Логопеды-практики часто задают себе эти вопросы:
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?
Как сделать так, что бы работа по автоматизации звуков продолжалась и дома совместно с родителями?
Как сделать так, чтобы у логопеда и родителей было единство требований к ребенку по правильности введения звука в речь?
Дети на каждом шагу сталкиваются с самыми разными картинками: в настольно-печатных играх, пазлах, тематических кубиках, детских книгах и журналах, книжках-раскрасках, и т.д. Поэтому именно картинки являются важным наглядным пособием при работе с детьми. Надо только научиться задавать вопросы к картинке, что бы она стала неотъемлемым помощником в работе над автоматизацией звуков. Предлагаемые приемы и задания к картинкам позволяют сделать предметные картинки самым универсальным многоцелевым пособием.
Приемы в работе с картинками, помогут заинтересовать и активизировать детей с различными речевыми нарушениями. Ведь при общении с ними важен каждый момент, способствующий обогащению и активизации словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения. Приложение 1.
Слайд № 2 (а)
Перед вами пособие “Альбом-раскраска” для автоматизации звуков, это готовый комплект игр и упражнений. Альбом состоит из набора картинок и карточек с заданиями (для одного листа с картинками 4 карточки с заданиями).
Слайд 2(б)
Представленный речевой и наглядный материал ориентирован на дошкольников 5 – 7 лет. Задания на карточках обращены к детям. Картинки, представленные в альбоме, содержат слова с отрабатываемым звуком в определенной позиции: в прямых слогах, в обратных слогах, в слогах со стечением согласных, слова сложной слоговой структуры. Расположение картинок предполагает называние их ребенком в определенной последовательности: слева направо и сверху вниз. Задания расположены по принципу “от простого к сложному”. При подборе картинок учитывалось отсутствие конфликтных звуков в словах. Листы с картинками можно использовать в любом порядке, в зависимости от индивидуальной способности ребенка автоматизировать звук: в словах со стечением согласных либо в словах, содержащих прямые и обратные слоги. В альбоме так же подобраны загадки из серии “Доскажи словечко”. Загадка имеет большое значение в формировании интеллекта ребенка. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.
Материал пособия самодостаточен, предполагает, что родителям не придется тратить время на поиски картинок и переписывание заданий логопеда. Методика, представленная в альбоме, апробирована в дошкольном учреждении и дала свои положительные результаты на протяжении многолетней работы с детьми с различными речевыми нарушениями.
Цель (Слайд №3)
Корректирующее сопровождение речевого развития ребенка в семье
Создавая пособие мы ставили такие задачи (Слайды
№4, № 5)
Сверхзадачей данного пособия является (Слайд № 6):
Активизация речевого развития на материале познавательной деятельности:
- умение обобщать: выделять общее и находить различие;
- умение символизировать информацию: кодировать и декодировать.
В альбоме представлены следующие виды
упражнений (Слайд № 7)
Предлагаю вам ознакомится с инструкциями, которые содержатся на карточках в альбоме. (Слайд №8)
Для ориентировки на листе мы просим ребенка назвать:
- картинки в правом (левом) верхнем (нижнем) углу;
- слова первой строчки (столбика) громко, а слова последней строчки тихо;
- соседа справа (слева), вверху (снизу).
Присутствуют и двухсложные конструкции заданий, такие как:
- Назови вторую картинку во второй строчке.
- Найди правый верхний квадрат. Назови слова, которые находятся через одну клетку вниз, через одну клетку влево. Что общего в этих словах?
Инструкции для формирования фонематического
восприятия включают в себя такие задания: (Слайд
№9)
Инструкции для формирования слоговой
структуры отражены в следующих заданиях: (Слайд
№10)
Инструкции для формирования падежных
окончаний состоят из всем известных падежных
вопросов: (Слайд №11)
Для развития памяти, внимания, мышления мы
предлагаем такие задания: (Слайд №12)
Предлагаю вам ознакомится с пособием поближе, на практике посмотреть, как это все действует. (Слайды № 13-19)
Прежде чем называть картинки, к каждому листу есть первая так называемая слоговая карточка.
Здесь ребенок произносит слоги с различной интонацией и ритмическим рисунком. На карточках представлены различные виды слогов: прямые, обратные, со стечением согласных.
Обязательным условием этой карточки является то, что ребенок не должен ничего произносить не осознано, взрослому следует объяснить значения не понятных для ребенка слов.
Перед ребенком 12 картинок – не надо стремится раскрашивать все картинки сразу, принцип такой: назвал картинку, четко произнося звук, выполнил задание и тогда раскрасил.
