Фольклор как источник эмоционального и духовно-нравственного развития детей коррекционных групп

Разделы: Работа с дошкольниками


“Мы не поймём своего прошлого, не поймём истории, не поймём характер души своих предков и нравственный опыт их жизни окажется для нас бесполезной тайной, если мы не потрудимся понять ту реальную среду, в которой жил русский человек”.

Ю. Галкин “Слова и годы”

Основным видом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор — устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.

Большая роль в воспитании положительных качеств личности ребёнка отводится народному творчеству. Общение с фольклором облагораживает дошкольника, делает его мягким, чутким, добрым, мудрым. В работе на основе народных традиций ребёнок раскрывается как цветок. И родители, видя нашу работу, начинают интересоваться народным творчеством, замечая изменения в своём ребёнке. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, и потому наш детский сад использует фольклор в учебно-воспитательном процессе дошкольников.

В качестве основных средств воспитания коллектив нашего детского сада использует все виды фольклора: песню, сказку, пословицы и поговорки, считалки, игры, календарно-обрядовые праздники, народные художественные промыслы. Они дают дошкольникам основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла. В музыкальном фольклоре музыка, слово и движение тесно связаны, они помогают ребёнку освоить различные виды искусств.

Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь — в труде, на празднике, в быту. В песнях воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, приветствуется доброта, высмеиваются недостатки. Песни воспитывают музыкой и словом, нравственным содержанием.

С дошкольниками логопедических и развивающих групп мы разучиваем и исполняем народные песни, беседуем об их содержании, музыке и настроении. Дети учатся определять характер музыки: весёлый, шутливый или лирический.

Народная песня помогает нашим воспитанникам корректировать речевые нарушения, так как во время пения развивается дыхание, голос, вырабатывается умеренный темп речи и её интонационная выразительность, развивается артикуляционная и мимическая моторика, координация речи с движением, воспитывается правильное звукопроизношение и формирование фонематического слуха.

Детская народная песня, начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя детского сада, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню характерными ритмичными движениями (покачивание колыбели). Колыбельную или детскую народную песню ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых.

Мы воспитываем любовь к матери, к своей семье и с этим неразрывно связаны представления о нежности, ласке, доброте, сочувствии, сопереживании. Чтобы воспитать эти чувства, народная мудрость всегда прибегала к колыбельным.

Для чего же нужны колыбельные песни? В них сочетаются нежность мелодии и ласковые слова; они помогают снимать напряжение дня, преодолеть страх перехода от ясного дня к тёмной ночи, ощутить ласку и любовь, защищённость от всех невзгод.

А в середине дня мамы рядом нет. Её заменяет воспитатель. И воспитатели, и педагоги должны помочь ребёнку восполнить дефицит любви, нежности. Если педагог любит ребёнка, то дети любят его. У детей возникает желание прижаться к воспитателю, улыбнуться в ответ на его улыбку. Дети группы развития (ЗПР) особенно нуждаются в теплоте и внимании. Для детей старшей группы развития я провела тематическое занятие “Тихо мамочка поёт” с использованием народных колыбельных и музыки композиторов-классиков, например, 

Римский-Корсаков “Колыбельная   Волховы” из оперы “Садко”.

Это занятие мы провели в “Русской избе”. Роль ведущей исполнила педагог по изобразительной деятельности, имеющая хороший музыкальный слух и приятный голос, которая предстала в образе бабушки.

Колыбельные песни не могут решить всех проблем в воспитании, но они абсолютно необходимы, и поэтому мы придаём им большое значение и использование колыбельных стало предметом обсуждения на родительских собраниях и в беседах с родителями групп развития.

К этому занятию с детьми были выучены несколько колыбельных песен. Выучить их было несложно, эти колыбельные популярны и звучат во многих семьях. Вот некоторые из звучавших на занятии колыбельных:

Ой, баиньки, баиньки,
Куплю сыну валенки,
Куплю сыну валенки
Бегать по заваленке,
Сапожки на ножки —
Бегать по дорожке.

