Цель. Ознакомить учащихся с особенностями воздействия различных цветов на человека.
Задачи:
- формирование у учащихся творческих способностей и развитие эстетической культуры в выборе цветовой гаммы в одежде, выработке своего стиля и своеобразия внешности;
- развитие инициативы и творчества учащихся, умения отбирать наиболее важное, существенное из общего потока информации;
- создание на занятии рабочей дружеской атмосферы.
Выбор и обоснование форм и методов.
Формы:
- в парах;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Методы:
- наглядно-иллюстративные;
- поисковый метод.
Предполагаемый результат:
- применение изученных цветовых закономерностей при выполнении моделей в цвете;
- научить девочек ориентироваться во многообразии цветовой гаммы при моделировании одежды, учитывая свою индивидуальность.
Межпредметные связи:
- история;
- рисование.
Материально-техническое оснащение:
- таблицы;
- раздаточный материал: эскизы моделей, эскизы одежды.
- компьютер, проектор,
- Презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, проверка готовности к уроку, сообщение темы урока.
II. Объяснение нового материала.
Одежда появилась еще в первобытном обществе. Она была необходима для укрытия от холода, от солнца, от ветра. А эстетические представления об одежде появились позже, когда человек освоил орудия труда.
При разделении общества на классы, одежда стала создаваться в интересах господствующего класса. Например, в феодальном обществе у моды были свои законы и регламенты. В ряде законов не дворянам запрещалось носить шелковую и бархатную одежду, даже длина носков была строго регламентирована.
Но шли столетия, шли годы. Менялся костюм человека, и сама мода зависела не о законодательства, а от материального положения человека. А с 19 в. большое значение стало придаваться цвету в одежде.
Например, одежду желтого цвета обычно не носили, т.к. этот цвет считался цветом измены и зависти. Белый цвет символизировал чистоту и веру. Черный цвет — скорбь и верность. Голубой — нежность. Красный — цвет крови. Обычно, красные одежды носили палачи.
У каждого из нас складывается свой собственный стиль образа жизни, он выражается в манере держаться, поведении, привычках и в манере одеваться. Но очень часто мы видим, что многие из нас не имеют своего стиля и стремятся к стереотипу, слепо следуя каждому “крику моды”. Желая во что бы то ни стало иметь только модные вещи, не заботясь о том, что они не дружат между собой и не гармонируют с обликом владелицы.
Как выработать свой стиль, найти свой цвет, как найти то, что полнее всего выразит вашу личность и своеобразие вашей внешности. На эти вопросы мы сегодня попробуем найти ответы.
Слайд 1
В зависимости от наряда элементом эстетической выразительности одежды является цвет.
Что такое цвет?
Цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей
Что же такое цветовоедение?
- Цветоведение – это наука, занимающаяся классификацией цвета.
- Классификация - это разделение вещей, явлений на разновидности, согласно какилибо важным признакам.
Из уроков ИЗО вы знаете, что все видимые глазом цвета делятся на две основные группы: хроматические и ахроматические.
Слайд 2
К ахроматическим (бесцветным) цветам относятся— черный, белый, серый.
Слайд 3
К хроматическим цветам относятся все цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Слайд 4
Красный, синий, жёлтый –основные хроматические цвета.
Слайд 5
При слиянии основных хроматических цветов получаем новые составные цвета: фиолетовый, зелёный, оранжевый.
Слайд 6
Хроматические цвета разделяются на теплые и холодные:
- к теплым относятся цвета, связанные с представлением об огне и солнце —
- красный, оранжевый, желтый.
- к холодным относятся цвета, которые ассоциируются с чувством прохлады, снега и льда — синий, голубой и фиолетовый.
- А зеленый цвет является нейтральным, потому, что его можно сделать, как теплыми, так и холодными.
Работа по таблице.
Таблица № 1
Рассмотрим на таблице № 1 изображение 1.1
Здесь мы видим два цвета на одной плоскости - теплый и холодный цвета, при этом создается впечатление, что теплый цвет выступает, а холодный — уходит на второй план.
Рассмотрим изображение 1.2. в таблице № 1, где мы можем видеть, что один и тот же цвет в зависимости от фона или сочетания с другим цветом может иметь разный характер:
на белом фоне хроматические цвета кажутся темными, а на черном — ярче.
Контрастные цвета, расположенные рядом, подчеркивают друг друга, а близкие по цвету тона, дают более мягкое сочетание.
Теплые цвета зрительно увеличивают объем фигуры и подчеркивают её недостатки. Холодные цвета придают фигуре стройность, скрывают недостатки, зрительно уменьшают фигуру.
