Цель: обучение основным знаниям по русской культуре и истории, закрепление изученного в школе или на занятиях в студиях, воспитание интереса и любви к русской литературе
Задачи: познакомить с биографией писателя и историями создания его сказок, привлечь внимание детей к идейному и предметному содержанию сказок
Предметно-визуальный ряд: книги со сказками и загадками К.И. Чуковского, дисковый телефон, вакса, мыло, гребешок, калоши, фигурки слона и крокодила, игрушки гориллы и медведя, барана и лисы, кочерга, монета, гвоздь, ковш, фонарь, сито, скалка, портсигар, саквояж, печатная машинка
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступление
– Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы отправимся в удивительное
путешествие по сказкам Корнея Ивановича
Чуковского. Вам предстоит преодолеть множество
испытаний, и если вы справитесь с большинством из
них, то сможете сделать настоящие открытия.
Основная часть
1. Настоящее имя Чуковского – Николай
Корнейчуков. Он родился в Санкт-Петербурге в 1882
году (более 130 год тому назад). Мама его была
крестьянкой, а отец студентом. Они не были женаты,
и вскоре после рождения Николая, отец оставил
семью, и они были вынуждены переехать в Одессу.
Когда Николай подрос, он пошёл учиться в
гимназию, но окончить её ему не удалось. В то
время в царской России вышел указ "о
кухаркиных детях". Согласно этому указу дети
бедняков не могли учиться в гимназиях. Но Николай
очень хотел стать образованным человеком: он
много читал, самостоятельно выучил английский
язык, стал журналистом и критиком. Всю жизнь он
страдал оттого, что он незаконнорожденный, что у
него нет даже отчества, поэтому, когда он стал
писать, то взял себе псевдоним – Корней Иванович
Чуковский, под которым мы его и знаем. Свое
литературное имя Корней Иванович придумал так
удачно, что оно срослось с ним и перешло по
наследству его детям, внукам и правнукам.
Посмотрите на написание фамилии писателя и
подумайте: почему именно такие имя и фамилию
выбрал себе писатель. (Имя родилось из фамилии,
но пришлось добавить несколько букв «ский»)
2. В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. Какие сказки этого автора вы знаете, сколько их?
Педагог показывает книжку, а дети говорят название сказки.
1. Крокодил
2. Мойдодыр
3. Айболит
4. Бармалей
5. Федорино горе
6. Телефон
7. Муха-цокотуха
8. Краденое солнце
9. Путаница
10. Тараканище
и
1. Чудо-дерево
2. Что сделала Мура, когда ей прочитали сказку «Чудо-дерево»
– Молодцы. Это самые известные сказки детские
сказки, которые знают все: от мала и до велика, их
много иллюстрировали знаменитые художники: В.М.
Конашевич, В.Г. Сутеев, В.А. Дувидов, по ним снимали
мультипликационные фильмы и даже ставили
спектакли в театре.
Названия сказок вы помните, а сможете ли сказать,
что помните их содержание. Попробуйте ответить
на мои вопросы:
1. Какой самый большой зверь приходил лечиться к
доктору Айболиту? (Медведица)
2. Что как лягушка ускакало от мальчика-грязнули? (Подушка)
3. Что нашла Муха-Цокотуха, когда шла по полю? (Денежку)
4. Какую обувь просил крокодил у автора в сказке
«Телефон»? (Калоши)
5. Чем приколачивали луну к небесам в сказке
«Тараканище»? (Гвоздями)
6. Кто зажег море синее в сказке «Путаница»? (Лисички)
7. Что бежало, как черная железная нога в
«Федорином горе»? (Кочерга)
8. Кто рано-рано застучал в ворота в сказке
«Краденное солнце»? (2 Барана)
9. С кем играли в чехарду Танечка и Ванечка в
Африке? (Со слонами)
10. Что привёз Крокодил своим детям из далёкой
России? (Елочку)
Педагог задает вопросы и просит найти ответы в сказках. Каждый правильный ответ подтверждается музейный предметом.
