Цель: научить детей понимать и различать предлоги НА и ПОД.
Задачи:
- Учить понимать и различать предлоги НА и ПОД; учить правильно применять знания в практической деятельности – игре.
- Развивать понимание речи в действиях с разными мисками, при выполнении просьб логопеда, в самостоятельных действиях с предметами; мелкую моторику рук действиями с мелкими предметами – фасолью, при надевании кукле Маше бантика, носочка и тапочка; фонематическое восприятие, умение пропевать гласные звуки, преодолевая твердую атаку.
- Воспитывать интерес к речевым играм, умение внимательно слушать педагога, действовать в подгруппе слаженно, бережное отношение к вещам, желание прийти на помощь.
Оборудование: кукла Маша-Растеряша, ее вещи: бантики, носочки, тапочки; фасоль (3-5 шт.), большая желтая миска, маленькая красная мисочка; стулья, скамейка, пенёк, постройка горка; кубики (6 шт.), кроватка, коляска, стол, шкаф, мольберт, картинка комнаты с разбросанными карандашами; книга, коробка, модуль, машинка, шляпа.
Предварительная работа: развитие мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, просодических компонентов речи, работа с гласными звуками; проведение ООД по соответствующим темам в течение первого полугодия; проведение подобных дидактических игр.
Ход:
1. Организационный момент
(Заходят дети).
Логопед:
– Ребята, сегодня к нам пришли гости,
поздоровайтесь с ними.
– Катя, положи фасолину в большую миску. Слава,
положи фасолину в маленькую мисочку. Кирилл,
положи фасолину в желтую миску. Женя, положи
фасолину в красную мисочку.
Молодцы, садитесь на стульчики.
2. Основная часть
Логопед:
– Сегодня мы отправимся в гости к кукле
Маше-Растеряше. Посмотрите на нее: бантик
потеряла, носочек потеряла, тапочек потеряла. Вот
какая Маша, Маша-Растеряша.
1) Упражнение «Прогулка»
Логопед:
– Пошла она гулять, искать свои вещи:
прыгнула на скамейку, потом под скамейку; залезла
на горку, потом под горку; на пенёк, потом под
пенёк. Нагулялась, ничего не нашла и пришла домой.
– А дома у нее все кубики разбросаны. Подходите
сюда.
2) Д\и «Покажи, где…». (Дети по просьбе логопеда показывают нужные кубики на предметах мебели).
3) Д\и «Покажи, где на картинке». (Дети подходят к мольберту с картинками. По просьбе логопеда показывают нужные карандаши на картинке).
Логопед:
– Ребята, давайте поможем Маше-Растеряше найти
ее вещи. Пойдемте вместе искать бантик.
4) Д\и «Идем искать»
Ищем бантик Маше, Маше-Растеряше,
На столе есть? Под столом есть?
На стуле есть? А под стулом?
На книге есть? Под книгой есть? – Нашли.
Логопед:
– Ребята, а теперь идем вместе искать носочек.
Ищем носочек Маше, Маше-Растеряше,
На скамейке есть? А под скамейкой?
На кубике есть? А под кубиком?
На коробке есть? А под коробкой? – Нашли.
Логопед:
– Ребята, а теперь идем вместе искать тапочек.
Ищем тапочек Маше, Маше-Растеряше,
На модуле есть? А под модулем?
На машинке есть? А под машинкой?
На шляпе есть? Под шляпой есть? – Нашли.
Логопед:
– Но мы ей просто так не отдадим ее вещи. Поиграй
с нами, Маша!
5) Д\и «Слушай и выполняй». (Дети прячут вещи Маши-Растеряши по инструкции логопеда. Маша ищет: на стуле, под стулом, под столом, на столе, на шкафу, под шкафом. Затем дети отдают ей ее вещи.)
Вывод о том, что нельзя бросать вещи куда попало, иначе потом их будет сложно найти.
Итог
Логопед:
– Молодцы, поиграли. Устала Маша, захотела
спать. (Укладывают Машу в кроватку.) Давайте
споем ей песенку.
(Логопед задает мелодию колыбельной, пропевая гласные звуки А, О, У, И, Э. Дети повторяют ее, качая кроватку).
Логопед:
– Вот и уснула Маша. И нам с вами тоже пора
возвращаться к деткам. Проходите тихонечко к
ребятам. (Дети уходят).