1. Организационный момент
2. Речевая разминка
Упражнение 1 «Подуй на пушинку»
– Представьте, что у вас на ладошках лежат пушинки: глубоко вдохнули, выдыхая, дуем на воображаемые пушинки, стараемся, чтобы они отлетели, как можно дальше. Повторяем упражнение 5 раз.
Упражнение 2
– Прочитайте стихотворение.
Облака, облака, Нет, мы дождевые.
Пышные, белые, Нет, мы снеговые.
Расскажите, облака, Если летом мы плывем.
Из чего вас сделали? То с собой грозу несем.
Может быть, из мела? Если мы плывем зимою,
Может быть, из ваты? То пургу несем с собою.
Может быть, из белой Вот какие мы!
Из бумаги мятой. И. Мазин.
– О чем говорится в этом стихотворении?
– Какие облака по цвету?
– А по форме?
– Из чего «сделаны» облака?
– Чем по значению отличаются слова «облака»,
«тучки», «тучи»?
Облако – скопление водяных капель и
ледяных кристаллов.
Туча – большое, обычно темное густое облако,
несущее дождь, снег или град.
– Прочитаем стихотворение выразительно.
– Каким тоном мы будем читать первую часть
стихотворения? (Вопросительным.) Каким тоном
будем задавать вопросы: грустно или весело,
насмешливо?
– Каким тоном будем читать вторую часть
стихотворения? (Облака гордятся собой и даже
немножко хвастаются). Обратите внимание на
первые две строчки этой части: после слова «нет»
нужно сделать паузу.
Выразительное чтение стихотворения 2 – 3 учениками.
3. Введение в тему
– Какой прием использует поэт, когда говорит об
облаках как о живых существах? (Литературный
прием – олицетворение. Прием, когда о неживом
говорится как о живом (неживому дают черты и
свойства живых существ)).
– Сегодня на уроке мы используем этот
литературный прием, когда будем сочинять сказку
про маленькую Тучку.
4. Повторение понятия «сказка». Типы и виды сказок
– Давайте поговорим о сказках. Чем сказки
отличаются от произведений других жанров? (В них
всегда присутствует волшебство, чудесные
превращения, приключения, сказочные герои).
– К какому типу текстов относится сказка? (К
повествованию). Почему? ( Можем поставить вопрос:
Что случилось? Как произошло? )
– Поднимите руку, кто любит сказки.
– Почему вы любите сказки? (Читаешь и
захватывает дух. Сказка учит отличать добро от
зла, хорошее от плохого. «Сказка – ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок», писал А.С.Пушкин).
– Назовите свою самую любимую сказку, любимых
героев.
– Какими бывают сказки, в зависимости от того,
кто их написал? (Авторские и народные).
– На какие виды мы разделим сказки по сюжету и
литературным героям? (Волшебные, бытовые, о
животных).
– Назовите признаки разных видов сказок:
Бытовые – об обыкновенных людях, но
ситуации, в которые они попадают, часто
оказываются необычными и невероятными; о семье, о
труде. (Рус. нар. сказка «Каша из топора», Бр. Гримм
«Госпожа Метелица» ).
Волшебные – события фантастические. Герои
– люди и несуществующие герои: Могучий герой
борется с чудовищами и побеждает. (А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане», рус. нар. сказка «Царевна
– лягушка», Ш.Перро «Кот в сапогах»).
О животных – герои – животные (Рус. нар.
сказка «Лиса и журавль», Б.Житков «Храбрый
утенок», В.Сутеев «Мешок яблок»).
5. Вспомни сказку по опорным словам
– Какую сказку вы можете вспомнить по
следующим словам:
Кот, король, людоед, маркиз. (Ш.Перро «Кот в
сапогах»).
Стрела, болото, Иван – царевич, лягушка (Рус. нар.
сказка «Царевна – лягушка»).
– Как называются такие слова, которые помогают
восстановить в памяти сказку. Опорные ).
Игра в парах «Узнай сказку по опорным
словам».