* * *

Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.

* * *

Ох ты, кисонька-коток
Ох ты, серенький лобок.
Приходи к нам ночевать,
Нашу Машу покачать.
А за это я коту
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусочек пирога.

В музыкальном репертуаре для детского сада есть много народных песен, которые могут быть использованы воспитателями. Самым любимым видом народной песни в нашем детском саду стали частушки – “перекликушки”. Девочки и мальчики по очереди исполняют их, пританцовывая и ритмично произнося слова, создавая дружелюбную атмосферу и хорошее настроение. А самые активные дети заряжают остальных задором, радостью, эмоциональностью реакции. Часто частушки сопровождаются игрой на деревянных ложках, что тоже очень нравится детям.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общим переживанием.

Самыми любимыми народными праздниками в нашем детском саду стали “Святки” и “Масленица”. Для их проведения мы переносим из “Русской избы” в музыкальный зал печь, самотканные половики, расписные скамейки, самовар и другие предметы русского быта.

В ожидании праздника организуем с дошкольниками несколько посиделок, на которых воспитатель в роли бабушки или хозяйки горницы вместе с детьми определяет, для чего они собрались. Главное в наших посиделках - это подготовка к празднику. Здесь мы разучиваем хороводы, песни, затеваем игры и изготавливаем разные предметы для праздника, открытки-приглашения и подарки-сюрпризы близким, родным, друзьям. Дети группы развития (ЗПР), часто бывают мало эмоциональными, тем ценнее впечатления, которые они получают от участия в празднике, что позволяет им раскрепоститься, совершенствовать правильную речь, найти душевный контакт друг с другом и воспитателем.

Для праздника “Святки” мы изготовили Рождественскую звезду, маски-костюмы для взрослых. Детям надеваем костюмы, сшитые из яркой натуральной ткани и лёгкие элементы, не закрывающие лица.

Дети подготовительной логопедической группы после утренника в костюмах ходят по всем группам с Рождественской звездой и поздравляют с Рождеством, поют колядки. Воспитатели во вторую неделю Святок организовывают зимние забавы на свежем воздухе, широко применяя народные игры.

На “Масленицу” после праздника в музыкальном зале выходим на ярко украшенный прогулочный участок, где уже стоит чучело Масленицы и детей ждут игры, хороводы, соревнования. Такие народные праздники со сменой видов игровой деятельности помогают дошкольникам логопедической и развивающей групп избежать перегрузки, развивают связную речь и активизируют словарь, наполняют их жизнь эмоциями.

Фольклорные игры помогают регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, их переключаемость и точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве, что особенно важно для детей с нарушением речи. Большинство народных игр сочетаются с ритмической основой – под музыку, под счёт, а чаще стихотворное сопровождение. Фольклорные игры направлены на формирование всех качеств, произвольного внимания и памяти.

Составляя сценарии фольклорных праздников, я стараюсь подбирать разные игры, тем самым обогащая навыки детей. Например: игры с игрушками, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с мячом.

Одновременно с игрой можно преследовать цель закрепить танцевальное движение, например, кружение в парах в игре “Метелица” - дети встают в пары, сцепившись руками под локоть боком друг к другу. Пары поочерёдно кружатся, меняя направление движения.

К Масленице подбираю зимние игры на участке со снежными постройками. Устраиваем соревнования на ледяной горке, которую помогаю строить с учётом безопасности для детей. На горку можно забраться быстрее всех, съехать дальше всех, съехать вместе с товарищем вдвоём - “Чья пара крепче”. Взрослые сопровождают эти соревнования приговорками-строчками из русских песенок: “Уж ты дедушка, ты, дедушка Мороз, не хватай меня за руки и за нос”. Если ребёнок упадёт, чтобы ему не было обидно, приговариваем: “Мы на горочке каталися, через ямы кувыркалися”.