– Все эти предметы окружали К.И. Чуковского и
его современников, поэтому не удивительно, что
они есть в сказках писателя, которые читали и
зачитывались и его дети, и ваши бабушки-дедушки,
и, надеюсь, читаете вы.
– Послушайте, какое шутливое стихотворение
посвятил К.И. Чуковскому поэт Валентин
Дмитриевич Берестов.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал.
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
3. И, действительно, сейчас трудно представить,
что когда-то этих самых главных книг не было. И
сказочник Чуковский занимался совсем другим
делом. Своей единственной профессией он считал
литературную критику.
– А как же родились его сказки? Произошло это
абсолютно случайно. Первой появилась в 1916 году
сказка "Крокодил". Вот как это вышло. Заболел
его маленький сынишка в г. Хельсинки, и Корней
Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик
капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то
облегчить его страдания, отец стал под стук колес
рассказывать.
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, –
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
Мальчик перестал капризничать, слушал, не
отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва
проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец
снова рассказал ему вчерашнюю сказку.
Если внимательно слушать, то можно даже уловить
ритм поезда, в котором едут люди.
4. Крокодил – один из любимых персонажей
Чуковского. Мы назвали с вами 10 сказок, и в 7 из них
есть крокодил, где-то добрый, где-то злой. А каких
еще героев сказок Чуковского вы знаете?
Мойдодыр, Айболит, Бармалей, Федора Егоровна,
Муха-Цокотуха, Медведь, Тараканище,
Заинька-Паинька, девочка Мура.
Все эти герои вымышленные, собирательные образы,
только девочка Мура имеет свой реальный прототип
– у писателя была дочка Маша – самая младшая и
самая любимая, о ней он и написал в своей сказке.
5. Как вы думаете, кто самый добрый герой сказок
писателя? (Айболит – он помогает, даже рискуя
своей жизнью)
У сказки Айболит очень интересная история
создания. Чуковский очень давно хотел написать
сказку о добром докторе, и вот однажды когда он
отдыхал на Чёрном море, к нему неожиданно пришло
вдохновение. Как-то раз он заплыл очень далеко, и
вдруг у него сами собой сложились слова:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну…
Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл
сырую папиросную коробку и мокрыми руками
записал на ней около 20 строк. Ни начала, ни конца у
сказки не было.
Сейчас страшно представить, что у Чуковского мог
быть портсигар, в котором хранили папиросы,
потому что наша сказка не появилась бы на свет.
Разве можно на нем что-то написать? (Нет, писать
надо на бумаге)
Но прежде, чем у писателя родились эта сказка, он
исписал мелким почерком две школьные тетрадки.
На первых страницах нужно было рассказать о
зверях, приходивших к доброму доктору, и о
болезнях, от которых он их вылечил. И тут уже по
возвращению домой, в Ленинград, начались долгие
поиски нужных строк и жалоб.
– Я предлагаю вам вспомнить, с какими жалобами пришли к Айболиту следующие звери.
1) И пришел к Айболиту барбос:
"У меня заболели … !"
2) И пришла к Айболиту лисица:
"Ой, болит у меня … !"
3) И прибежала зайчиха…!»
Айболит был добрым и отважным доктором,
которого не пугали даже дальние расстояния. Куда
отправился Айболит, чтобы спасти несчастных
зверей. Правильно, в Африку. Как вы думаете, какую
науку должен знать на отлично любой
путешественник, чтобы не только добраться до
Африки, но ещё и в ней не заблудиться. (Географию)
Да, без географии нам не обойтись.
6. Это физическая карта Африки
На неё нанесены реки, горы и пустыни, которые есть в Африке. В произведениях Чуковского часто встречаются географические названия. Помните?
Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!
Или
"Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?"
"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо".
и ещё
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро –
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!"
Давайте найдем на ней реки Нил и Лимпопо,
пустыни Калахари и Сахару и самую высокую точку
Африки Килиманджаро. А что такое Килиманджаро?
(Вулкан)
Килиманджа?ро — потенциально активный вулкан.
Это высочайшая точка Африки над уровнем моря (5895
м). У Килиманджаро не было документированных
извержений, но местные легенды говорят о
вулканической активности.
