . Его воле предписывают
обмороки, несчастные случаи и смерти в бане. Если
кто-то обжёгся, ударился, поскользнулся, то
считается, что это его проказы. Любимое же
развлечение – шпарить моющихся кипятком,
раскалывать камни и «стрелять» ими в
печи-каменке, а также пугать парящихся стуком в
стенку.
Это божество – дух леса, который, по преданию,
живёт в дупле старого дерева и наводит на людей
ужас своими протяжными завываниями, жутким
хохотом, стонами и плачем. Он – хозяин леса и
повелитель зверей. Если кто-то заблудится в
лесу, потерял тропинку, которая вела назад, к
дому, значит, в том виноват он. Считалось, что он
сбивает человека с пути, заставляет его кружить и
плутать в глухой чаще на одном и том же месте.
Это божество – дух рек и озёр. Славяне
считали, что он для запугивания людей громко
хохотал, хлопал в ладоши. Мог подражать речи
человека или животных ( ухал, крякал, стонал, выл,
блеял и др.). Любил заманивать путников в свой
подводный дворец. Выглядел он так: на пухлом лице
горящие красные глаза-уголья, хвост рыбий, тело
покрыто чёрной чешуёй и тиной, вместо рук – лапы
с перепонками.
Это божество – дух дома, любитель пошалить,
пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать
тех, кто в этом нуждается. Чтобы в доме всё было
хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно
было выставлять ему угощение. Лучше всего – мёд
на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда
сладкоежка останется доволен, а в доме будет
мир, покой и согласие.
Это божество – дух- хранитель полей. Он
воспринимался как хозяин поля, и люди полагали,
что от него зависит плодородие земли. Функция
этого божества – следить за ростом и
сохранностью посевов хлебных растений и за
травами.
Физкультминутка + закрепление изученного
Учитель: С культурой какого народа связана такая же вера в сверхъестественные силы? (Боги в Древней Греции – недавно изучали по литературному чтению) . Каких древнегреческих богов вы помните? (Ответы детей). Сейчас я буду называть древнегреческих богов и древнеславянских. Если называю древнегреческого бога – вы прыгаете, если древнеславянского – шагаете.
Учитель: Зевс, Род, Афина, Аид, Кикимора, Лихо, Посейдон, Гипнос, Даждьбог, Леший, Гермес, Персефона, Велес, Перун.
Изучение нового материала (продолжение)
Первое проникновение христианства на Русь
Учитель: По преданию святой Апостол Андрей Первозванный, поднявшись на киевские горы, поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства. (Слайд 10)
Мозговой штурм. Вдумайтесь в слово «первозванный». Почему апостола Андрея так прозвали? (Выслушиваются версии учащихся). Святой Андрей – один из 12 апостолов. Его первым Иисус Христос призвал к себе в ученики: отсюда и именование – Первозванный. Посмотрите на изображение апостола Андрея Первозванного. Как называется это изображение? (Икона) Почему на заднем плане перекладины в виде буквы Х? (Ответы детей). За приверженность христианству его предали мучительной казне: он был заживо распят, но в отличие от Иисуса пригвождён к кресту, поперечные брусья которого были сбиты наискось, в виде греческой буквы «Х» – первой в имени Христа. Когда-то святой Андрей был рыбаком, и потому на Руси его почитали как покровителя мореплавателей. Посмотрите на флаг. Где вы его могли видеть? (В армии, на флоте) Это объясняет, почему на флаге Военно-морского флота России – косой крест голубого цвета, известный как Андреевский.
Работа по учебнику с. 58-60 (Крещение Руси).Прочитайте текст, отметьте карандашом знаком «+» те сведения, которые мы уже знаем о крещении Руси.
Проверка: Дети комментируют уже известные сведения о крещении Руси.
Учитель: Хотите ли вы узнать, кто ещё
из исторических лиц принимал участие в крещении
Руси?