На осеннем празднике дети логопедической подготовительной группы показали инсценировку сказки “Репка”. Я дополнила текст народными мелодиями, а воспитатели продолжили эту тему на прогулке, где дети научились играть в игру “Репа”.

“Репа” – игра, для которой необходимо иметь крепко установленный столб или дерево. Одному из играющих предлагается быть “репой”, то есть взяться за дерево и крепко держаться за него руками.

Остальные участники игры становятся у него за спиной в цепочку, берутся за пояс друг друга и изо всех сил стараются оторвать “репу” от дерева. Сделать это весьма непросто, и часто “Репа” остается победителем. Игра “Репа” создана по мотивам древнерусского народного сказания “Репка”. Все действия в игре напоминают эту любимую детскую сказку: сначала за репу берется самый сильный ребёнок - “Дедка”, а потом в дело вступают и все остальные, из расчета по убыванию роста, возраста и силы. Последним участником оказывается “Мышка”.

Дети наперебой хотели выполнить роли знакомых персонажей, пытаясь оторвать “репку” от дерева. Эта игра помогает дошкольникам развивать эмоциональное восприятие, коммуникативность, возможность участвовать в коллективной деятельности.

В летнее время возможности для игр гораздо больше, чем в другое время года. У нас проходит тематическая прогулка с детьми подготовительной логопедической группы “Праздник русской берёзки”. Предварительно даём некоторые представления о празднике “Троица” и организовываем игры. “Тетёрка шла” - у детей вырабатывается терпение, выдержка, так как нельзя перекрывать воротца, пока не закончатся слова. А потом дети самостоятельно играют в игру “Ручеёк”.

Русские народные игры доступны детям дошкольного возраста. И мы их с успехом используем в работе с детьми во время прогулок, музыкальных занятий и занятий физической культурой. Игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, укрепляют ребёнка физически, создают духовный настрой и интерес к народному творчеству. Игра-это всегда равлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Поэтому своим соревновательным азартом скороговорки и загадки так близки к играм. В работе с нашими детьми логопеды используют скороговорки на заданный звук и тему. Проговаривая скороговорку, каждый из детей старается произнести её без запинки, чётко, а потом и быстро. Скороговорки, загадки, потешки, считалки обогащают речь, расширяют детский игровой репертуар.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий и желающих на эту роль обычно бывает много. Для этого педагоги используют считалки, которые разучиваются на занятиях по развитию речи с логопедом или на математике. Дети учатся уступать друг другу, уважать своих товарищей, а задача эта непростая. Это значит преодолеть себя, своё желание, эгоизм.

Все собрались, игра выбрана, но прежде чем её начать, надо распределить роли, выбрать водящего. Да так, чтобы никому не стало обидно. Для этого мудрый русский народ и придумал считалки, которые сберегли многие поколения детей. Любимые нашими детьми такие:

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Сидит, грызет.
Ай, кто-то идет!

* * *

Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града,
Кто поднимет,
Тот и выйдет

* * *

Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет по полям
Тут и там.
Где проскачет он?
Выходи вон.

* * *

Шишел-вышел, вон пошел,
На боярский двор зашел,
Там бояре шапки шьют,

На окошко их кладут.

С помощью этого жанра детского фольклора в процессе забавы взрослых с детьми задействуются различные части тела ребенка “Глазки закрываются, спит иль притворяется?”, “Маленькие ножки бегут по дорожке”, “Ладушки, ладушки”, “У Вани руки в бок, глазки в потолок. Пошел за порог, упал поперёк!”. Потешками взрослые развлекали детей.

Ритмика песенки весьма подвижна и отличается от колыбельных. Потешки чаще сказываются, чем поются, и сопровождаются игровыми действиями, а слова несут необходимую информацию. Потешки - это школа игры. Они являются первой ступенью, ведущей к познанию языка. Часто слова сопровождаются определенными действиями и движениями

“Ладушки”

- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,

Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели! 

В логопедической группе, автоматизируя звук “ч”, заучиваем потешку:

Идёт котик по лавочке,
Ведёт кошку за лапочки,
Лапы-лапы-лапочки,
Ведёт кошку за лапочки.

