Военно-патриотическое воспитание в школе

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Патриотизм - это фундамент общества и государства, духовно-нравственная основа их жизнедеятельности и эффективного функционирования. Любая страна и нация нуждаются в наличии действенной, эффективной системы патриотического воспитания граждан, методы и формы которого могут видоизменяться и обновляться. Это зависит от политических, экономических и социальных перемен, происходящих в стране и мире, что наблюдается на современном этапе и в России. Сегодня определена важнейшая цель образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [1].

Многие нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Важнейшим условием патриотического воспитания является единство обучения и воспитания, которое отражено в программе воспитательной работы нашей школы “Истоки”.

Целью программы является создание социально-педагогической среды по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Системообразующим направлением программы является деятельность по военно–патриотическому воспитанию учащихся. Военно – патриотическая работа – это не простая формальность или дань моде. Это наша традиция, которую мы трепетно храним, развиваем, совершенствуем. Мы убеждены, что военно-патриотическое воспитание тесно связано, с одной стороны, с воспитанием патриотизма, с другой, это школа будущего солдата, защитника Родины. Принимая участие в мероприятиях военно-патриотического направления, ребята укрепляют силу воли, вырабатывают выносливость, а также развиваются физически, и морально готовятся к прохождению военной службы (См. презентацию).

В работе по военно–патриотическому воспитанию учащихся мы выделяем следующие основные направления.

I направление. Урочная система. Такие предметы, как ОБЖ, обществознание, история, русская литература и родная (татарская) литература играют важную роль в социализации школьников, воспитании патриота и гражданина, развивают чувства гордости за Родину. В кабинете истории созданы уголки “Государственная символика”, “Календарь исторических дат” и др. Ежегодно проводятся общешкольные и классные мероприятия, посвященные круглым историческим датам. В военно-прикладной физической подготовке учащихся основную роль выполняют уроки физической подготовки. Традиционно проводятся общешкольные соревнования по осеннему кроссу, лыжным гонкам, волейболу, баскетболу, шахматам и настольному теннису.

II направление. Внеурочная деятельность. Военно-патриотическое воспитание осуществляется через организацию волонтерской помощи для ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов труда. Проводятся встречи, беседы, часы общения, уроки мужества с участием ветеранов. Для ветеранов готовят поздравительные открытки, концертные и музыкальные программы. По инициативе учащихся и силами летнего трудового лагеря был построен памятник, посвященный погибшим в годы войны у нас эвакуированным из блокадного Ленинграда. Ежегодно учащиеся участвуют в проведении Дня вывода войск из Афганистана, в Параде Победы и митинге, посвящённом Великой Победе. В этот торжественный день вся школа выстраивается у памятника Воину - освободителю на площади села, старшеклассники несут почётный караул, учащиеся 1-11 классов участвуют в Параде Победы. Памятник становится местом встречи всех поколений села, и учащиеся выражают свою благодарность всем воинам Великой Отечественной войны, чествуют ветеранов войны и тыла.

III направление. Мероприятия военно-патриотической направленности – это прежде всего традиционная игра “Зарница”, конкурсы военно-патриотической песни, чтецов, оборонно-массовый месячник, “Рыцарские турниры”, а также праздничные мероприятия, посвященные празднику Дня Защитника Отечества. Ежегодно команды наших ребят занимают призовые места на районных соревнованиях по туризму, скалолазанию, в “Школе безопасности”, соревнованиях по военно-спортивному многоборью. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся, которая способствует укреплению коллектива класса, формирует качества, необходимые будущему войну, защитнику Родины. Хочется отметить, что за последние годы идёт увеличение молодых людей, стремящихся нести военную и гражданскую службу, два ученика обучаются в кадетских школах. Два года подряд наши ученики становятся лауреатами стипендии Героя Советского Союза Шарифзяна Казанбаева, а три ученика стали лучшими спортсменами на районном уровне.

IV направление. Участие в конкурсах исследовательских и проектных работ. Ученики нашей школы занимают призовые места в районных конкурсах исследовательских и проектных работ "Я - гражданин России". Темы работ, исследований: “Возвращенные имена”, “Не должно быть солдат без судьбы” (о пропавших без вести солдатах в годы войны), “Чтобы помнили потомки…” (исследование об участнике Первой Мировой войны) и др.

V направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов. Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. 

Центром воспитательной работы по патриотическому воспитанию является школьный краеведческий музей – творческое сотрудничество учителей, учеников, жителей села. В музее оформлены стенды, посвященные участникам ВОв, ветеранам войны. Наша школа носит имя заслуженного деятеля искусств РТ, заслуженного работника культуры РФ, нашего земляка и выпускника школы – Имашева Масгута Габдрахмановича. Перед школой Масгуту Имашеву поставлен его бюст, а в школьном музее ему посвящена биографическая экспозиция. Это тоже занимает важное место в привитии чувства гордости за школу, за село.

Система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. А главное, она несет детям понимание того, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Литература

1. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011.

2. Воробьева В.В., Чистова Т.М. От трагедии войны к культуре мира (из опыта гражданско-патриотической работы) // Воспитание школьников, 2010. №2. С.20-27.