Естественно-научный кружок для учащихся 5–7-х классов «УМКИ»

Разделы: Физика, Химия, Биология, География


Дети сталкиваются с природными явлениями, простейшими исследованиями в своей жизни ещё до начала обучения в школе. Естественно-научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами материального мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами. Если ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения, уверенности в своих способностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Мы, учителя предметов естественно - научного цикла, стараемся решить эту проблему, организовав кружок в 5–7 классах.

УМные детКИ. Первый и последний слоги этих слов дали название этому кружку.

Структура кружка.

Программа кружка рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения – 5-6 класс - изучает тему “ГАЗЫ”. Дети посещают циклы из 5 занятий в лабораториях химии, физики, биологии и географии.

2 год обучения – 6–7 класс – изучает тему “ВОДА”. Дети, так же как и в первый год, посещают циклы по 5 занятий в тех же лабораториях.

В результате этих занятий дети узнают некоторые научные термины, понятия и законы, овладевают приёмами обращения с простейшим лабораторным оборудованием, учатся самостоятельно конструировать модели механизмов и процессов.

Своеобразным итогом этого обучения является научно-исследовательская экспедиция, где дети приобретённые знания и навыки применяют на практике, на территории Окского заказника.

Цели и задачи кружка.

Естественно-научные цели.

  • Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещество и смесь, минералы и горные породы, организм, механизм).
  • Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение приёмам обращения с лабораторной посудой и оборудованием.
  • Формирование умений выполнять простейшие опыты по словесной и текстовой инструкциям.
  • Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, проведение экспериментов. Формирование умения наблюдать за природными явлениями, описывать их и систематизировать полученные результаты
  • Формирование навыков безопасного поведения в природе.
  • Изготовление простейшего оборудования для проведения опытов. Моделирование молекул из атомов.
  • Создание условий для формирования интереса к естественно-научным знаниям путём использования различных видов деятельности.

Психолого-педагогические цели.

  • Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
  • Развитие творческих задатков и способностей.
  • Обеспечение ситуаций успеха.
  • Развитие коммуникативных способностей.

Общекультурные цели.

  • Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
  • Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Первый год обучения. Тема “Газы”

I. Лаборатория химии

1. “Химическая кухня”.

Дети узнают: названия предметов лабораторной посуды; правила техники безопасности.

Дети учатся: приёмам обращения с лабораторной посудой и штативом.

2. Нагревательные приборы. Спиртовка.

Дети узнают: виды нагревательных приборов, используемых в химии; устройство спиртовки; строение пламени.

Дети учатся: зажигать и тушить спиртовку, нагревать жидкость в пробирке на спиртовке.

3. Признаки химических реакций.

Дети узнают: пять признаков химической реакции.

Дети учатся: проводить химические реакции в пробирках; наблюдать протекание реакций; описывать наблюдения/

4. Воздух. Кислород.

Дети узнают: состав воздуха; свойства кислорода; способы получения, собирания и обнаружения кислорода.

Дети учатся: получать кислород из пероксида водорода и перманганата калия; собирать и обнаруживать его.

5. Углекислый газ.

Дети узнают: свойства углекислого газа, способы его получения и обнаружения.

Дети учатся: получать углекислый газ действием кислоты на мел или соду; обнаруживать углекислый газ.

II. Лаборатория физики.

1. Конвекция.

Дети узнают: что такое конвекция; виды конвекции.

Дети учатся: изменять направление конвекционного потока; изготавливать простейшую вертушку.

2. Закон Бернулли.

Дети узнают: краткие сведения о научной деятельности Даниила Бернулли, формулировку закона и его применение.

Дети учатся: применять закон Бернулли на практике, проводить опыты, демонстрирующие этот закон.

3. Реактивное движение.

Дети узнают: краткие сведения о К.Э. Циолковском; какое движение называется реактивным; об использовании реактивного движения живыми организмами.

Дети учатся: проводить опыт с телом изменяющейся массы; изготавливать модель ракеты, движущейся в заданном направлении.

4. Реактивное движение (продолжение)

Дети узнают: применение принципов реактивного движения в повседневной жизни.

Дети учатся: изготавливать модель тележки на реактивной тяге.

5. Атмосферное давление

Дети узнают: понятие давления; чем вызывается давление газа; атмосферное давление.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие действие атмосферного давления.

III. Лаборатория биологии

1. Дыхание растений.

Дети узнают: как происходит газообмен у растений.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие выделение углекислого газа растениями.

2. Фотосинтез – питание растений.

Дети узнают: дополнительные сведения о фотосинтезе.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие образование органического вещества в листьях на свету.

3. Фотосинтез (продолжение)

Дети узнают: условия, необходимые для процесса фотосинтеза.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие необходимость света для процесса фотосинтеза.

4. Образование кислорода.

Дети узнают: об образовании растениями кислорода в процессе фотосинтеза.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие образование кислорода в листьях растений.

5. Воздух в жизни растений и животных.

Дети узнают: сведения о значении воздуха в жизни растений и животных.