Главное назначение потешки - приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая вскоре станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Следующей ступенью на пути развития ребенка средствами фольклора является жанр прибауток - маленьких рассказов юмористического содержания. От потешек они отличаются тем, что сопровождаются игровыми действиями.

Свои сюжеты прибаутки унаследовали от скоморошин. Прибаутки выполняют познавательную функцию. Их структура позволяет в художественной форме дать обширную сумму знаний, обеспечить их прочное запоминание, привести ребенка к пониманию причинно-следственных связей, к усвоению организующей роли ритма. В прибаутках-приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста.

Прибаутка, по определению В. И. Даля, — “короткий смешной рассказец, анекдот”, это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом.

Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!

В этой прибаутке педагог-логопед автоматизирует твёрдую “л”.

Воспитание личности ребёнка невозможно начинать без сказки. После колыбельной это самый интересный и самый важный для ребёнка информационный материал.

Первые сказки ребёнка самые простые для понимания: “Репка”, “Колобок”, “Теремок”. Сказка своим содержанием зовёт бороться со злом, и призывает к борьбе с врагами Родины, за торжество справедливости, добра, гуманизма.

В наших группах особенно рекомендовано слушать сказки во всех режимных моментах: на занятиях по развитию речи, перед сном и в вечерние часы досуга. А в осенних, новогодних праздниках, в “Мамин день”, летний праздник мы обязательно включаем инсценировки сказок. Инсценировки способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти; художественного, музыкально-игрового, танцевального и сценического творчества. Участие детей в инсценировках способствуют развитию эмоций (радость, грусть, удивление, испуг и др.). Дети с моей помощью выбирают действия, жесты, мимику, интонации для передачи образа и учат адекватно реагировать на эмоции окружающих. К празднику 8 марта поставили инсценировку “Волк и семеро козлят” по мотивам русской народной сказки. Дети-исполнители во время разучивания затруднялись передать эмоции и интонации, соответствующие тексту. В досуговое время мы посмотрели с детьми мюзикл “Мама”, где дети увидели эмоциональную игру таких же, как и они, маленьких актёров. Обратились за помощью к психологу детского сада , чтобы она провела мимические игры. Результат был достигнут. Почти все дети выполнили свои роли ярко, выразительно, и, на удивление, улучшилась даже речь детей.

В итоговом интегрированном занятии старшей логопедической группы с участием логопеда и психолога с использованием элементов логоритмики инсценировали русскую народную сказку “Пряничный домик”. Роли нашлись для всех детей. Пришлось придумать текст для цветочков, для деревьев, для птиц и даже для солнышка; использовали потешки, прибаутки.

Машенька зовёт солнышко:

Солнышко, Солнышко, 
Колоколнышко! 
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно, 
Будет нам тепло!
Аленький наш цветок,
Лазоревый василёк.
Ты трава ль моя, ты шелковая,
Ты весной росла, летом выросла.

В нашем детском саду, в освобождённом помещении, мы создали комнату, которую назвали “Русская изба”. Сотрудники охотно пополняли её содержимое старинной утварью.

Так у нас появились: утюги, чугунки, рубель, ухваты, кочерга, деревянные скамьи, самовары, самотканные половики, деревянные ложки, валенки. Изготовили стилизованных кукол (дед, баба), из толстой фанеры плотник сделал печь, которую покрасили как побелённую, потом появилась кроватка с кружевными подушками, а ещё позже и колыбелька.

Рядом расположена комната по изобразительной деятельности, в которой представлены разнообразные виды народно-прикладного искусства: хохлома, городец, жостово, гжель, разные виды народной игрушки. Здесь дети знакомятся с народными промыслами, учатся расписывать игрушки. В русской избе проводим тематические занятия и календарные праздники.

К празднику Пасхи во всех группах провели несколько занятий, на которых дети готовили подарки своим родителям, украшали яйца, вылепленные из солёного теста элементами гжельской, городецкой и хохломской росписи.

