В связи с поступлением 6-7 летнего ребенка в школу, меняется его социальный статус – период дошкольного детства закончился, вчерашний дошкольник стал первоклассником. Статус школьника требует от ребенка определенных навыков: напряженного умственного труда, активизации внимания, умения сосредотачивать внимание на малоинтересной на начальном этапе учебной деятельности, сохранять оптимальную работоспособности в течение всего урока, удерживать правильную рабочую позу длительное время. Кроме того, ребенка окружают незнакомые ему дети – одноклассники, с которыми придется выстраивать новые отношения, что для некоторых детей становится настоящей проблемой, так как увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами нередко отрицательно сказывается на умении общаться со сверстниками.
Незнание правил поведения в школе и на уроке так же замедляет процесс адаптации. Требование от учеников выполнения школьных правил может вызвать у первоклассников отрицательную реакцию, сопротивление тому, что им непонятно, для чего нужно выполнять эти правила, что приводит к неумению контролировать и регулировать свое поведение. Им кажется, что учитель пытается оказать на них давление, “подстроить под себя”, поэтому они нарушают правила поведения, как только педагог ослабит внешний контроль.
Дополнительная сложность в адаптации возникает у детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они более чувствительны к изменениям в своей жизни и более остро реагируют на новые условия. Нередко круг общения этих детей ограничен семьей и врачами, многие дети по состоянию здоровья не посещали дошкольные учреждения, поэтому их коммуникативные навыки находятся на более низком уровне, чем навыки их нормально развивающихся сверстников. Сниженный уровень развития познавательных умений и способностей может привести к ситуации неуспешности в обучении, что в свою очередь может послужить причиной повышенной школьной тревожности. Кроме того, еще одна сложность заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться с детьми условно нормативного развития.
Поэтому данная программа включает в себя такие психологические составляющие как социальный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-волевой, когнитивный компоненты.
Занятия проводятся в игровой форме, которая привычна для детей 6-7 лет, что позволяет им познакомиться друг с другом и педагогами, с применением элементов сказкотерапии, рисуночных методов, театрализованной деятельности.
Таким образом, сочетание различных психологических и педагогических техник и методов в рабочей модульной программе, позволяет смягчить и ускорить процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в начальной школе.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями (1 класс).
Цель.
Создание социально-психологических условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в начальной школе.
Задачи.
1. Развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами
2. Формирование у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
3. Воспитание желания и умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
4. Развитие взаимопомощи и поддержки в игровой и продуктивной совместной деятельности.
5. Развитие способности видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.
6. Развитие доброжелательного отношения к окружающим;
7. Формирование внутренней позиции школьника, устойчивой адекватной самооценки
8. Снижение тревожности
9. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе
10. Помощь обучающимся в усвоении школьных правил.
Сроки реализации программы: сентябрь-октябрь.
Разделы программы.
Вводная часть: знакомство – социальный компонент
Цель раздела – знакомство детей друг с другом и педагогами, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, создание в группе доверия, снижение первичной тревожности, определение правил работы в группе.
Введение в школьную жизнь – мотивационный компонент
Цель раздела – помощь детям в осознании своего нового статуса, формирование активной позиции школьника, усвоение школьных правил.
Развитие навыков общения – коммуникативный компонент
Цель раздела – развитие вербальных и невербальных средств коммуникации, воспитание у детей желания сотрудничать друг с другом, развитие доброжелательного отношения к сверстникам, развитие навыков конструктивного взаимодействия друг с другом.
Развитие эмоциональной сферы – эмоционально-волевой компонент
В этом разделе дети учатся распознавать основные эмоции, осознавать, что чувства – это особая часть нас. Целью раздела является научить детей осознавать свои эмоции, распознавать и признавать чувства других, научить соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сочувствовать другому человеку, дать детям представление о том, что такое настроение, научить управлять своим настроением, мыслями и поступками, повышать уверенность в себе, предупреждение и снижение чувства тревоги. Формирование адекватной самооценки.
Развитие познавательных умений и способностей – когнитивный компонент
Цель раздела – развитие таких психических функций как восприятие, внимание, память, мышление и воображение.
Форма и режим занятий.
Занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительность 30-35 минут, форма работы – групповая, максимальное количество учеников в группе 15 человек.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия
2. Основная часть
3. Рефлексия занятия
4. Ритуал прощания
Формы работы:
1. Тренинги
2. Беседы, дискуссии
3. Игры (подвижные, словесные).
