Урок технологии «Белая гладь». 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8


Цель урока: ознакомление учащихся c одним из видов русской вышивки гладью – белая гладь.

Задачи:

  • Образовательные:
    • формирование знаний об истории вышивки белой гладью  и отличительных особенностях этой техники вышивания.
    • освоение новых видов художественных швов –  глади с настилом.
  • Развивающая: развитие способности проявлять творческий подход при выполнении практического задания.
  • Воспитательная: развитие эстетического вкуса, воспитание аккуратности, усидчивости.

Тип урока: практическая работа.

Форма проведения – фронтальная, индивидуальная.

Используемые методы – словесные, наглядные, практическая самостоятельная работа по вышивке бе6лой гладью.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Д. Симоненко. М., 2007, презентация (Презентация), инструкционная  карта (Приложение 1), схема вышивки (Приложение 2), тестовое задание (Приложение 3).

Материально-техническое обеспечение: ткань для вышивания, пяльцы, нитки мулине, иглы для вышивания, ножницы; компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

1. Приветствие, контроль посещаемости.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Доведение плана урока до учащихся.

II. Изложение нового материала: просмотр презентации с комментариями учителя.

Страницы истории СЛАЙД 2

Мстерская вышивка – традиционный русский  вышивальный промысел, сложившийся в Мстере. История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в XVIII веке монахини женского монастыря свт. Иоанна Милостивого. Монахини шили золотом и серебром по бархату и атласу  предметы церковного ритуала — хоругви, плащаницы, воздухи.

В середине XIX века в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям — маркизету и батисту.

Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.

В 1923 в Мстере была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х годов изделия мстерских вышивальщиц в основном шли на экспорт.

В 1940-1950-х годах в мстерскую белую гладь пришли сюжетные мотивы — темы из русских сказок, песен, жанровые сцены. Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц.

Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и другие.

С начала 1930-х годов и до 1953 года в закрытом для службы Свято-Богоявленском монастыре располагался музей живописи, церковной и фольклорной старины. Затем музей уступил место складу, что в то время было вполне естественно. В 1999 году монастырь вновь был открыт, а народные ремёсла почти полностью позабылось. Прежде всего, это касалось вышивки.

Сегодня музей располагается в доме, который считается памятником архитектуры, располагающемся на площади Ленина. Здесь можно увидеть произведения мстёрских художников, начиная с XVII века, а также посетить мастер-классы по росписи и вышивке.

Техника исполнения элементов белой глади СЛАЙД 3

Белая гладь это тонкая, элегантная, изящная вышивка.

Традиционная белая гладь выполняется белыми нитками по белому фону, на тонких тканях – батист, маркизет, шелк, шифон – тонкими нитками: мулине, шелк.

Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь», «стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь». СЛАЙД 4,5

Основной прием вышивки: двусторонняя гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками. Выполняют гладь нитками мулине в 1-3 нити. Чтобы гладь была выпуклой необходимо делать настил, который располагается в направлении, противоположном направлению гладьевых швов.   Учебник страницы 42-43

III. Практическая работа. Выполнение вышивки в технике белой глади. СЛАЙД 6

Учебник стр. 44.

Материалы и инструменты: хлопчатобумажная ткань, нитки мулине белого цвета, копировальная бумага, простой карандаш, пяльцы, ножницы.

Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при вышивке:

1) Сидеть нужно на стуле со спинкой, слегка наклонившись вперед.
2) Свет должен падать с левой стороны.
3) Расстояние от глаз до работы – 25-30 см.
4) Иглы и булавки вкалывать только в игольницу.
5) Не подносить иглу с рабочей нитью близко к лицу.

Инструктаж по выполнению работы:

1) Обучающимся розданы инструкционные карты с описанием и рисунками техники вышивания белой гладью.
2) На подготовленной ткани, учащиеся вышивают по рисунку.
3) Переведите на ткань рисунок букет.
4) Выполните настил ниткой в два сложения.
5) Вышейте рисунок белой гладью ниткой в одно сложение.

Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.
Далее ученицы продолжают работу под наблюдением учителя.

Незаконченные работы после определенного времени (примерно за 7-10 минут до конца урока) предлагается закончить дома и оформить по предложенному образцу (см. инструкционную карту).

IV. Итог урока

Обсуждаются типичные ошибки при выполнении практической работы.
Дается оценка работы.

VI. Домашнее задание: завершить и оформить работу, прочитать § 14 учебника. СЛАЙД 7

Список используемой литературы:

  1. Учебник «Технология» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д. Симоненко. М., Вентана-Граф, 2007.
  2. Технология 8 класс: методические рекомендации; под редакцией В.Д. Симоненко. М., Вентана-Граф, 2012
  3. Рукоделие. Популярная энциклопедия; Москва «Большая Российская энциклопедия», 1993
  4. Интернет-сайты: