Урок развития речи на тему «Сочини сказку». 2-й класс
1. Организационный момент
2. Речевая разминка
Упражнение 1 «Подуй на пушинку»
– Представьте, что у вас на ладошках лежат пушинки: глубоко вдохнули, выдыхая, дуем на воображаемые пушинки, стараемся, чтобы они отлетели, как можно дальше. Повторяем упражнение 5 раз.
Упражнение 2
– Прочитайте стихотворение.
Облака, облака, Нет, мы дождевые.
Пышные, белые, Нет, мы снеговые.
Расскажите, облака, Если летом мы плывем.
Из чего вас сделали? То с собой грозу несем.
Может быть, из мела? Если мы плывем зимою,
Может быть, из ваты? То пургу несем с собою.
Может быть, из белой Вот какие мы!
Из бумаги мятой. И. Мазин.
– О чем говорится в этом стихотворении?
– Какие облака по цвету?
– А по форме?
– Из чего «сделаны» облака?
– Чем по значению отличаются слова «облака», «тучки», «тучи»?
Облако – скопление водяных капель и ледяных
кристаллов.
Туча – большое, обычно темное густое облако, несущее
дождь, снег или град.
– Прочитаем стихотворение выразительно.
– Каким тоном мы будем читать первую часть стихотворения?
(Вопросительным.) Каким тоном будем задавать вопросы: грустно или
весело, насмешливо?
– Каким тоном будем читать вторую часть стихотворения? (Облака
гордятся собой и даже немножко хвастаются). Обратите внимание на
первые две строчки этой части: после слова «нет» нужно сделать
паузу.
Выразительное чтение стихотворения 2 – 3 учениками.
3. Введение в тему
– Какой прием использует поэт, когда говорит об облаках как о
живых существах? (Литературный прием – олицетворение. Прием, когда
о неживом говорится как о живом (неживому дают черты и свойства
живых существ)).
– Сегодня на уроке мы используем этот литературный прием,
когда будем сочинять сказку про маленькую Тучку.
4. Повторение понятия «сказка». Типы и виды сказок
– Давайте поговорим о сказках. Чем сказки отличаются от
произведений других жанров? (В них всегда присутствует волшебство,
чудесные превращения, приключения, сказочные герои).
– К какому типу текстов относится сказка? (К повествованию).
Почему? ( Можем поставить вопрос: Что случилось? Как произошло?
)
– Поднимите руку, кто любит сказки.
– Почему вы любите сказки? (Читаешь и захватывает дух. Сказка
учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. «Сказка – ложь, да
в ней намек, добрым молодцам урок», писал А.С.Пушкин).
– Назовите свою самую любимую сказку, любимых героев.
– Какими бывают сказки, в зависимости от того, кто их написал?
(Авторские и народные).
– На какие виды мы разделим сказки по сюжету и литературным героям?
(Волшебные, бытовые, о животных).
– Назовите признаки разных видов сказок:
Бытовые – об обыкновенных людях, но ситуации, в которые
они попадают, часто оказываются необычными и невероятными; о семье,
о труде. (Рус. нар. сказка «Каша из топора», Бр. Гримм «Госпожа
Метелица» ).
Волшебные – события фантастические. Герои – люди и
несуществующие герои: Могучий герой борется с чудовищами и
побеждает. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», рус. нар. сказка
«Царевна – лягушка», Ш.Перро «Кот в сапогах»).
О животных – герои – животные (Рус. нар. сказка «Лиса и
журавль», Б.Житков «Храбрый утенок», В.Сутеев «Мешок яблок»).
5. Вспомни сказку по опорным словам
– Какую сказку вы можете вспомнить по следующим словам:
Кот, король, людоед, маркиз. (Ш.Перро «Кот в сапогах»).
Стрела, болото, Иван – царевич, лягушка (Рус. нар. сказка «Царевна
– лягушка»).
– Как называются такие слова, которые помогают восстановить в
памяти сказку. Опорные ).