Дети учатся: проводить опыты, доказывающие наличие воздуха в плодах, проводить эвристические беседы о значении воздуха для животных.

IV. Лаборатория географии

1. “Хватка невидимой руки”.

Дети узнают: изменение свойств воздуха при нагревании и охлаждении; воздействие атмосферного воздуха на предметы и тела.

Дети учатся: проводить опыт, демонстрирующий проявление силы атмосферного давления.

2. “Картезианский водолаз”.

Дети узнают: свойства воздуха – сжимаемость и упругость; проявление этих свойств в природе и технике.

Дети учатся: управлять плавающими предметами посредством изменения давления.

3. “Дыхание” разрыхлителя теста.

Дети узнают: история открытия разрыхлителя теста.

Дети учатся: проводить и объяснять химическую реакцию, которая лежит в основе поднятия теста.

4. “Упрямый шарик”.

Дети узнают: особенности движения предмета (шарика) в потоке воздуха – наука аэродинамика; эффект Магнуса.

Дети учатся: проводить опыт, объяснять и применять эффект Магнуса на практике.

5. Атмосферное давление.

Дети узнают: свойства воздуха; пониженное атмосферное давление.

Дети учатся: решать практические задачи на основе знаний свойств воздуха.

Второй год обучения. Тема “ВОДА”

I. Лаборатория химии

1. Вода в природе. Очистка воды .

Дети узнают: способы разделения смесей – фильтрование, отстаивание, выпаривание, дистилляция.

Дети учатся: очищать воду от нерастворимых твёрдых веществ фильтрованием, очищать воду от нерастворимых жидкостей делительной воронкой.

2. Приготовление растворов.

Дети узнают: что такое раствор, понятие концентрации раствора.

Дети учатся: рассчитывать массу вещества и объём воды для приготовления раствора с заданной массовой долей; готовить растворы различных солей для кабинета химии.

3. Индикаторы.

Дети узнают: понятие кислой, щелочной и нейтральной среды

Дети учатся: определять реакцию среды (рН) в различных растворах с помощью лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа и универсальной индикаторной бумаги.

4. Природные индикаторы.

Дети узнают, что кислотно-основные индикаторы можно найти в природе.

Дети учатся: готовить индикаторы из сока ягод чёрной смородины и листьев краснокочанной капусты, определять с их помощью реакцию среды в растворе.

5. Химия воды.

Дети узнают: состав молекул воды и её химические свойства.

Дети учатся: составлять модели молекул воды, моделировать реакции электролиза воды и взаимодействия воды с активными металлами.

II. Лаборатория физики.

1. Конвекция в жидкостях.

Дети узнают: что такое конвекция; виды конвекции.

Дети учатся: проводить эксперимент по наблюдению конвекции в воде.

2. Естественная форма воды. Изменение физических свойств воды.

Дети узнают, что естественная форма воды – шар и способы изменения физических свойств воды.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие естественную форму воды и изменять физические свойства воды, изготавливая водные растворы и изменяя внешние факторы.

3. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.

Дети узнают: о свойствах поверхностного слоя воды, силе поверхностного натяжения, понятие капилляра, свойства капилляров.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие силу поверхностного натяжения, проводить опыты, демонстрирующие капиллярные явления.

4. Архимедова сила.

Дети узнают: о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело.

Дети учатся: определять архимедову силу опытным путём.

5. Практическое занятие. Подготовка к выездному лагерю.

Дети узнают: о плане работы в выездном лагере.

Дети учатся: своими руками изготавливать кораблики для определения скорости воды, небесные фонарики для прощального вечера у костра.

III. Лаборатория биологии

1. Выращивание растений с помощью растворов.

Дети узнают: о роли растворов в жизни растений.

Дети учатся: выращивать растения на гидропонике.

2. Поглощение воды корнем.

Дети узнают: как происходит поглощение воды корнем.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.

3. Поглощение воды стеблем.

Дети узнают: как происходит поглощение воды стеблем пекинской капусты.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.

4. Поглощение воды семенами.

Дети узнают: как происходит поглощение воды семенами.

Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.

5. Вода и фауна.

Дети узнают: о роли воды в жизни животных.

Дети учатся: распознавать приспособления животных для жизни в водной среде.

IV. Лаборатория географии

1. “Буря в стакане”.

Дети узнают: аномальные свойства воды.

Дети учатся: проводить опыты по изучению трёх агрегатных состояний воды.

2. Поверхностное натяжение воды. Когезия.

Дети узнают: понятие термина “когезия”, проявление поверхностного натяжения в природе и быту.

Дети учатся: распознавать в природе явления связанные с когезией.

3. Растворы, растворимость, текучесть.

Дети узнают: свойства текучести и её проявления в природе.

Дети учатся: решать задачи на определение солёности.

4. “Как клеит вода?”.

Дети узнают: понятие адгезии воды.

Дети учатся: распознавать адгезию среди других явлений природы, применять её в быту.

5. “Чаша Пифагора”

Дети узнают: что такое сифон, принцип работы сифона.

Дети учатся изготавливать простейшую модель сифона, применять сифон в быту.

Фотогалерея