Программное содержание:
- Познакомить детей со столицей нашей Родины - Москвой.
- Вызвать у детей желание узнать новое о Москве – городе, в котором они живут.
- Создать у детей эмоциональный интерес.
- Обобщать и активизировать словарный запас детей.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворений и рассказов о Москве.
- Рассматривание открыток с видами Москвы.
- Просмотр диафильмов.
Материал: Иллюстрации, книги, открытки с видами Москвы, диафильмы.
Ход занятия
Чтение стихотворения о Москве А.Л.Барто:
“Шумная, огромная Москва с аэродромами
Высокими мостами,
Москва со стадионами,
С бульварами зелеными.
На площадь Красную пойди,
Где флаги шумят на башнях,
На кремль высокий погляди
Красу и гордость нашу”.
Воспитатель: “Ребята, в наш город приезжает много гостей. Что же можно будет показать гостям, чтобы они лучше узнали наш город, полюбили его?
Выслушиваю предложения детей, одобряю их.
Достаю новые игрушки: куклу, медвежонка, зайчонка.
Объясняю детям: “Эти игрушки тоже новички в нашем городе. Давайте эту экскурсию по городу проведем для нас и для них. Катя, закажи для нас экскурсионный автобус”.
Ставлю перед Катей телефонный аппарат и задаю вопрос: “Какой автобус закажет Катя?”
Дети: “экскурсионный”.
Воспитатель: “Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Кем я буду?”
Дети: “Экскурсоводом”.
Воспитатель: “Здравствуйте дорогие, милые экскурсанты! Как я вас назвала?”
Дети: “Экскурсанты”.
Воспитатель: “Меня зовут Надежда Васильевна. К вашим услугам наш новый туристический автобус. Прошу занять свои места”.
Все дети садятся на стульчики, расставленные в два ряда по 2 стульчика.
Сажаю на стульчики новые игрушки.
“Поехали!”
Показываю иллюстрации с изображением Красной площади, читаю стихотворение Я.Колос “Сердце Родины”.
“Сияет звездами Кремля
Москва над нашим краем,
Москва – любимая моя!
Мы песни ей слагаем.
И любит слушать весь народ,
Как ночью голубой
Москва нам голос подает
Часов Кремлевских боем.
На площадь Красную пойдем,
Где звезды светят с башен,
На Кремль высокий погляди
Красу и гордость нашу”.
По ходу чтения стихотворения расставляю по всей группе иллюстрации, картины с изображением Покровского собора, исторического музея, памятника Минину и Пожарскому, кремлевской стены.
Воспитатель: “Вот наша первая остановка – “Красная площадь”.
Прошу Вас выйти из автобуса, походить, полюбоваться ею”.
Обращаюсь к детям, которые сидят рядом с игрушками, и прошу взять их с собой. Во время прогулки по площади, звучит тихая музыка. Даю некоторые сведения об историческом прошлом города.
Воспитатель: “Давным-давно на холме между двумя рекам: Москвой и Неглинкой построили маленькую крепость – Кремль. Эту крепость назвали Москвой. Стены были высокие и деревянные (демонстрирую иллюстрации с изображением древней Москвы).
Воспитатель: “В Москве часто были пожары, и она почти вся сгорела. Деревянные стены решили заменить новыми – построили Кремль из белого камня, и стала Москва – белокаменная” (показываю иллюстрации и открытки с видами белокаменной Москвы). Город стал расти. Рядом с крепостью – Кремлем было оставлено место, куда могли приходить (собираться) горожане, чтобы обсудить важные события, угрозу со стороны врагов. Это место назвали Красной площадью, так как в древности красный цвет считался самым красивым, почетным (в избе был красный угол, красно солнышко, красна девица). В наши дни Красная площадь – это наша гордость.
Прошу детей прочесть стихи, пословицы, поговорки о Москве.
Предлагаю детям сесть в автобус: “Занимайте свои места, продолжаем нашу экскурсию по Москве”.
По ходу следования автобуса показываю детям кадры диафильма “Что я видел” С.Баруздина.
Воспитатель: Сейчас (Ф.И. ребенка) прочтет стихотворение Н.Кончаловской “Славен город Москва”.
“Славен город наших дедов
В жизни многое изведав,
Много войн и много бед,
Много радостных побед.
И под всеми временами
Древний Кремль, хранимый нами,
Нас хранит из года в год.
Наша гордость и оплот!
Ну-ка снимем шапки, братцы,
Да поклонимся Кремлю!”
Показываю иллюстрации с изображением Кремля.
Воспитатель: Следующая остановка “Московский Кремль”.
Спрошу детей: “Кто был на территории Кремля? С кем вы там были? Что вы там видели? Что вам больше всего понравилось?”
На столах разложу открытки, иллюстрации с изображением достопримечательностей Кремля. Предложу детям пройти между столами, посмотреть, найти знакомые мета.
Дети рассматривают открытки. Во время просмотра тихо звучит музыка (песня) о Москве.
Предлагаю детям, взяв игрушки, сесть в автобус. Предоставляю детям возможность высказать свое впечатление об экскурсии.
Задаю вопрос: “Что вам больше всего понравилось?”
Воспитатель: Давайте, ребята, закончим наше путешествие (экскурсию) по Москве песней “Подмосковные вечера”.
Тихо звучит запись песни “Подмосковные вечера”, дети подпевают.
Воспитатель: “Я думаю, что нашим гостям, игрушкам и всем ребятам понравилась экскурсия по Москве, и они узнали много нового и интересного”.
Наша экскурсия закончена. До свидания!