Дети сталкиваются с природными явлениями, простейшими исследованиями в своей жизни ещё до начала обучения в школе. Естественно-научная база школьников постоянно пополняется новыми фактами материального мира при участии средств массовой информации, книг, школьных предметов и другими способами. Если ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения, уверенности в своих способностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Мы, учителя предметов естественно - научного цикла, стараемся решить эту проблему, организовав кружок в 5–7 классах.
УМные детКИ. Первый и последний слоги этих слов дали название этому кружку.
Структура кружка.
Программа кружка рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения – 5-6 класс - изучает тему “ГАЗЫ”. Дети посещают циклы из 5 занятий в лабораториях химии, физики, биологии и географии.
2 год обучения – 6–7 класс – изучает тему “ВОДА”. Дети, так же как и в первый год, посещают циклы по 5 занятий в тех же лабораториях.
В результате этих занятий дети узнают некоторые научные термины, понятия и законы, овладевают приёмами обращения с простейшим лабораторным оборудованием, учатся самостоятельно конструировать модели механизмов и процессов.
Своеобразным итогом этого обучения является научно-исследовательская экспедиция, где дети приобретённые знания и навыки применяют на практике, на территории Окского заказника.
Цели и задачи кружка.
Естественно-научные цели.
- Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещество и смесь, минералы и горные породы, организм, механизм).
- Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение приёмам обращения с лабораторной посудой и оборудованием.
- Формирование умений выполнять простейшие опыты по словесной и текстовой инструкциям.
- Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, проведение экспериментов. Формирование умения наблюдать за природными явлениями, описывать их и систематизировать полученные результаты
- Формирование навыков безопасного поведения в природе.
- Изготовление простейшего оборудования для проведения опытов. Моделирование молекул из атомов.
- Создание условий для формирования интереса к естественно-научным знаниям путём использования различных видов деятельности.
Психолого-педагогические цели.
- Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
- Развитие творческих задатков и способностей.
- Обеспечение ситуаций успеха.
- Развитие коммуникативных способностей.
Общекультурные цели.
- Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
- Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.
Первый год обучения. Тема “Газы”
I. Лаборатория химии
1. “Химическая кухня”.
Дети узнают: названия предметов лабораторной посуды; правила техники безопасности.
Дети учатся: приёмам обращения с лабораторной посудой и штативом.
2. Нагревательные приборы. Спиртовка.
Дети узнают: виды нагревательных приборов, используемых в химии; устройство спиртовки; строение пламени.
Дети учатся: зажигать и тушить спиртовку, нагревать жидкость в пробирке на спиртовке.
3. Признаки химических реакций.
Дети узнают: пять признаков химической реакции.
Дети учатся: проводить химические реакции в пробирках; наблюдать протекание реакций; описывать наблюдения/
4. Воздух. Кислород.
Дети узнают: состав воздуха; свойства кислорода; способы получения, собирания и обнаружения кислорода.
Дети учатся: получать кислород из пероксида водорода и перманганата калия; собирать и обнаруживать его.
5. Углекислый газ.
Дети узнают: свойства углекислого газа, способы его получения и обнаружения.
Дети учатся: получать углекислый газ действием кислоты на мел или соду; обнаруживать углекислый газ.
II. Лаборатория физики.
1. Конвекция.
Дети узнают: что такое конвекция; виды конвекции.
Дети учатся: изменять направление конвекционного потока; изготавливать простейшую вертушку.
2. Закон Бернулли.
Дети узнают: краткие сведения о научной деятельности Даниила Бернулли, формулировку закона и его применение.
Дети учатся: применять закон Бернулли на практике, проводить опыты, демонстрирующие этот закон.
3. Реактивное движение.
Дети узнают: краткие сведения о К.Э. Циолковском; какое движение называется реактивным; об использовании реактивного движения живыми организмами.
Дети учатся: проводить опыт с телом изменяющейся массы; изготавливать модель ракеты, движущейся в заданном направлении.
4. Реактивное движение (продолжение)
Дети узнают: применение принципов реактивного движения в повседневной жизни.
Дети учатся: изготавливать модель тележки на реактивной тяге.
5. Атмосферное давление
Дети узнают: понятие давления; чем вызывается давление газа; атмосферное давление.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие действие атмосферного давления.
III. Лаборатория биологии
1. Дыхание растений.
Дети узнают: как происходит газообмен у растений.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие выделение углекислого газа растениями.
2. Фотосинтез – питание растений.
Дети узнают: дополнительные сведения о фотосинтезе.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие образование органического вещества в листьях на свету.
3. Фотосинтез (продолжение)
Дети узнают: условия, необходимые для процесса фотосинтеза.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие необходимость света для процесса фотосинтеза.
4. Образование кислорода.
Дети узнают: об образовании растениями кислорода в процессе фотосинтеза.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие образование кислорода в листьях растений.
5. Воздух в жизни растений и животных.
Дети узнают: сведения о значении воздуха в жизни растений и животных.
Дети учатся: проводить опыты, доказывающие наличие воздуха в плодах, проводить эвристические беседы о значении воздуха для животных.