Что такое цветовой круг, наверное, известно всем.
- Цветовой круг - это расположение цветов по порядку.
- Цветовой круг - способ представления непрерывности цветовых переходов.
Слайд 7
Цвета, находящиеся напротив друг друга в цветовом круге, называются дополнительными.
При расположении рядом взаимно усиливают насыщенность друг друга.
Слайд 8
Цвета, расположенные в любой четверти цветового круга, называются аналогичными или родственными.
Слайд 9
Цвета, расположенные в секторе одного цвета цветового круга, называются одноцветными.
Различные цвета по-разному воздействуют на человека. И на протяжении многих столетий это воздействие цветов на человека изучается. В зависимости от отношения к тому или иному цвету судят о характере человека и диагностируют его психическое состояние. Что же обозначает каждый цвет?
Работа по таблице.
Таблица № 2
- активный цвет. Психологически он будоражит и даже возбуждает.
Одежду в красный тонах предпочитают натуры волевые, агрессивные, жизнерадостные, те, кому нравится главенствовать.
- наоборот, цвет пассивный. С этим цветом связывают нежность, преданность. Его предпочитают люди спокойные, эмоционально стабильные.
- самый спокойный из всех цветов. Глядя на что-нибудь зеленое, глаза отдыхают. Возникает чувство удовлетворения. Этот цвет предпочитают люди самоуверенные, упорные, даже может быть упрямые.
- цвет, который связывают с солнцем, с теплом, светом. Преобладание желтого цвета в одежде может указывать на желание снять напряжение и уйти от хлопот.
- сравнительно спокойный цвет. Любовь или безразличие к нему определяет отношение человека к себе, меру его самооценки.
- это соединение красного и синего, а потому – это цвет противоречивый.
Он вызывает сумятицу, повышает чувственность.
Характерными являются также черный и белый цвета.
- Черный цвет выражает борьбу, сопротивление, самозащиту.
- Белый - отказ от сопротивления, преодоление препятствий.
При создании моделей художник-модельер учитывает все закономерности цветовых сочетаний. Цвет в композиции одежды должен быть строго продуман, основан на общей гармонии, учитывающей требование моды и индивидуальные особенности человека.
- Как вы думаете, по каким признакам, можно определить какие цвета вам больше всего подходят? (- По цвету глаз, по цвету волос).
Работа по таблице.
Таблица №3.
Блондинкам и русым девушкам идут цвета: черный, коричневый и желтый, а так же зеленый, ярко-зеленый, красный. | |
Брюнеткам и шатенкам идут цвета: черно-синий, бледно-синий, бежевый, песочно-кремовый. | |
Блондинке с зелено-карими глазами идут яркие тона с теплыми красноватыми оттенками — розовый, сиреневый, красный и желтый. | |
Блондинке с голубыми или серыми глазами идут цвета более холодные тона—голубые, фиолетовые, салатовые. | |
Девушкам с ярко-рыжими волосами, светлыми глазами желательно носить вещи темно-коричневого, зеленого, серо-голубого, голубовато- зеленого тонов. | |
Шатенкам с карими глазами и смуглой кожей идут более теплые тона, яркие цвета — ярко-красный (малиновый), зеленый (спокойный) и коричневый (от темного до цвета беж). | |
Брюнеткам с голубыми или зелеными глазами идут яркие, но более холодные тона — синий, зеленый, салатовый, лиловый и желтый. |
Белый цвет идет к любому цвету глаз и волос.
Черный цвет идет только молодым девушкам, в более зрелом возрасте черный цвет желательно комбинировать с другими цветами.
Каждый должен помнить — мода не повелительница, она дает информацию и очень важно уметь ориентироваться в потоке многообразия и новизны. Главное выбрать то, что мода адресует Вам.
Слайд 10, 11
III. Выполнение практической работы.
После изучения таблицы 3 и характеристики каждого цвета, девочки пробуют определить, какому цветотипу они принадлежат и определяют цветовую гамму, наиболее подходящую для них.
На столах имеются цветные карандаши и эскиз модели, выполненный в черно-белом варианте. Учащиеся делают практическую работу по плану.
1. Определить и оформить в цвете свой цветотип на эскизе модели по цвету глаз, волос, кожи.
2. Подобрать цветовую гамму одежды, соответствующую своему цветотипу.
IV. Заключительный этап:
- подведение итогов;
- демонстрация работ (эскизов) выполненных учащимися;
- выставление оценок
- задание на дом.
(Использован материал Поспеловой Елены Валерьевны, учителя технологии)