4. Работа со сказкой
5. Релаксация
Система оценки достижений планируемых результатов.
Диагностика (групповая/индивидуальная):
1. Определение эмоционального отношения к школе (“Домики”, модификация О.А. Ореховой).
2. Анкета для определения школьной адаптации Н.Г. Лускановой .
3. Анкета для родителей М.Р. Битяновой.
4. Социометрия.
Планируемый результат.
1. Низкий уровень школьной тревожности.
2. Устойчивая адекватная самооценка.
3. Позитивное отношение к себе и своей личности.
4. Доброжелательное отношение к сверстникам.
5. Проявление взаимопомощи и умение договориться в совместной работе.
6. Принятие и соблюдение школьных правил.
7. Положительное отношение к школе, к обучению, к педагогу.
8. Овладение приемами эмоциональной регуляции поведения.
Тематическое планирование.
Вводная часть: знакомство
Тема | Цель | № занятия |
Будем знакомы! | Знакомство учеников друг с другом, создание благоприятного эмоционального фона | 1 |
Я рада тебя видеть, ты рад меня видеть! | Продолжение знакомства учеников друг с другом, создание благоприятного эмоционального фона, сплочение коллектива | 2 |
Введение в школьную жизнь
Тема | Цель | № занятия |
Я – школьник | Осознание своего нового статуса школьника | 3 |
Для чего нужно ходить в школу | Осознание своего нового статуса школьника | 4 |
Игры в школе | Дать представление о том, что такое “урок” и “перемена” | 5 |
Правила школьной жизни | Знакомство учеников с правилами школьной жизни | 6 |
Правила школьной жизни | Продолжение знакомства с правилами школьной жизни | 7 |
Собираем свой портфель | Представление о готовности к урокам в школе, для чего нужен первокласснику портфель | 8 |
Оценка | Дать детям представление об оценке, формировать ее реалистичное восприятие | 9 |
Списывание и подсказка | Дать представление о том, к чему приводит списывание и подсказка, понятие чужой ошибки | 10 |
Развитие коммуникативных навыков
Тема | Цель | № занятия |
Приглашение в мир | Обучение детей эффективным способам общения | 11 |
Что такое дружба? | Дать детям представление о том, что такое “дружба” | 12 |
Я и мои друзья | Помочь детям понять и осознать качества, которыми должен обладать настоящий друг | 13 |
Мне в тебе нравится, мне в себе нравится | Обучать умению видеть и подчеркивать положительные качества в себе и в окружающих | 14 |
Что такое сотрудничество | Дать детям представление о том, что такое “сотрудничество”, | 15 |
Мы умеем действовать сообща | Развитие умения проявлять взаимопомощь и умение договариваться в совместной работе | 16 |
Развитие эмоционально-волевой сферы
Тема | Цель | № занятия |
Такие разные настроения | Познакомить детей с таким понятием как “настроение” | 17 |
Мысли и настроение | Развитие у детей умения управлять своим настроением | 18 |
Калейдоскоп эмоций | Учить детей определять эмоциональные состояния, учить выражать эмоции с помощью мимики и жестов | 19 |
Я справлюсь! | Учить детей поиску выхода из трудной ситуации | 20 |
Мысли и поступки | Дать детям представление о связи между мыслями и поведением | 21 |
Мысли и поступки | Закрепление представления о связи мыслей и поступков | 22 |
Я не боюсь! | Научить детей справляться с чувством страха | 23 |
Развитие познавательных умений и способностей
Тема | Цель | № занятия |
Восприятие | Развитие тактильного восприятия и осязания | 24 |
Школа внимания | Развитие слухового и зрительного внимания | 25 |
Кладовая памяти | Развитие памяти | 26 |
Умники и умницы | Развитие мышления | 27 |
Юные фантазеры | Развитие воображения | 28 |
Программно-методическое обеспечение:
1. С.И. Тукачева “Адаптационные занятия с первоклассниками”.
2. Н.В. Пилипко “Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками”.
3. О.В. Хухлаева “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет”.
4. О.В. Хухлаева “Тропинка к своему Я”.
5. Н.В. Слободянник “Я учусь владеть собой”.
6. М.А. Панфилова “Лесная школа”.
7. О.Ю. Машталь “Лучшие методики развития внимания у детей”.
8. О.Ю. Машталь “Подготовка ребенка к школе”.