Однако христианство не проникало еще глубоко в
древнерусское общество. Его влияние
распространилось лишь на некоторых
представителей высшей знати и купечества.
Известно, что первой христианкой из русских
князей была княгиня Ольга, причисленная позднее
к лику святых. (Слайды 11-12) После смерти мужа,
князя Игоря, она установила порядок внутри
государства и обратила свои взоры на внешнею
политику.
В 957 году Ольга отправилась в Константинополь,
сама возглавив посольство, состоявшее более чем
из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков.
Ольга уже была знакома с христианством –
известно, что княгиня симпатизировала
христианам, видя их добродетельную жизнь. В
крупных городах среди купечества, горожан, части
боярства было уже немало христиан и они имели
равные права с язычниками. Но чем дальше от
центра государства, тем влияние языческих
порядков, а главное – языческих волхвов было
сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное
крещение, положив этому процессу начало в
княжеской среде.
Крещение Ольги происходило в храме святой Софии.
Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее
патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в
честь матери Константина Великого,
византийского императора, сделавшего в IV в.
христианство официальной религией империи.
После крещения Ольга была принята патриархом и
имела с ним беседу о вере.
Повозвращению в Киев Ольга начала уговаривать
сына Святослава к принятию христианства, но он и
слышать не хотел об этом.
Крещение Руси состоялось при святом
равноапостольном князе Владимире. (Слайд 13-16)
Это главная улица города Киева – Крещатик. (Слайд
17) В стародавние времена здесь расстилалась
покрытая лесом долина, по которой протекал ручей.
Именно здесь проходило первое Крещение русичей.
Потому и местность эта получила название
Крещатик.
Первыми, вслед за князем Владимиром, крестились
его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские
дружинники несли с собой хоругви (т.е. знамена) с
изображением лика Христа. (Слайды 18)
По возвращению в Киев Владимир крестил сыновей и
людей близких. Вслед за тем велел ниспровергнуть
идолов – одних рассекали на части, других
сжигали, а главного Перуна привязали к хвосту
лошади и столкнули в Днепр. (Слайд 19)
После того, как были свергнуты идолы, стали
крестить киевлян. (Слайд 20) Кто шел
добровольно, а кого пришлось сгонять силой. Вслед
за Киевом был крещен Новгород и другие города.
Значение христианства. Обсуждение.
- Люди объединились вокруг церкви; вера в единого Бога объединила славянские племена и и помогла ощутить себя единым народом;
- Появление первой азбуки и книг (Кирилл и Мефодий);
- Строительство храмов;
- Изменение нравственных качеств князя Владимира.( Слайды 21-22 )
Работа по учебнику с. 60-61.( Святая Русь)
Учитель: Прочитайте стихотворение О В. Рубцова «Святая Русь». (Слайд 23) Как вы понимаете выражение «святая Русь».
Рефлексия
Тест.(Слайды 24-26)
1.Язычество – это:
- поклонение обожествлённым силам природы и душам усопших;
- знание нескольких языков;
- умение общаться с людьми мимикой и жестами, без произношения слов.
2.Найди строку, в которой указаны только древнеславянские божества:
- Перун, Афина, Домовой;
- Зевс, Аид, Гипнос;
- Велес, Род, Банник.
3.Кто из апостолов предсказал, что русская земля будет христианской:
- Апостол Пётр;
- Апостол Андрей;
- Апостол Иоанн.
4.В каком году произошло Крещение Руси:
- 1045 год;
- 988 год;
- 2000 год.
5.На какой реке произошло Крещение Руси:
- Нил;
- Москва;
- Днепр.
6.При каком князе произошло Крещение Руси:
- при князе Владимире;
- при князе Игоре;
- при князе Олеге.
Проверка теста, самооценка своих знаний.
Итог урока: Был ли урок интересным? Чем запомнился? О чём сможете рассказать дома родителям по теме урока?