Программное содержание.
1. Задачи на развитие познавательных способностей.
- узнавать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
- узнавать предмет по силуэту;
- анализировать и вычленять, что (кто) лишнее в группе предметов, учить находить нарушенную закономерность.
2. Задачи на развитие связной речи:
- учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения, доказывать свое мнение;
- активизировать словарь детей за счет слов: худенький – толстый, низенький – высокий, шустрый – медлительный.
3. Воспитательные задачи:
- поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки;
- формировать у детей элементарные представления о доброте, взаимопомощи и дружбе.
Материал к занятию:
- колобок квадратной и круглой формы;
- силуэты зверей: волка, лисы, медведя, зайца, лошадки;
- счетные палочки;
- дорожка;
- картинки с изображением героев сказки “Колобок” (медведь, лиса, заяц, волк);
- тарелочки, простые карандаши по количеству детей;
- магнитофон с записью песни колобка;
- карточки к упражнению “Колобки” (по количеству детей);
- карточки к упражнению “Что неправильно нарисовал художник” (по количеству детей);
- мешочки.
Предварительная работа:
- чтение русской народной сказки “Колобок”;
- рассматривание иллюстраций к сказке “Колобок”,
- лепка по мотивам русской народной сказки “Колобок”;
- театрализованная деятельность: драматизация сказки “Колобок”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я встретила одного сказочного героя. Он сказал, что хочет с вами встретиться и рассказать очень интересную историю. А вы хотели бы с ним встретиться?
А вот и он… (Выставляю на стол колобок квадратной формы).
Здравствуйте, дети я – колобок!
Дети смеются, удивляются.
Воспитатель: Что-то не так? Почему вы смеетесь?
Дети: Колобок такой не бывает. Он в сказке круглый, катится.
(Из-за квадратного колобка появляется колобок круглой формы).
Воспитатель: Все ясно, он решил над нами пошутить. Колобок, ребята, очень веселый, любит шутки, он любит загадывать загадки и отгадывать их. Сегодня он расскажет вам свою сказку, но будьте очень внимательными, так как колобок может ошибаться, а вам нужно исправить его ошибки. Готовы?
Дети: Да. Мы готовы.
Воспитатель: Итак. Испекла старуха колобок. Колобок полежал, полежал да и покатился. Катится колобок по дорожке в лесу. Я вам сейчас покажу дорожку на карточке, а вы
запомните ее и потом выложите такую же дорогу, с помощью счетных палочек, учитывая их количество. (Показываю карточку).
Сколько необходимо взять палочек?
Дети: “Четыре палочки”.
Воспитатель: “Правильно. Выкладывайте дорожку”. (Дети выполняют задание).
Катится колобок дальше и повстречал в лесу зверей. Попробуйте догадаться, каких зверей я вам сейчас покажу. (Показываю черный силуэт зверей); волк, лиса, медведь, заяц, лошадка. Но в сказке колобок встретился не со всеми этими животными. Кто лишний?
Дети: “Колобок не встречал в сказке лошадку. Она лишняя здесь”.
Воспитатель: “Правильно. Вспомните, кого повстречал колобок в лесу первым”.
Дети: “Колобок повстречал зайчика”.
Воспитатель: “А заяц ему и говорит: “Колобок, колобок, если ты не отгадаешь мою загадку, то я тебя съем”.
“У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую
Песенку пели.
Один убежал, а второй
Вслед глядит
Сколько у домика зайцев сидит?
Дети: “Было два зайчика, А один убежал, значит, один остался у домика”.
Воспитатель: “Правильно. А кого колобок встретил потом?”.
Дети: “Колобок встретил волка”.
Воспитатель: “Волк тоже загадал колобку загадку. Найти, что здесь неправильно?
(Выполнение задания: “Что неправильно нарисовал художник.”)
Дети: “Дети советуются, решают, перечисляют: елочка, гриб, цветок, опять елочка, гриб, цветок, а теперь елочка, гриб, солнышко. Волк неправильно нарисовал солнышко потому, что после грибка идет цветок”.
Воспитатель: “Молодцы! Помогли колобку разгадать вопрос волка. Колобок катится дальше и видит…. Кто-то худенький, низенький, беленький, шустрый. Колобок, дети, говорит, что это медведь”.
Дети смеются, спорят с колобком, высказывают свои догадки.
Воспитатель: “Наших ребят, колобок не проведешь, ведь они знают, что медведь:
- не худенький, а толстый,
- не низенький, а высокий,
- не шустрый, а неуклюжий, медлительный,
- не беленький, а бурый.
Пока медведь придумывает загадку, мы немного отдохнем.
Мишка шел, шел, шел
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок,
Три – грибок,
Положи в кузовок.
(Декламируя стихотворение, дети и воспитатель имитируют движения медведя: идут, нагибаются, кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными).
Воспитатель: “Отдохнули, поиграли. Мишка принес для вас мешочки – загадки. Угадайте, что в них?
(Дети рассматривают мешочки). Отвечают: в первом мешочке лежит гриб, а во втором груша, в третьем мешке чашечка, а в четвертом мешке шар, солнышко, колобок.
Воспитатель: “Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. А наш колобок покатился дальше, но дорогу ему преградила рыжая плутовка. Наш колобок не испугался лисы, а решил поиграть с ней в прятки. Он предложил отыскать его среди других колобков”. (Дети выполняют упражнение “Колобки”).
Воспитатель: “Молодцы, ребята! В русской народной сказке лиса съедает колобка, а вот у нашей сказки счастливый конец! Колобок прощается с вами!
(Включается запись с песней колобка).
“Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушке ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса, не хитро уйти!”.
Дети подпевают.