Тестовые технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности».

Умение учиться – особое школьное умение. Его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития. Он учится приобретать знания.

Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:

– самостоятельно разбираться в учебной задаче;
– находить способ её решения;
– сравнивать свой результат с правильным ответом;
– адекватно оценивать себя и свои действия;
– научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации.

В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий.

Целенаправленную работу по подготовке обучающихся начальной школы к успешному итоговому тестированию по русскому языку, математике, окружающему миру необходимо начинать уже с первого класса.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на всех предметных уроках.
В работе учителя начальных классов тесты могут выполнять функцию форм контроля, внедряемого в базовую школу. Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществлять контроль со стороны учителя и приучает их к самоконтролю.

Контроль и самоконтроль – важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель приучает учащихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Индивидуальная траектория учения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

Тестовая технология выявляет  позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся.

Однако, назначение тестов – не только  контроль и оценка знаний, умений,  но и диагностика проблем, возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.

Затрагивая вопросы методики использования тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо вспомнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения.

Выделим среди них основные функции тестов:

– учетно-контрольную (информационную), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
– контрольно-корректирующую (диагностическую), которая обеспечивает связь «учитель – ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;
– обучающую, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;
– воспитательную (мотивационную), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
– аттестационную, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.

На уроках в начальной школе используют следующие виды тестов:  по форме, по способу предъявления, по цели назначения, по виду деятельности, по месту использования, по объему содержания и времени проведения.

Применение заданий в тестовой форме в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить  кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной  и мотивирующей функции таких заданий.

Задания в тестовой форме, сочетаемые с модульным принципом организации учебного процесса, обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность  и прочность его изучения.  Методы оценки результатов тестирования и время выполнения тестов зависят от уровня подготовки класса. Оценка результатов может осуществляться с помощью контроля. После оценки результатов проводится анализ выполнения теста, указываются типичные ошибки и способы их преодоления.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только “проблемную зону”, но и конкретную “болевую точку”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности,  стрессовое состояние.

Использование тестовой формы контроля обеспечивает:

– высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
– воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
– развивает память, логическое мышление;
– умение делать правильный выбор;
– снижает уровень тревожности;
– помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.

Умело организованная учебная работа делает процесс образования перспективным, целесообразным, творческим. Тестовая технология расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять информацию, эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Таким образом, систематическая работа по развитию у младших школьников контроля с применением тестовой технологии способствует формированию произвольности познавательных процессов, учебной деятельности в целом, способствует становлению личности младшего школьника, а значит, можно говорить о повышении качества образования в начальной школе.

Приложение 1