Урок русского языка «Обозначение мягкости согласных звуков на письме». 1-й класс по программе «Школа-2100»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


 

Тема Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь.
Цели Образовательные:

развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение;

– развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков;

– развитие умения переносить слова, видеть “опасные места” при написании слов и при переносе;

– развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять предложения, ответы на вопросы.

Планируемый результат Предметные:

Уметь различать согласные по твёрдости-мягкости;

Уметь различать способы обозначения мягкости согласных мягким знаком и буквами е, ё, и, ю, я;

Уметь составлять предложения.

Уметь писать слова, предложения под диктовку.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия Ударение, безударные гласные, слог, мягкие и твёрдые согласные.
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение
Ресурсы:

- основные

 

 

- дополнительные

- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. учебник “Русский язык. Первые уроки”

- Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2011

- Сайт Образовательной системы “Школа 2100”

- электронные физкультминутки (автор Галкина И.А)

- еженедельник (для самооценки)

- универсальное мультимедийное пособие к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В.

- презентация к уроку

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа

Цели:

развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение;

развитие умения обозначать на письме буквы безударных гласных звуков;

– развитие умения определять, как обозначена мягкость согласных звуков на письме.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

А теперь, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний. Повторение.

– Откройте рабочую тетрадь на с. 16. Слайд 2. Презентация

– Поставьте точку на верхней строке.

– Что мы запишем здесь? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Обведите слова “Классная работа”.

1. Чистописание.

– Чтобы закрепить правильное написание букв, с какого этапа мы начинаем урок русского языка? Слайд 3.

1. Предварительный анализ и рисование “бордюра”.

– Рассмотрите рисунок на с. 16.

– Составьте три предложения. (Ранним утром отправились два гномика на рыбалку. Закинули удочки. Ждут гномики, у кого клюнет первая рыбка.)

– Из каких линий состоит рыбка? (Из наклонной линии, плавной дугообразной линии.)

– Нарисуйте две рыбки.

Сначала дети рисуют одну рыбку, затем сравнивают с образцом, пробуют безотрывно нарисовать вторую.

2. Прописывание букв и сочетаний.

Отгадайте, о каких буквах идёт речь:

Они – родные сёстры,
Различать сестёр непросто,
У одной из них две точки,
Словно к лесенке гвоздочки. (е, ё). Слайд 3.

– Чем похожи и чем различаются в написании буквы е и ё?

– Знаете ли вы, ребята, что буква ё – самая молодая буква в русском алфавите? Ей чуть больше 200 лет. Впервые её использовал писатель и историк Николай Михайлович Карамзин.

– Прочитайте буквы, слоги, слова на второй строчке.

– Запишите их.

– Подчеркните слово, в котором две буквы, четыре звука. (Её.)

3. Чтение и запись слов.

– Прочитайте слова на третьей строчке.

– Кто такой егерь? Слайд 4.

– Разделите вертикальной чертой слова на слоги.

– Диктуя себе по слогам, запишите слова.

– Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос: кто?

– Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Енот, ёлка.)

4. Упражнение для самоконтроля.

Два весёлых гнома рано поутру
В речке возле дома ловили плотву.
Но странный улов оказался в тот день –
Буквы плескались в прозрачной воде
Чей улов больше – решать лишь тебе:
Лучшие буквы должны быть в ведре.

Дети соединяют карандашом лучшие буквы е, ё с удочками гномиков и считают “улов” гномиков.

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

2. Словарная работа. Слайд 5.

– Добавьте недостающие слоги, чтобы получились новые слова.

– Прочитайте слова, которые получились.

– Поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. (Картина, картон, тонна, сапоги.)

– Какое слово лишнее? Слайд 6.

– Почему? (Тонна. В нём запоминаем удвоенную букву согласного.)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? Слайд 7.

– Какие из этих слов могла бы каркнуть ворона? (Кар-тина, кар-тон.)

– Назовите ещё “вороньи” слова. (Кар-тофель, кар-та.)

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Формулирование темы и цели урока.

Послушайте задачу и догадайтесь, о какой букве идёт речь.

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласный нам читать.

Слайд 8.

Прочитайте слова

ден

пен

сол

мол

лос

кон …ки

пал … то

мал … чик

угол …ки

ал…пинист

– Для чего в этих словах пишется буква ь? (Для обозначения на письме мягкости согласных.)

– Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 9.

– Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?

– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?

– Составим план урока.

План (примерный) Слайд 10.

  1. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами.
  2. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

IV. Развитие умений – применение знания.

1. Коллективная работа.

На доске: одежда, журавль, львята, вещи, горький. Слайд 11.

– Прочитайте слова, записанные на доске.

– Спишите слова, подчеркните в них слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.

– Прочитайте слоги, которые подчеркнули.

– Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?

Самооценка по алгоритму.

– Какой вывод можете сделать? (Вывод: мягкость согласных звуков на письме может быть обозначена буквами гласных и, я, ю, е, ё и буквой мягкий знак.)

Физминутка. Слайд 12.

2. Упр. 30, с. 28.

– Прочитайте задание.

– Как вы будете его выполнять?

Фронтальная работа: коллективное выписывание слов из 1-го и 2-го предложения.

Самостоятельная работа: дети выписывают слова из оставшихся предложений самостоятельно.

Фронтальная устная работа: задание после текста.

Необходимо уточнить, почему слово Машенька не записали в 1-й столбик. (Буква е не обозначает мягкость [ш], так как этот согласный звук всегда твёрдый.)

Образец записи: (для самопроверки) Слайд 13.

тёплые     деньки

деньки     школьном

дворе     только

ребята     Машенька

грустит     больна

не ходит   

3. Запись предложений под диктовку с заданием.

1) Наступили апрельские деньки. Маленький мальчик пускал бумажные кораблики.

2) Поставьте под буквами, обозначающими мягкие согласные звуки, зелёные точки.

Проверка.

– Подчеркните слово, в котором все согласные звуки мягкие.

Проверка.

V. Итог урока.

– Как на письме может быть обозначена мягкость согласного звука?

– Где в слове пишется буква ь, если она обозначает мягкость согласного? (На конце или в середине слова после буквы согласного.) Слайд 14.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

– Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлик в дневнике.

Слайд 15.