Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон “Об образовании в Российской Федерации”, кроме отдельных положений, для которых установлены другие сроки. Новый закон дает возможность непрерывного образования. В законе вводится новое понятие уровня образования, который подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение.
Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами.
Но какие бы реформы не проходили в системе
образования, в итоге, именно педагог является
основной фигурой при реализации на практике
основных нововведений. Полноценное развитие
ребенка – дошкольника обеспечивают:
Профессионализм педагога
Впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
В Стандарте раскрывается понятие “профессиональная компетенция” – это “способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач”.
В документе описаны профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя). На основании данных положений попробуем выделить педагогические компетенции педагога, отражающие специфику работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению, поэтому “стандартные” компетенции мы рассмотрим с этой точки зрения.
Еще В.А. Сухомлинский говорил: “Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
На современном этапе в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей. Благодаря своей специфике, заключающейся, прежде всего в средствах разных видов искусства, художественно-творческих деятельностях, эстетическое воспитание обеспечивает глубокое влияние на всестороннее развитие ребёнка и формирование его личности.
Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно, при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной, музыкальной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. Чтобы заинтересовать детей искусством педагогу необходимо самому хорошо его знать и понимать.
Грамотное и творческое руководство процессом формирования основ художественной культуры детей дошкольного возраста напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов в области художественно-эстетического воспитания, а значит - профессиональной компетентности.
Составляющие профессиональной компетентности педагогов по вопросам художественно-эстетического развития дошкольников следующие:
- Научная подготовленность
- Методическая подготовленность
- Профессиональные умения и навыки:
информированность о теоретических основах
развития художественно-творческих способностей
детей дошкольного возраста:
- знание содержания методов,
- приёмов обучения,
- методики изобразительной деятельности, музыкальной, театрализованной;
информированность о формах работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников;
информированность о средствах обучения детей по художественно-эстетическому направлению:
- гностические умения;
- коммуникативные навыки;
- конструктивные навыки;
- организационные умения;
- специальные умения;
- смешанные умения.
Таким образом, педагогу необходимо знать:
- психофизические и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- психологические основы воздействия комплекса искусств на ребенка;
- методологические основы диагностики художественно-эстетического развития дошкольников;
- основные направления концепции эстетического воспитания дошкольников, содержание программ в области эстетического воспитания дошкольников;
- выразительные средства изобразительного искусства;
- психологические механизмы развития детского изобразительного творчества на разных этапах; специфику художественно-творческого развития детей дошкольного возраста;
- дидактические основы организации процесса художественного развития детей;
- особенности ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства;
- основы художественного анализа произведений искусства и т.д..
Уметь:
- определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, состава детей;
- осуществлять отбор художественной информации в соответствии с целью, логикой и возрастом;
- формировать мотивы изобразительной деятельности (вызывать у детей стремление отразить в рисунке, интересующие его предметы, волнующие его события);
- воспитывать умения у ребенка самому ставить цель той или иной деятельности;
- формировать у детей собственно изобразительные действия (передача формы, строения, пропорциональное отношение, цвета, расположение предмета на плоскости листа);
- осуществлять интеграцию с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (познание, развитие речи, игры и т.д.);
- формировать восприятие (обучение умению рассматривать предметы, явления так, как это необходимо для выполнения последующего изображения);
- организовать коллективную, подгрупповую, индивидуальную и продуктивную деятельность;
- осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать предпочтения, склонности, интересы, уровень развития ребенка в той или иной художественной деятельности;
- устанавливать партнерские взаимоотношения сотворчества, сотрудничества в процессе индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
- организовывать конструктивное взаимодействие детей в группе в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов, средств;
- включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы и ситуации, которые максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, овладения деятельностью и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста;
- определять и конкретизировать художественно-педагогические задачи, содержание и методы с учетом программы, условий, состава детей, осуществлять отбор художественной информации в соответствии с целью, логикой и возрастом;
- создавать эмоционально-положительный климат на занятиях художественно-творческой деятельностью
- использовать региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой и других форм художественной деятельности. Предпочтение отдавать ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внесшими вклад в отечественную историю, культуру. Учитывать местные традиции, характерное для региона народное искусство.
- создавать развивающую среду по художественно-эстетическому направлению содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Широко включать детские работы в жизнь дошкольного учреждения для создания эстетической среды, оформления и проведения праздников, выставки. Бережно и уважительно относиться к детскому творчеству;
- осуществлять тесное взаимодействие, совместное проектирование работы по художественно-эстетическому направлению воспитателей и специалистов;
- отслеживать по результатам диагностики характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса, характер его продвижения в развитии, в том числе по художественно-эстетическому направлению. Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) использует исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей и т.д.
Владеть:
- технологией моделирования педагогических ситуаций, направленных на комплексное освоение различных видов искусства в процессе творческой деятельности;
- методами активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка;
- средствами активизации познавательной деятельности детей;
- навыками анализа психолого-педагогического мониторинга, собственной художественно-педагогической деятельности и планирования путей ее совершенствования;
- методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей, выстраивая партнерское взаимодействие с ними через различные формы: совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, развлечениях, родительские клубы, встреч, консультации, тренинги, мастер- классы, музыкальные гостиные, выставки, встречи с интересными людьми, информационно-стендовая работа и т. д.
- информационными технологиями и применять на практике и т.д..
Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов и воспитателей является главным и обязательным условием для осуществления личностно-ориентированной профессиональной деятельности в воспитании активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается в дошкольном детстве – периоде наиболее сенситивном (благоприятном) для усвоения способов творческой деятельности.