Брейн-ринг, посвященный празднику «День птиц»

Разделы: Внеклассная работа


Цель мероприятия:

  • активизация познавательного интереса детей;
  • расширение кругозора обучающихся;
  • развитие логического мышления.
  • воспитание  любви к природе, умению работать в группах.

Оборудование: иллюстрации птиц, картинки с изображением скворечника, скворечники сделанные детьми.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент

Ведущий: Ребята! Сегодня мы проведём увлекательную игру, посвящённую  международному празднику, который отмечается 1 апреля.  А, чтобы узнать, что   это за праздник вам предстоит угадать загадки.

Рук нет,
А строить умеет.
(Птица)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Стая)

Что же объединяют все ответы? Совершенно верно первого апреля отмечается международный День птиц!

Вёрст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала.
Воробьи, стрижи, пингвины, 
Снегири, грачи, павлины, 
Попугаи и синицы: 
Одним словом это – птицы !
(Ю. Светлова)

Впервые этот день как праздник отметили в Соединенных Штатах Америки более 100 лет назад. А у нас в России ежегодно его отмечают с 1994 года,  именно весной, когда первые перелетные птицы своим звонким щебетом и веселыми посвистами предвещают приход весны на землю. Взрослые и дети заранее готовят и затем развешивают на деревьях приготовленные скворечники для птиц.
Для того, чтобы наша игра проходила интереснее, мы будем играть двумя командами, поэтому сейчас каждая из команд представит свое название, девиз и поприветствует соперника по игре.  Попытайтесь, чтобы в названии и в девизе прозвучало бы упоминание о нашем празднике. (Дети придумывают задание, девиз своей команды)
Команды приветствуют друг друга и занимают свои места.

Этапы игры

1 раунд. Викторина

Ребята, сейчас вам предстоит ответить на вопросы.
Командам предлагается ответить на вопросы. Время обсуждения одного вопроса – 1 минута. Команда, которая первой готова ответить, подает знак поднятой руки. Каждый правильный ответ – 5 баллов.

1) Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)
2) Прилет каких птиц мы считаем началом весны? (Прилет грачей)
3) Какая птица на Земле самая маленькая? (Колибри)
4) Каких птиц ещё в древности использовали для отправки писем? (Голубь)
5) Кто изображён на гербе РФ? (Орел)

Завершение раунда. Подведение промежуточных итогов.

2 раунд. Коллективное творчество

А сейчас вам самим перевоплотиться в птиц.
Командам предлагается изобразить по одному из видов птиц. Например, снегирь и ласточка. При     этом важно подчеркнуть все их отличия и видовые особенности.
Побеждает та команда, которая изобразит птицу максимально точно (можно показать ребятам фотографии данных птиц). Победившая команда получает 3 балла.
Подсчет и объявление промежуточных результатов

Физминутка:

А теперь все превратимся в птиц.
Ребята превращаются в птиц и летают по классу.

3 раунд. Загадки о птицах

Вы,  наверное,  все любите отгадывать загадки? Тогда попытайтесь угадать.
Ведущий зачитывает игрокам загадки, а команды должны дать правильный ответ. Первая, правильно ответившая команда, получает 1 балл за каждую загадку.

а) Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)

б) Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья-белобока,
А зовут ее ... (сорока).

в) Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее… (Ворона)

г) Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Дятел)

д) Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)

е) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Угадайте, что за птица?
И зовут ее … (синица)

ё) Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

ж) Он живет на крыше дома – 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

4 раунд. Игра "Прилетели птицы"

Совсем скоро и мы ожидаем гостей. Помогите мне не пропустить ни одного гостя.
Ведущий называет птиц, и если ошибается, команды должны хлопать в ладоши.
Наиболее внимательная и активная команда получает 3 балла за раунд.

Ведущий:

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы: голуби, куницы…
Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки …
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… . Все вы, молодцы!

5 раунд. Домашнее задание: Конкурс на лучший скворечник.

Ведущий: Ребята, что мы с вами вывешивали зимой на школьном дворе?
Но вот пригрело солнышко, прилетает всё больше и больше птиц. Чем же мы сейчас можем помочь нашим пернатым друзьям?
Правильно, ребята, пришло время вывешивать скворечники.
Ребята, а теперь пришло время представить ваши поделки – скворечники для птиц, которые мы с вами повесим после конкурса во дворе нашей школы.
Каждая команда представляет свой скворечник. Объясняет правило построения. Объяснение, каким скворечник не должен быть .(ошибки в построении)
А за старание и прекрасные поделки каждая команда получает по 5 баллов!

Ведущий:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, –
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

А теперь давайте подведем итоги нашей игры!
Подведение общих результатов игры, объявление победителей, вручение сувениров.

Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Берегите птиц, чтобы и через 100 – 200 лет люди могли наслаждаться их красотой и пением!