Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности».
Умение учиться – особое школьное умение. Его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития. Он учится приобретать знания.
Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:
– самостоятельно разбираться в учебной задаче;
– находить способ её решения;
– сравнивать свой результат с правильным ответом;
– адекватно оценивать себя и свои действия;
– научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации.
В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий.
Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по русскому языку, математике, окружающему миру необходимо начинать уже с первого класса.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь
обучающимся усвоить алгоритм действий,
постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме
работы на всех предметных уроках.
В работе учителя начальных классов тесты могут
выполнять функцию форм контроля, внедряемого в
базовую школу. Организация деятельности
учащихся с тестами позволяет осуществлять
контроль со стороны учителя и приучает их к
самоконтролю.
Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.
Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Индивидуальная траектория учения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.
Тестовая технология выявляет позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся.
Однако, назначение тестов – не только контроль и оценка знаний, умений, но и диагностика проблем, возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.
Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения.
Выделим среди них основные функции тестов:
– учетно-контрольную (информационную), которая
систематически позволяет учителю фиксировать
результаты обучения и судить об успеваемости
каждого ученика, его достижениях и недочётах в
учебной работе;
– контрольно-корректирующую (диагностическую),
которая обеспечивает связь «учитель – ученик»,
для внесения коррективов в методику обучения,
перераспределения учебного времени между
различными вопросами темы и пр., позволяет
осуществлять диагностику причин отставания
школьников;
– обучающую, которая в результате помогает
повторить материал, акцентировать внимание
учащихся на главных вопросах и важнейших
мировоззренческих идеях курса, показывает на
типичные ошибки, что способствует закреплению и
углублению знаний учащихся;
– воспитательную (мотивационную), которая
стимулирует учащихся к дальнейшей учебной
работе, углублению своих знаний, развивает у
школьников умение самоконтроля и самооценки;
– аттестационную, которая связана с
характеристикой уровня обученности школьника,
является основной его аттестации, а также
важнейшим компонентом аттестации работы учителя
образовательного учреждения.
На уроках в начальной школе используют следующие виды тестов: по форме, по способу предъявления, по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения.
Применение заданий в тестовой форме в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции таких заданий.
Задания в тестовой форме, сочетаемые с модульным принципом организации учебного процесса, обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность и прочность его изучения. Методы оценки результатов тестирования и время выполнения тестов зависят от уровня подготовки класса. Оценка результатов может осуществляться с помощью контроля. После оценки результатов проводится анализ выполнения теста, указываются типичные ошибки и способы их преодоления.
Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.
Использование тестовой формы контроля обеспечивает:
– высокий уровень учебных достижений по
предметам начальной ступени образования;
– воспитывает ценностное отношение к учебной
деятельности;
– развивает память, логическое мышление;
– умение делать правильный выбор;
– снижает уровень тревожности;
– помогает учителю осуществлять своевременно
коррекцию знаний.
Умело организованная учебная работа делает процесс образования перспективным, целесообразным, творческим. Тестовая технология расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять информацию, эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.
Таким образом, систематическая работа по развитию у младших школьников контроля с применением тестовой технологии способствует формированию произвольности познавательных процессов, учебной деятельности в целом, способствует становлению личности младшего школьника, а значит, можно говорить о повышении качества образования в начальной школе.