Учащиеся загадывают сказку. Называют по 3-5
опорных слов к этой сказке. Задача соседа –
угадать, о какой сказке идет речь?
6. Построение текста
– Из каких частей строится текст? (3 части –
вступление, основная часть, заключение).
Во вступлении мы готовим собеседника к тому, о
чем или о ком пойдет речь в нашем тексте. В
основной части мы раскрываем главное. В этой
части разворачиваются основные события. А
заканчиваем мы текст так, чтобы всем стало
понятно: автор сказал все, что хотел.
7. Особенности построения сказок
А) Сказочное начало.
Жили-были …
В некотором царстве, в некотором государстве…
Б) Основная часть:
Испытания, превращения.
В) Конец.
Стали жить – поживать …
Живет – радуется…
Жили долго и счастливо…
Добро побеждает зло.
Игра «Определи, что это: начало, основная часть или конец»
А) Жили-были старик да старуха, у них были дочка
Аленушка да сынок Иванушка.
Б) А зайка снова в своей избушке живет, морковку
жует, вам кланяется.
В) А портной стал себе спокойно жить да поживать,
куртки, штаны и жилетки шить.
Г) В одном сказочном городе жили коротышки.
Д) И в тоже мгновение великан превратился в мышь.
Мышь проворно забегала по полу, но кот – на то он
и кот! – погнался за ней, разом поймал и
проглотил.
8. Подготовка к сочинению. Составление плана. Подбор опорных слов.
– Сегодня мы будем сочинять волшебную сказку
про маленькую Тучку. Наша сказка так и будет
называться «Сказка про Тучку». (Записать
название сказки на доске. Дети пишут на своем
листке. Не пишут только те дети, которые будут
выполнять усложненный вариант ).
– Почему слово «Тучка» я написала с заглавной
буквы? (Тучка – героиня сказки).
– Наша сказка будет состоять из 3 частей. В первой
части мы расскажем, как Тучка появилась на небе.
– Из чего состоят тучки? (Из капелек или
снежинок. Наша тучка весенняя, поэтому она
состоит из капелек).
– Я начну сказку, а вы мне будете помогать.
Жили-были капельки дождя на горе, в Тучкином
домике.
– Как они превратились в Тучку? (Взялись за
ручки, укутались голубым покрывалом и стали
маленькой тучкой).
Записать на доске:
1. Рождение Тучки
Опорные слова: жили – были, Тучкин домик,
капельки дождя.
Примерный объем – 2-3 предложения.
Во второй части вы расскажите о приключениях и
волшебных превращениях Тучки.
2. Тучка путешествует
– Какие действия может совершать «живая»
Тучка? (Хмуриться, плакать, проплывать, улыбаться,
радоваться, превращаться). У нее может быть
разное настроение. Что она видит сверху? Какие
приключения ее ждут?
Цвет – сердится – темная, радуется – светлая.
– К этой части сказки опорные слова мы писать не
будем. Каждый из вас сочинит ее по-своему.
Примерный объем – 4 предложения.
3. Возвращение домой.
Опорные слова – вечер, смеркалось, наигралась,
соскучилась, встречали, удивительная история.
Примерный объем – 2 предложения.
9. Орфографическая подготовка
10. Физминутка
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
– Пей, дождь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет!
11. Написание сочинений.
Для группы «сильных» учащихся предлагается
усложненный вариант.
– А вам, ребята, я предлагаю написать другую
сказку. Она будет называться «Сказка весны».
Выберите, о ком вы хотите сочинить весеннюю
историю – о солнышке, о цирке, о молоденьком
листочке, о жуке, муравье. Придумайте и запишите
историю из жизни этого героя. Может быть, вы
представите себя этим героем.
У вас задача, на мой взгляд, сложнее: вам нужно
самим составить план к своей сказке и записать
ее. Приступайте к заданию.
12. Проверка написанных сочинений. Редактирование их.
Чтение сказок учащимися. Взаимооценивание (Получилась ли сказка? Есть ли сказочное начало, приключения, конец, сказочные слова).