Молодцы. Видите: Чуковский был не только
талантливым писателем, но и образованным
человеком. За его открытия в области детского
речевого творчества писателя любят японцы, а за
переводы – англичане. Чуковский был признан
доктором литературы Оксфордского университета.
Ребята, а кто был самым злым человеком в сказках
Чуковского в Африке? (Бармалей – он
«кровожадный и беспощадный»)
7. Бармалей – пират и разбойник, конечно,
наказал детей правильно, но с ним нельзя было
договориться, поэтому Айболиту спасти Танечку и
Ванечку помогли сильные звери. Какие? (Горилла
и Крокодил)
А мы с вами договоримся и без них. У меня в
старинном саквояже, в таких 100 лет назад люди
носили разные вещи, есть книжки.
Я буду загадывать загадки из них, их сочинил
Чуковский, а вы, пожалуйста, найдите картинки с
отгадками в этих книжках и покажите.
1. На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки
(Птицы и огородное пугало)2.Была телега у меня
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
(Грузовик)3. Два коня у меня
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
(Коньки)
4. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)5. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ежик)
– Молодцы, вот видите, что смекалка и
сообразительность помогала писателю сочинять не
только сказки, но и загадки, и даже шарады, в
которых он был большой мастак, как говорят
современники.
– А теперь подумайте: когда вы слушали загадки, я
была с вами рядом, и мы друг друга хорошо слышали,
а если мы были далеко друг от друга, и моя речь
была не слышна, то нам бы понадобился? (Телефон)
Так называется самая любимая детьми сказка К. И.
Чуковского.
А как пользоваться телефоном с диском, вы знаете? (Нужно
набирать цифры вручную)
8. А сейчас я задам вам два вопроса по этой сказке. Давайте вспомним, как начинается эта сказка.
1.У меня зазвонил телефон.
Ведущий: Кто говорит?
Дети: Слон.
Ведущий: Откуда?
Дети: От верблюда.
Ведущий: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Ведущий: Для кого?
Дети: Для сына моего.
Ведущий: А много ли прислать?
Дети: Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Вопрос № 1. Сколько шоколаду просил
слон? Сколько кг в 1 пуде? И сколько всего кг? [1 пуд
? 16 кг; 5 – 6 пудов ? 80 – 96 кг].
Вспоминаем дальше:
2. А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
Дети: Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
Ведущий: Постой, не тебе ли,
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
Дети: Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину дюжину
Новых и сладких калош!
Вопрос № 2. Сколько калош нужно Крокодилу? Дюжина это сколько? (12 – старинная мера поштучного счета)
9. Вот видите: по сказкам Чуковского можно изучать не только географию, но и математику.
10. А вообще у Корнея Ивановича было четверо
детей: два мальчика и две девочки. Всё свободное
время он проводил с ними и их товарищами,
изобретая бесконечные игры. Надо ли говорить, что
все дети его просто обожали.
Последние годы свой жизни Чуковский провёл в
подмосковном посёлке Переделкино. Дожив до 80 лет,
он по-прежнему не терпел скуки и, встречаясь с
детьми, приветствовал их не словами: "Добрый
день, детки", а чем-нибудь вроде: "Здорово,
старики и старухи!" И начинал с ними веселую
игру: показывал совершенно необыкновенный
способ ходьбы, учил лазать по деревьям. Он
смеялся над трусами, а с собаками играл, как с
людьми. Дети звали его дедушка Корней или ласково
Чукоша.
Именно благодаря его общению с детьми родились
многие его произведения. Помните историю
создания "Крокодила"? Так вот через
несколько лет после этого с Чуковским произошёл
такой случай. Он сидел за своим письменным столом
и работал над статьей, которую ему заказал
научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач.
Это плакала его младшая дочь Маша, которую дома
все ласково звали Мурочка. Она ревела в три ручья,
бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский
вышел из кабинета, взял девочку на руки и
неожиданно для себя тихо сказал ей:
11.Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
– Откуда эти строчки? Да, с них начинается история создания сказки "Мойдодыр".
