Цель деятельности педагога: создать условия для формирования в памяти учащихся чётко дифференцированного зрительно - двигательного образа заглавной буквы З; способствовать развитию умения анализировать предложение и составлять схему предложений, основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение...) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться правильно сидеть за столом, при письме под счёт чередовать напряжение мышц руки с расслаблением, конструировать письменную букву из элементов шаблонов, писать заглавную букву З по определённому алгоритму.
Метапредметные:
- Регулятивные: оценивать результат своей работы на уроке.
- Познавательные: моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
- Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение вступать в диалог.
- Личностные: соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, уметь действовать с моделями для построения звуко-буквенных схем и схем предложения.
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги!
Ну-ка быстро угадай-ка,
Как зверёк зовётся?...(зайка)Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (зарядку).Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому, что мать – луна,
А дочурки (звёзды).
- Проанализируйте слова-отгадки. Что их объединяет?
- На какие звуки начинаются эти слова?
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (учиться писать заглавную букву З).
- Для чего нам нужна прописная буква? (чтобы писать её в первых словах предложений и в именах собственных).
2. Повторение звуков [з], [з`], изученных на уроках чтения.
- Какие звуки обозначает буква З? (з и зь)
- Давайте дадим характеристику этим звукам (согл., звонк.,тв. и мяг.)
- Откройте тетрадь по письму на стр.27. Посмотрите и скажите чем похожи и чем отличается печатная и письменная буква З. (на доске стр.прописи)
- Чем похожи и чем отл. строчная и письменная буква з.
3. Формирование зрительно-двигательного образа заглавной буквы З в памяти учащихся.
- Из скольких элементов состоит буква З.
- Как их можно назвать? (Две полоски в форме полуовала).
- Закрасьте простым карандашом кружки с этими элементами.
- Возьмите конверты для конструирования и скон. прописную букву З. (21, 23).
- Ребята, в какую букву можно её переконструировать?
- В чём их основное отличие?
- Откройте страницу письмо под счёт и напишите тихонько произнося букву З под счёт.
- Теперь давайте все вместе в воздухе напишем прописную букву З.
- Когда мы будем говорить и? (вверх), а считать? (вниз).
- Посмотрите как правильно пишется эта буква на доске (начинаем писать чуть ниже дополнительной линейки, слева направо прописываем полуовал, опускаем чуть ниже верхней линии рабочей строки, отклоняясь влево, прописываем полуовал вправо....)
- Напишите в тетрадях одну строчку буквы прописной З.
4. Письмо учащимися в тетради.
- Назовите слоги с верхним соединением (Зи - на доске пишу)
ПОСАДКА ТЕТРАДЬ
- Какое соединение у других слогов? (на доске Зо, безотрывно)
- Вы сможете написать слог ЗА самостоятельно?
ФИЗМИНУТКА
Вопрос вопросыч
- Какой элемент повторяется во всех этих буквах? (две полоски в форме полуовалов)
- Почему подчёркнута буква Э. (он там большой).
5. Письмо слов и предложений по образцу.
Прочитайте ниже слово и скажите, что оно обозначает.
- Сколько слогов, какой ударный?
Как напишем это слово? (имя, с большой буквы зелёной пастой)
- Напишите 2 раза имя Зина на рабочей строке.
- Чем рабочая строка отличается от дополнительной? (выделена синим цветом).
- Какое имя там написано?
- Какие соединения букв встречаются в этом имени (1 верхнее, 3 нижнее, 2 среднеплавное).
- Прочитайте предложение
1. Сколько слов?
2. Давайте составим схему предложения (у доски).каждый на парте если успеваем.
3. Давайте все вместе прохлопаем слоги в этом предложении.
- А теперь давайте проверим, все ли запомнили, как пишется прописная буква З.
6. Выполнение логических заданий с буквами.
Когда видите на экране прописную букву З – хлопайте в ладоши.
Над цветком она кружит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберёт,
Превращать умеет в мёд.
- Почему загадала загадку про пчелу.
Проведите линии к цветкам от пчелы.
Перед вами на листочках написаны предложения. Подчеркните в них заглавную букву З.
Поменяйтесь листочками с соседом, посмотрите, сколько букв он нашёл.
Сколько букв вам встретилось?(5)
Поднимите руки у кого 5 букв подчёркнуто.
7. Этап рефлексии учебной деятельности у детей.
- Если всё было понятно поднимите смайл с улыбкой.
- Если многое не поняли поднимите смайл помигивающий.
- Довольны ли вы тем, как работали на уроке?
- Считаете, что могли бы работать лучше?