Цель урока: ознакомление учащихся c одним из видов русской вышивки гладью – белая гладь.
Задачи:
- Образовательные:
- формирование знаний об истории вышивки белой гладью и отличительных особенностях этой техники вышивания.
- освоение новых видов художественных швов – глади с настилом.
- Развивающая: развитие способности проявлять творческий подход при выполнении практического задания.
- Воспитательная: развитие эстетического вкуса, воспитание аккуратности, усидчивости.
Тип урока: практическая работа.
Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.
Используемые методы – словесные, наглядные, практическая самостоятельная работа по вышивке бе6лой гладью.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д. Симоненко. М., 2007, презентация (Презентация), инструкционная карта (Приложение 1), схема вышивки (Приложение 2), тестовое задание (Приложение 3).
Материально-техническое обеспечение: ткань для вышивания, пяльцы, нитки мулине, иглы для вышивания, ножницы; компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
1. Приветствие, контроль посещаемости.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Доведение плана урока до учащихся.
II. Изложение нового материала: просмотр презентации с комментариями учителя.
Страницы истории СЛАЙД 2
Мстерская вышивка – традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в XVIII веке монахини женского монастыря свт. Иоанна Милостивого. Монахини шили золотом и серебром по бархату и атласу предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи.
В середине XIX века в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям — маркизету и батисту.
Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.
В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х годов изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.
В 1940-1950-х годах в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы — темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц.
Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и другие.
С начала 1930-х годов и до 1953 года в закрытом для службы Свято-Богоявленском монастыре располагался музей живописи, церковной и фольклорной старины. Затем музей уступил место складу, что в то время было вполне естественно. В 1999 году монастырь вновь был открыт, а народные ремёсла почти полностью позабылось. Прежде всего, это касалось вышивки.
Сегодня музей располагается в доме, который считается памятником архитектуры, располагающемся на площади Ленина. Здесь можно увидеть произведения мстёрских художников, начиная с XVII века, а также посетить мастер-классы по росписи и вышивке.
Техника исполнения элементов белой глади СЛАЙД 3
Белая гладь это тонкая, элегантная, изящная вышивка.
Традиционная белая гладь выполняется белыми нитками по белому фону, на тонких тканях – батист, маркизет, шелк, шифон – тонкими нитками: мулине, шелк.
Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь», «стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь». СЛАЙД 4,5
Основной прием вышивки: двусторонняя гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками. Выполняют гладь нитками мулине в 1-3 нити. Чтобы гладь была выпуклой необходимо делать настил, который располагается в направлении, противоположном направлению гладьевых швов. Учебник страницы 42-43
III. Практическая работа. Выполнение вышивки в технике белой глади. СЛАЙД 6
Учебник стр. 44.
Материалы и инструменты: хлопчатобумажная ткань, нитки мулине белого цвета, копировальная бумага, простой карандаш, пяльцы, ножницы.
Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при вышивке:
1) Сидеть нужно на стуле со спинкой, слегка
наклонившись вперед.
2) Свет должен падать с левой стороны.
3) Расстояние от глаз до работы – 25-30 см.
4) Иглы и булавки вкалывать только в игольницу.
5) Не подносить иглу с рабочей нитью близко к лицу.
Инструктаж по выполнению работы:
1) Обучающимся розданы инструкционные карты с
описанием и рисунками техники вышивания белой
гладью.
2) На подготовленной ткани, учащиеся вышивают по
рисунку.
3) Переведите на ткань рисунок букет.
4) Выполните настил ниткой в два сложения.
5) Вышейте рисунок белой гладью ниткой в одно
сложение.
Учитель показывает, как правильно вышивать и
исправлять ошибки.
Далее ученицы продолжают работу под наблюдением
учителя.
Незаконченные работы после определенного времени (примерно за 7-10 минут до конца урока) предлагается закончить дома и оформить по предложенному образцу (см. инструкционную карту).
IV. Итог урока
Обсуждаются типичные ошибки при выполнении
практической работы.
Дается оценка работы.
VI. Домашнее задание: завершить и оформить работу, прочитать § 14 учебника. СЛАЙД 7
Список используемой литературы:
- Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д. Симоненко. М., Вентана-Граф, 2007.
- Технология 8 класс: методические рекомендации; под редакцией В.Д. Симоненко. М., Вентана-Граф, 2012
- Рукоделие. Популярная энциклопедия; Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993
- Интернет-сайты: