Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации об основной классификации животных.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи урока.
Образовательная: познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений;
Развивающая: развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;
Воспитательная: воспитывать умение строить в отношения сотрудничества; осознание степени разнообразия природы, чувство восхищения её богатством и красотой.
Формируемые УУД.
Предметные:
Классифицировать животных.
Называть представителей животных разных групп.
Метапредметные:
Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее.
Извлекать информацию из текста, структурировать её.
Выделять основания для классификации объектов.
Выделять существенные признаки изучаемых объектов.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Коммуникативные: аргументировано высказывать свою точку зрения, проявлять уважение к мнению окружающих, сотрудничать при выполнении задания.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, в парах, групповая, обучающие структуры “Конэрс”, “Менедж мэт”.
Средства обучения:
для учителя: медиа-проектор, компьютер с программой PowerPoint, электронное приложение к учебнику;
для учеников: учебник, тетрадь, карточка с планом работы и дидактическими материалами.
Ход урока
Содержание этапа
1. Организационный этап.
Игра “Я или не Я?”
Кто пришёл в класс подремать?
Кто пятёрки получать?
За окном ворон считать?
О конфетах помечтать?
Кто учить, запоминать?
А кто тайны открывать?
- Надеюсь, сегодня нам удастся в полной мере получить новые знания, запомнить их, а главное – совершить открытия!
2. Постановка целей и задач урока.
- Первая тайна сегодня скрыта в ребусах. (Зашифрованы слова: бактерии, растения, грибы).
- Что вы перечислили?
- Какое царство не назвали?
- Как по-другому называют царство животных?
- Какая наука изучает царство животных?
- А кто сможет перечислить всех-всех животных нашей планеты?
- Кто сосчитает, сколько видов животных на Земле?
- Почему вы не можете ответить на эти простые вопросы?
- По моим вопросам вы, наверное, определили тему нашего урока ( “Разнообразие животных”).
3. Актуализация знаний.
- Чтобы не запутаться в этом разнообразии, учёные часто делят объекты на группы. Давайте вспомним одну из классификаций животных: обсудите в группах.
- Слушаем от каждой группы – по одному названию (отвечают № 2).
- Возьмите каждый карточку с названием животного и определите, к какой группе оно относится. Продумайте аргументацию. Займите место в нужной группе (“Звери”, “Рыбы”, “Птицы”, “Насекомые”, “Земноводные”, “У меня проблема”).
- В течение 1 мин. найдите как можно больше партнёров и убедите, что вы правы.
- Давайте выслушаем несколько мнений.
4. Ситуация затруднения
- Не все смогли определить группу для своего животного. Почему это произошло?
- Какой вывод можно сделать? (Нужна другая классификация)
- Определите цель урока.
5. Открытие нового знания
- Давайте познакомимся с этой классификацией (просмотр анимации в “Электронном приложении к учебнику ОМ”).
- Назовите новые для нас группы.
- Чем отличаются животные каждой группы друг от друга, вы будете изучать в группах.
- Давайте изучим инструкцию выполнения работы.
1. Прочитайте текст.
2. Выделите в нём главное.
3. Опираясь на текст, создайте график-памятку (используйте цветные карандаши).
4. Подготовьте сообщение по памятке.
- А теперь прошу вас поделиться полученной информацией. От каждой группы выступает ученик №1.
- Продолжите изучать новые группы животных самостоятельно.
- Научите партнёра по плечу тому, что узнали сами.
Физминутка. 2 мин.
6. Закрепление знаний.
1. Работа с учебником – с. 88–90, прочитать, проверить свои записи в таблице
2. Обучающая структура “Менедж мэт”
- На ваших столах карточки с изображениями животных. Возьмите себе одну карточку. Подумайте, к какой группе вы отнесёте данное животное и как это доказать.
- Поделитесь своим выводом с партнёром по плечу, обменяйтесь карточками.
- Расскажите то, что услышали, партнёру по лицу, обменяйтесь.
- Ещё раз работаем с партнёром по плечу.
- И ещё с партнёром по лицу.
3. Задания 1, 2 в “Электронном приложении к учебнику ОМ”.
4. Игра “Третий лишний”
7. Самостоятельная работа
Игра “крестики-нолики”
- Мы изучили сегодня 9 групп животных. (Нет)
- У паукообразных 8 ног. (Да)
- Мягкое тело моллюсков защищает раковина. (Да)
- Иглокожие обитают в жарких районах. (Нет)
- Осьминог – это моллюск. (Да)
- Скорпион – представитель ракообразных. (Нет)
- Моллюски могут жить только в воде. (Нет)
- Тело червей часто покрыто слизистым веществом. (Да)
- Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные и паукообразные - это беспозвоночные животные. (Да)
- Голотурия по- другому “морской огурец”. (Да)
8. Домашнее задание
- О животных можно узнать множество интересных фактов. Например, знаете ли вы, что в Австралии обитают гигантские дождевые черви до 4 м в длину? И там же находится музей-аттракцион в виде 100-метрового дождевого червя. Здесь можно совершать путешествия “внутри” самого червя и по червячным ходам на четвереньках.
- Давайте создадим мини-энциклопедию ещё более интересных фактов.
- Подготовьте краткое сообщение о любом животном на тему “А знаете ли вы?”.
- C. 88-90 – уточнить знания о группах животных
9. Рефлексия.
- Итак, какова была цель урока?
- Кто считает, что смог достичь этой цели?
- Что нового вы узнали?
- Каким интересным фактом вы сможете поделиться с родителями?
- За что вы можете себя похвалить?
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.
Деятельность на уроке (Приложение 1)
Генеалогическое дерево (Приложение 2)