Тема | Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь. |
Цели | Образовательные: – развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение; – развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков; – развитие умения переносить слова, видеть “опасные места” при написании слов и при переносе; – развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять предложения, ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Уметь различать согласные по твёрдости-мягкости; Уметь различать способы обозначения мягкости согласных мягким знаком и буквами е, ё, и, ю, я; Уметь составлять предложения. Уметь писать слова, предложения под диктовку. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Ударение, безударные гласные, слог, мягкие и твёрдые согласные. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение |
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина
О.В. учебник “Русский язык. Первые уроки” - Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2011 - Сайт Образовательной системы “Школа 2100” - электронные физкультминутки (автор Галкина И.А) - еженедельник (для самооценки) - универсальное мультимедийное пособие к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. - презентация к уроку |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Цели:
– развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение;
– развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков;
– развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
А теперь, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний. Повторение.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 16. Слайд 2. Презентация
– Поставьте точку на верхней строке.
– Что мы запишем здесь? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Обведите слова “Классная работа”.
1. Чистописание.
– Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы начинаем урок русского языка? Слайд 3.
1. Предварительный анализ и рисование “бордюра”.
– Рассмотрите рисунок на с. 16.
– Составьте три предложения. (Ранним утром отправились два гномика на рыбалку. Закинули удочки. Ждут гномики, у кого клюнет первая рыбка.)
– Из каких линий состоит рыбка? (Из наклонной линии, плавной дугообразной линии.)
– Нарисуйте две рыбки.
Сначала дети рисуют одну рыбку, затем сравнивают с образцом, пробуют безотрывно нарисовать вторую.
2. Прописывание букв и сочетаний.
Отгадайте, о каких буквах идёт речь:
Они – родные сёстры,
Различать сестёр непросто,
У одной из них две точки,
Словно к лесенке гвоздочки. (е, ё). Слайд 3.
– Чем похожи и чем различаются в написании буквы е и ё?
– Знаете ли вы, ребята, что буква ё – самая молодая буква в русском алфавите? Ей чуть больше 200 лет. Впервые её использовал писатель и историк Николай Михайлович Карамзин.
– Прочитайте буквы, слоги, слова на второй строчке.
– Запишите их.
– Подчеркните слово, в котором две буквы, четыре звука. (Её.)
3. Чтение и запись слов.
– Прочитайте слова на третьей строчке.
– Кто такой егерь? Слайд 4.
– Разделите вертикальной чертой слова на слоги.
– Диктуя себе по слогам, запишите слова.
– Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос: кто?
– Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Енот, ёлка.)
4. Упражнение для самоконтроля.
Два весёлых гнома рано поутру
В речке возле дома ловили плотву.
Но странный улов оказался в тот день –
Буквы плескались в прозрачной воде
Чей улов больше – решать лишь тебе:
Лучшие буквы должны быть в ведре.
Дети соединяют карандашом лучшие буквы е, ё с удочками гномиков и считают “улов” гномиков.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились?
2. Словарная работа. Слайд 5.
– Добавьте недостающие слоги, чтобы получились новые слова.
– Прочитайте слова, которые получились.
– Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. (Картина, картон, тонна, сапоги.)
– Какое слово лишнее? Слайд 6.
– Почему? (Тонна. В нём запоминаем удвоенную букву согласного.)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? Слайд 7.
– Какие из этих слов могла бы каркнуть ворона? (Кар-тина, кар-тон.)
– Назовите ещё “вороньи” слова. (Кар-тофель, кар-та.)
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Формулирование темы и цели урока.
Послушайте задачу и догадайтесь, о какой букве идёт речь.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный нам читать.
Слайд 8.
Прочитайте слова
ден пен сол мол лос |
кон …ки пал … то мал … чик угол …ки ал…пинист |
– Для чего в этих словах пишется буква ь? (Для обозначения на письме мягкости согласных.)
– Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 9.
– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный) Слайд 10.
- Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами.
- Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
IV. Развитие умений – применение знания.
1. Коллективная работа.
На доске: одежда, журавль, львята, вещи, горький. Слайд 11.
– Прочитайте слова, записанные на доске.
– Спишите слова, подчеркните в них слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.
– Прочитайте слоги, которые подчеркнули.
– Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?
Самооценка по алгоритму.
– Какой вывод можете сделать? (Вывод: мягкость согласных звуков на письме может быть обозначена буквами гласных и, я, ю, е, ё и буквой мягкий знак.)
Физминутка. Слайд 12.
2. Упр. 30, с. 28.
– Прочитайте задание.
– Как вы будете его выполнять?
Фронтальная работа: коллективное выписывание слов из 1-го и 2-го предложения.
Самостоятельная работа: дети выписывают слова из оставшихся предложений самостоятельно.
Фронтальная устная работа: задание после текста.
Необходимо уточнить, почему слово Машенька не записали в 1-й столбик. (Буква е не обозначает мягкость [ш], так как этот согласный звук всегда твёрдый.)
Образец записи: (для самопроверки) Слайд 13.
тёплые деньки
деньки школьном
дворе только
ребята Машенька
грустит больна
не ходит
3. Запись предложений под диктовку с заданием.
1) Наступили апрельские деньки. Маленький мальчик пускал бумажные кораблики.
2) Поставьте под буквами, обозначающими мягкие согласные звуки, зелёные точки.
Проверка.
– Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие.
Проверка.
V. Итог урока.
– Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука?
– Где в слове пишется буква ь, если она обозначает мягкость согласного? (На конце или в середине слова после буквы согласного.) Слайд 14.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
– Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлик в дневнике.
Слайд 15.