Игра в парах «Узнай сказку по опорным словам».
Учащиеся загадывают сказку. Называют по 3-5 опорных слов к этой
сказке. Задача соседа – угадать, о какой сказке идет
речь?
6. Построение текста
– Из каких частей строится текст? (3 части – вступление,
основная часть, заключение).
Во вступлении мы готовим собеседника к тому, о чем или о ком пойдет
речь в нашем тексте. В основной части мы раскрываем главное. В этой
части разворачиваются основные события. А заканчиваем мы текст так,
чтобы всем стало понятно: автор сказал все, что хотел.
7. Особенности построения сказок
А) Сказочное начало.
Жили-были …
В некотором царстве, в некотором государстве…
Б) Основная часть:
Испытания, превращения.
В) Конец.
Стали жить – поживать …
Живет – радуется…
Жили долго и счастливо…
Добро побеждает зло.
Игра «Определи, что это: начало, основная часть или конец»
А) Жили-были старик да старуха, у них были дочка Аленушка да
сынок Иванушка.
Б) А зайка снова в своей избушке живет, морковку жует, вам
кланяется.
В) А портной стал себе спокойно жить да поживать, куртки, штаны и
жилетки шить.
Г) В одном сказочном городе жили коротышки.
Д) И в тоже мгновение великан превратился в мышь. Мышь проворно
забегала по полу, но кот – на то он и кот! – погнался за ней, разом
поймал и проглотил.
8. Подготовка к сочинению. Составление плана. Подбор опорных слов.
– Сегодня мы будем сочинять волшебную сказку про маленькую
Тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку».
(Записать название сказки на доске. Дети пишут на своем листке. Не
пишут только те дети, которые будут выполнять усложненный вариант
).
– Почему слово «Тучка» я написала с заглавной буквы? (Тучка –
героиня сказки).
– Наша сказка будет состоять из 3 частей. В первой части мы
расскажем, как Тучка появилась на небе.
– Из чего состоят тучки? (Из капелек или снежинок. Наша тучка
весенняя, поэтому она состоит из капелек).
– Я начну сказку, а вы мне будете помогать.
Жили-были капельки дождя на горе, в Тучкином домике.
– Как они превратились в Тучку? (Взялись за ручки, укутались
голубым покрывалом и стали маленькой тучкой).
Записать на доске:
1. Рождение Тучки
Опорные слова: жили – были, Тучкин домик, капельки дождя.
Примерный объем – 2-3 предложения.
Во второй части вы расскажите о приключениях и волшебных
превращениях Тучки.
2. Тучка путешествует
– Какие действия может совершать «живая» Тучка? (Хмуриться,
плакать, проплывать, улыбаться, радоваться, превращаться). У нее
может быть разное настроение. Что она видит сверху? Какие
приключения ее ждут?
Цвет – сердится – темная, радуется – светлая.
– К этой части сказки опорные слова мы писать не будем. Каждый из
вас сочинит ее по-своему.
Примерный объем – 4 предложения.
3. Возвращение домой.
Опорные слова – вечер, смеркалось, наигралась, соскучилась,
встречали, удивительная история.
Примерный объем – 2 предложения.
9. Орфографическая подготовка
10. Физминутка
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
– Пей, дождь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет!
11. Написание сочинений.
Для группы «сильных» учащихся предлагается усложненный
вариант.
– А вам, ребята, я предлагаю написать другую сказку. Она будет
называться «Сказка весны». Выберите, о ком вы хотите сочинить
весеннюю историю – о солнышке, о цирке, о молоденьком листочке, о
жуке, муравье. Придумайте и запишите историю из жизни этого героя.
Может быть, вы представите себя этим героем.
У вас задача, на мой взгляд, сложнее: вам нужно самим составить
план к своей сказке и записать ее. Приступайте к заданию.
12. Проверка написанных сочинений. Редактирование их.
Чтение сказок учащимися. Взаимооценивание (Получилась ли сказка? Есть ли сказочное начало, приключения, конец, сказочные слова).