Для закрепления знаний и представлений о народных промыслах в нашем детском саду проводятся тематические занятия: “Русская матрёшка” в средней группе; “Весёлая ярмарка” - в старшей группе , где дети знакомятся с дымковской игрушкой и техникой её изготовления; “Этот волшебный завиток” в подготовительной группе – конкурс рисунка хохломской росписи на заготовленных плоских формах.

Недавно наша костюмерная пополнилась новыми костюмами. Были сшиты косоворотки и платья “Сине-голубая Гжель”, костюмы для мальчиков и девочек “Хохлома”, и воспитателю и детям – костюмы “Дымка”.

Для таких занятий педагог по изобразительной деятельности обращается ко мне с просьбой подготовить танцы, которые украшают занятие, вызывают положительные эмоции у ребят. Чтобы всё звучало по-русски, дети учат танцы под фонограммы оркестра русских народных инструментов. Звучали произведения “Коробейники”, “Ах вы, сени”, “Камаринская”.

Народные промыслы помогают детям понимать взаимосвязь русского декоративного творчества с другими жанрами фольклора, знакомят с народными традициями, развивают чувство цвета и композиции при размещении узора, учат различать особенности видов росписи, воспитывают уважение к труду народных мастеров.

Дети учатся определять характерные черты образцов народных промыслов по цвету, по рисунку, по форме.

Воспитание гражданина и патриота, знающего, любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова “насилие”, “безнравственность”, “бездуховность”, пора всерьёз задуматься о том, какими вырастут наши нынешние дети? Что получим мы в их лице? Потерянное поколение или надёжное будущее нашей страны? Нет лучшего пути, чем знакомить детей с историей страны, с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.

Обобщая опыт работы всех специалистов нашего детского сада с фольклорными жанрами, мы приходим к выводу, что активно включая их в повседневную жизнь и праздники, мы получаем положительные результаты в развитии речи детей, их эмоциональности, духовности.

В результате проделанной работы пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного творчества с точки зрения красоты и эстетического идеала. Разнообразие народно-художественного материала, интегрированию его в различных видах доступной детям творческой деятельности позволяет решать многие задачи в воспитании дошкольников.

Мы понимаем, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для духовно-нравственного развития. Чувства, эмоции, ощущения, воспоминания, встречи, знания, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь.

Иванушки, Алёнушки!
Храни вас Бог, храни!
Вы золотые зёрнышки
Моей всея Руси.

Молчанием иль голосом
За вас тревожусь впредь:
Пустым иль полным колосом
Вы будете шуметь? (М. Сухорукова).

Используемая литература:

Айдашева Г. А. “Русские обряды” Осень. – Москва, ООО “Издательство Скрипторий 2000”, 2004 г.

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. “Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М.: А.П.О., 1995. —Ассоциация “Профессиональное образование”, 1995

Зимина А. Н. “Народные игры с пением”.-Москва, “Издательство ГНОМ и Д”, 2000 г.

Князева О. Л., Маханева М. Д. “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” -Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997 г. (Серия:”Из опыта педагога”).

Кокуева Л. В. “Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа”. Методическое пособие. Москва. АРКТИ, 2005 г.

Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей”. Москва. Изд-во “Российское педагогическое агентство”, 1997 г.

Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н.- “Знакомство детей с русским народным творчеством” - 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб-“ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2001 г.

Литвинова М. Ф. “Русские народные подвижные игры” под ред. Л. В. Руссковой.-Москва. Просвещение, 1986 г.

Лунина Г. В. “Воспитание детей на традициях русской народной культуры” - Москва, ЦГЛ, “ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ”, 2004 г.

Мерзлякова С. И.”Фольклор – музыка – театр”-Москва. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. “Осенние праздники, игры и забавы для детей”.- Москва, ТЦ “Сфера”, 1999 г.

Скоролупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством”.-Москва. ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2006 г.