Ребенку предлагается найти живое и обозначить красным сердечком эти картинки. Затем мы определяем существительные женского рода и рядом с картинкой ставим коричневый круг. Отгадываем загадку. Отрабатываем штриховку по направлению сверху вниз. Выполняя задание одной карточки ребенок, произнес 6 слов и усвоил некоторые грамматические понятия. Так не заметно для себя ребенок повторяет одно и то же слово несколько раз – тем самым отрабатывая его произношение.
Далее ребенок обозначает слова мужского рода через кодирование коричневым треугольником. Словесное обозначение мужского рода возможно не только через слово мой, но и используя слова твой, он, наш. Ребенок определяет место звука в этих словах и раскрашивает картинки.
И последняя четвертая карточка к этому листу. Здесь ребенок определяет существительные множественного числа, пользуясь различными местоимениями они, наши, твои и кодирует это коричневым квадратом. Надо не забывать, что ребенок не выполняет задания молча, а обязательно проговаривает слова и словосочетания.
В альбоме используются и символы заданий.
“Солнышко” - образовать уменьшительно-ласкательную форму слова. Игра “Скажи ласково”.
“Ладошки” - деление слов на слоги. Игра “Хлопки”.
“Счетики” - назвать предметы по одному, по два, по пять. Игра “Посчитай”.
Если вы уже заметили то, картинки подобраны таким образом, что на каждой строчке можно поиграть в игру “Четвертый лишний” по принципу определения места звука в слове.
Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков. Однако для нас не столь важно качество раскрашивания. Это вы видите по детским работам (Слайд № 20). Ребенок раскрашивает здесь карандашами, фломастерами или красками. Это зависит прежде всего от желания ребенка, от его возраста, развития мелкой моторики и особенностей зрения.
Важно здесь то, что родитель выполняет четкие инструкции логопеда и оказывает тем самым своему ребенку необходимую помощь в логокоррекции. При этом процесс автоматизации звуков проходит быстрее.
Творчество и фантазия (Слайд №21)
Дети любят играть в ходилки, переставлять фишки по заданному направлению. Вот один из вариантов графического диктанта.
Если разрезать листы с картинками на отдельные карточки, то можно проводить такие игры так : “Живое – не живое”; “Чем мы пользуемся”; “Один или больше одного”; “У кого кто”.
Многие задания на карточках можно применить к картинкам на других листах, такие как “Четвертый лишний”, “Назови соседей”, “Назови живое”, “Скажи тихо - громко”, “Чего не стало”, “Запомни и назови”, “Один и много”, “Для чего нужен предмет”, задания на ориентировку в пространстве.
По результатам опроса родителей (Слайды №22-24)
Такая форма выполнения заданий по карточкам к уже готовым картинкам для автоматизации звуков подходит для 70% опрошенных родителей.
75% детей всегда с удовольствием выполняет такие задания. Надо отметить, что нет таких детей, которые отказываются поиграть с мамой в альбоме.
На выполнение заданий по одной карточке по опросам родителей затрачивается от 15 до 30 минут. И все-таки у 60% родителей это занимает всего15 минут в день.
Аналогичные альбомы на звуки Ш, Р, Л так же разработаны и апробированы на практике.
Литература
- Агранович З.Л. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников, М., 2006 г.
- Азова Е. А., Чернова О. О. Комплект логопедических домашних тетрадей: Учим звуки - ML, ТЦ СФЕРА, 2010 г.
- Алифанова Е.А.,. Егорова Н.Е, Логопедические упражнения в рифмах, М. 2000 г.
- Баскакина И. В. Лынская М. И. Комплект рабочих тетрадей для исправления недостатков произношения звуков. - М., АЙРИС ПРЕСС, 2007 г.
- Безрукова О. А. Учебно-методическое пособие “Слова родного языка”, “Грамматика русской речи”. М., “Каисса”, 2007 г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи, М., 2002 г.
- Комарова Л. А. Комплект альбомовпо автоматизации звуков.- М., “Издательство ГНОМ”, 2011 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Дидактический материал по автоматизации звуков у детей (альбомы на разные звуки), М., 2001 г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуалыю-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, М., 2001 г.
- Ю.Парамонова Л. Г. “Нарушение звукопроизношения у детей”. С-Пб. “Союз”, 2005 г.
- Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия, - ML, “Издательство Мир книги”, 2008 г.
- Четверушкина С. П. “Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений” ООО “Национальный книжный центр”, 2011 г.