«Письмо заглавной буквы "з" (Программа «Перспективная начальная школа»)». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель деятельности педагога: создать условия для формирования в памяти учащихся чётко дифференцированного зрительно - двигательного образа заглавной буквы З; способствовать развитию умения анализировать предложение и составлять схему предложений, основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение...) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться правильно сидеть за столом, при письме под счёт чередовать напряжение мышц руки с расслаблением, конструировать письменную букву из элементов шаблонов, писать заглавную букву З по определённому алгоритму.

Метапредметные:

  • Регулятивные: оценивать результат своей работы на уроке.
  • Познавательные: моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
  • Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение вступать в диалог.
  • Личностные: соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, уметь действовать с моделями для построения звуко-буквенных схем и схем предложения.

Ход урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги!
Ну-ка быстро угадай-ка,
Как зверёк зовётся?...(зайка)

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (зарядку).

Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому, что мать – луна,
А дочурки (звёзды).

- Проанализируйте слова-отгадки. Что их объединяет?

- На какие звуки начинаются эти слова?

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (учиться писать заглавную букву З).

- Для чего нам нужна прописная буква? (чтобы писать её в первых словах предложений и в именах собственных).

2. Повторение звуков [з], [з`], изученных на уроках чтения.

- Какие звуки обозначает буква З? (з и зь)

- Давайте дадим характеристику этим звукам (согл., звонк.,тв. и мяг.)

- Откройте тетрадь по письму на стр.27. Посмотрите и скажите чем похожи и чем отличается печатная и письменная буква З. (на доске стр.прописи)

- Чем похожи и чем отл. строчная и письменная буква з.

3. Формирование зрительно-двигательного образа заглавной буквы З в памяти учащихся.

- Из скольких элементов состоит буква З.

- Как их можно назвать? (Две полоски в форме полуовала).

- Закрасьте простым карандашом кружки с этими элементами.

- Возьмите конверты для конструирования и скон. прописную букву З. (21, 23).

- Ребята, в какую букву можно её переконструировать?

- В чём их основное отличие?

- Откройте страницу письмо под счёт и напишите тихонько произнося букву З под счёт.

- Теперь давайте все вместе в воздухе напишем прописную букву З.

- Когда мы будем говорить и? (вверх), а считать? (вниз).

- Посмотрите как правильно пишется эта буква на доске (начинаем писать чуть ниже дополнительной линейки, слева направо прописываем полуовал, опускаем чуть ниже верхней линии рабочей строки, отклоняясь влево, прописываем полуовал вправо....)

- Напишите в тетрадях одну строчку буквы прописной З.

4. Письмо учащимися в тетради.

- Назовите слоги с верхним соединением (Зи - на доске пишу)

ПОСАДКА ТЕТРАДЬ

- Какое соединение у других слогов? (на доске Зо, безотрывно)

- Вы сможете написать слог ЗА самостоятельно?

ФИЗМИНУТКА

Вопрос вопросыч

- Какой элемент повторяется во всех этих буквах? (две полоски в форме полуовалов)

- Почему подчёркнута буква Э. (он там большой).

5. Письмо слов и предложений по образцу.

Прочитайте ниже слово и скажите, что оно обозначает.

- Сколько слогов, какой ударный?

Как напишем это слово? (имя, с большой буквы зелёной пастой)

- Напишите 2 раза имя Зина на рабочей строке.

- Чем рабочая строка отличается от дополнительной? (выделена синим цветом).

- Какое имя там написано?

- Какие соединения букв встречаются в этом имени (1 верхнее, 3 нижнее, 2 среднеплавное).

- Прочитайте предложение

1. Сколько слов?

2. Давайте составим схему предложения (у доски).каждый на парте если успеваем.

3. Давайте все вместе прохлопаем слоги в этом предложении.

- А теперь давайте проверим, все ли запомнили, как пишется прописная буква З.

6. Выполнение логических заданий с буквами.

Когда видите на экране прописную букву З – хлопайте в ладоши.

Над цветком она кружит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберёт,
Превращать умеет в мёд.

- Почему загадала загадку про пчелу.

Проведите линии к цветкам от пчелы.

Перед вами на листочках написаны предложения. Подчеркните в них заглавную букву З.

Поменяйтесь листочками с соседом, посмотрите, сколько букв он нашёл.

Сколько букв вам встретилось?(5)

Поднимите руки у кого 5 букв подчёркнуто.

7. Этап рефлексии учебной деятельности у детей.

  • Если всё было понятно поднимите смайл с улыбкой.
  • Если многое не поняли поднимите смайл помигивающий.
  • Довольны ли вы тем, как работали на уроке?
  • Считаете, что могли бы работать лучше?

Презентация.