В этой сказке Чуковский пишет:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
– Найдите эти предметы на столе и скажите, для
чего они необходимы? (Чтобы поддерживать
личную гигиену)
– А еще было лыковое мочало, которым
пользовались в бане.
Мурочка была самым младшим и самым любимым
ребёнком в семье. К сожалению, она очень тяжело
болела и прожила всего одиннадцать лет. Корней
Иванович посвятил ей множество стихотворений, но
когда ей прочли сказку "Чудо-дерево" она
посадила свою туфельку, чтобы вырастить такое же
чудесное дерево.
А сказка "Путаница" вообще была написана по
заказу и рецепту Мурочки. Однажды она вошла в
кабинет отца с очень озорным и в то же время
смущенным лицом, которое говорило о том, что она
затевает необыкновенную каверзу. Чуковский ещё
никогда не видел такого сложного выражения у неё
на лице. Ещё издали она крикнула ему: "Папа, ава
– мяу!" – то есть сообщила отцу сенсационную и
заведомо неверную весть, что собака, вместо того
чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько
искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже
посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил:
"Нет, ава – гав". Тогда Мурочка снова
засмеялась и сказала: "Ава – мяу!", хотя в
свои два года она твёрдо знала, что собака лает,
кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда
Чуковский решил поддержать её игру и сказал: "А
петух кричит гав!" Это игра продолжалась
достаточно долго и в результате привела к
написанию сказки "Путаница».
Скажите: как должно быть правильно?
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
(Хрю)
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
(Мяу)
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
(Ква)
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
(Ко)
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
(Чик)
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
(У-у)
– Чем же закончилась эта история? (Пришлось
тушить море и учиться говорить правильно, чтобы
тебя понимали и делали все, как положено).
Чуковский считал, что от 2 до 5 ребенок проходит
период речевого творчества, поэтому называет
вещи не так, как это принято у взрослых.
Но хорошо все, что хорошо кончается. Представьте,
если бы в жизни было так: человек пишет одно, а мы
читаем совсем другое. А в школе такое может быть?
(Если человек пишет неразборчиво и непонятно).
Поэтому люди изобрели печатную машинку.
Чтобы разборчиво прочитать, то, что сочинил
писатель, рукописный текст перепечатывался на
пишущей машинке, и всем все становилось ясно.
– Давайте попробуем себя в роли писателя, и
напечатаем несколько слов.
Вот у нас на бумаге получились слова, которые
есть в сказках К.И. Чуковского: вакса, ковш,
фонарь, сито, скалка
В каких сказках Чуковского вы их встречали, а что
это за предметы, для чего были необходимы, вы
знаете?
Достаньте их из мешка и скажите: что это такое?
(Вакса – крем для обуви Мойдодыр
Ковш – посуда для разливания пищи Путаница
Фонарь – средство для освещения
Муха-Цокотуха
Сито – посуда для просеивания муки Федорино
горе
Скалка – предмет для раскатывания теста
Федорино горе)
– Молодцы. А теперь скажите: какое насекомое в
сказках Чуковского самое щедрое или страшное? (Муха-Цокотуха
или Тараканище)
Ее образ родился у писателя из работы с текстами
на английском языке, но история была другая:
безносой девушке птичка приклеила нос. А мы
сейчас попробуем собрать ее образ не из слова, из
проволоки. (Или его образ долго и мучительно не
давался)
Задание по художественному труду
Делаем Муху-Цокотуху или Тараканище из
пушистой (синельной) проволоки.
Скатать проволоку по жесткой основе. Сделать
крылышки, усики и ножки, закрепить их на туловище
и приклеить глазки.
Заключение
– Молодцы. Напоследок я всем нам желаю читать сказки К.И. Чуковского, быть внимательными к тому, о чем в них пишется и говорится, учиться у его героев храбрости, опрятности, рассудительности, щедрости, дружбе и доброте.
Список использованной литературы:
1. Иванова Е. К.И. Чуковский, Энциклопедия
для детей: т. 9. ХХ век, М., 1999
2. Чуковский К.И. Сказки – М.: «АСТ», 2013
3. Чуковская Л. "Памяти детства. Мой отец –
Корней Чуковский" – М.: «Время», 2007