IV. Лаборатория географии
1. “Хватка невидимой руки”.
Дети узнают: изменение свойств воздуха при нагревании и охлаждении; воздействие атмосферного воздуха на предметы и тела.
Дети учатся: проводить опыт, демонстрирующий проявление силы атмосферного давления.
2. “Картезианский водолаз”.
Дети узнают: свойства воздуха – сжимаемость и упругость; проявление этих свойств в природе и технике.
Дети учатся: управлять плавающими предметами посредством изменения давления.
3. “Дыхание” разрыхлителя теста.
Дети узнают: история открытия разрыхлителя теста.
Дети учатся: проводить и объяснять химическую реакцию, которая лежит в основе поднятия теста.
4. “Упрямый шарик”.
Дети узнают: особенности движения предмета (шарика) в потоке воздуха – наука аэродинамика; эффект Магнуса.
Дети учатся: проводить опыт, объяснять и применять эффект Магнуса на практике.
5. Атмосферное давление.
Дети узнают: свойства воздуха; пониженное атмосферное давление.
Дети учатся: решать практические задачи на основе знаний свойств воздуха.
Второй год обучения. Тема “ВОДА”
I. Лаборатория химии
1. Вода в природе. Очистка воды .
Дети узнают: способы разделения смесей – фильтрование, отстаивание, выпаривание, дистилляция.
Дети учатся: очищать воду от нерастворимых твёрдых веществ фильтрованием, очищать воду от нерастворимых жидкостей делительной воронкой.
2. Приготовление растворов.
Дети узнают: что такое раствор, понятие концентрации раствора.
Дети учатся: рассчитывать массу вещества и объём воды для приготовления раствора с заданной массовой долей; готовить растворы различных солей для кабинета химии.
3. Индикаторы.
Дети узнают: понятие кислой, щелочной и нейтральной среды
Дети учатся: определять реакцию среды (рН) в различных растворах с помощью лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа и универсальной индикаторной бумаги.
4. Природные индикаторы.
Дети узнают, что кислотно-основные индикаторы можно найти в природе.
Дети учатся: готовить индикаторы из сока ягод чёрной смородины и листьев краснокочанной капусты, определять с их помощью реакцию среды в растворе.
5. Химия воды.
Дети узнают: состав молекул воды и её химические свойства.
Дети учатся: составлять модели молекул воды, моделировать реакции электролиза воды и взаимодействия воды с активными металлами.
II. Лаборатория физики.
1. Конвекция в жидкостях.
Дети узнают: что такое конвекция; виды конвекции.
Дети учатся: проводить эксперимент по наблюдению конвекции в воде.
2. Естественная форма воды. Изменение физических свойств воды.
Дети узнают, что естественная форма воды – шар и способы изменения физических свойств воды.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие естественную форму воды и изменять физические свойства воды, изготавливая водные растворы и изменяя внешние факторы.
3. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.
Дети узнают: о свойствах поверхностного слоя воды, силе поверхностного натяжения, понятие капилляра, свойства капилляров.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие силу поверхностного натяжения, проводить опыты, демонстрирующие капиллярные явления.
4. Архимедова сила.
Дети узнают: о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело.
Дети учатся: определять архимедову силу опытным путём.
5. Практическое занятие. Подготовка к выездному лагерю.
Дети узнают: о плане работы в выездном лагере.
Дети учатся: своими руками изготавливать кораблики для определения скорости воды, небесные фонарики для прощального вечера у костра.
III. Лаборатория биологии
1. Выращивание растений с помощью растворов.
Дети узнают: о роли растворов в жизни растений.
Дети учатся: выращивать растения на гидропонике.
2. Поглощение воды корнем.
Дети узнают: как происходит поглощение воды корнем.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.
3. Поглощение воды стеблем.
Дети узнают: как происходит поглощение воды стеблем пекинской капусты.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.
4. Поглощение воды семенами.
Дети узнают: как происходит поглощение воды семенами.
Дети учатся: проводить опыты, демонстрирующие это поглощение.
5. Вода и фауна.
Дети узнают: о роли воды в жизни животных.
Дети учатся: распознавать приспособления животных для жизни в водной среде.
IV. Лаборатория географии
1. “Буря в стакане”.
Дети узнают: аномальные свойства воды.
Дети учатся: проводить опыты по изучению трёх агрегатных состояний воды.
2. Поверхностное натяжение воды. Когезия.
Дети узнают: понятие термина “когезия”, проявление поверхностного натяжения в природе и быту.
Дети учатся: распознавать в природе явления связанные с когезией.
3. Растворы, растворимость, текучесть.
Дети узнают: свойства текучести и её проявления в природе.
Дети учатся: решать задачи на определение солёности.
4. “Как клеит вода?”.
Дети узнают: понятие адгезии воды.
Дети учатся: распознавать адгезию среди других явлений природы, применять её в быту.
5. “Чаша Пифагора”
Дети узнают: что такое сифон, принцип работы сифона.
Дети учатся изготавливать простейшую модель сифона, применять сифон в быту.
Фотогалерея