Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок по теме “Буквы ч и щ в суффиксе -чик(-щик)”.
Цель урока: знакомство учащихся с условиями выбора букв ч и щ в суффиксе -чик(-щик)
Задачи урока:
- Обучающая – формировать навыки написания ч и щ в суффиксе -чик(-щик);
- Развивающая – развивать исследовательские умения обучающихся: умение анализировать, делать выводы, обобщения, умение работать в группе;
- Воспитательная – воспитывать уважение к собственному и коллективному труду, воспитывать уважение к русскому языку, любовь и уважение к людям.
Приёмы деятельности учителя:
Организация:
- проблемно-поисковой работы обучающихся,
- самостоятельной работы обучающихся,
- оценка работы обучающихся,
- рефлексия.
Результат урока:
Знать:
- условия выбора написания букв ч и щ в суффиксе –чик(-щик)
Уметь:
- правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
- выделять графически орфограмму;
- объяснять правописание суффиксов существительных.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация для учащихся; раздаточный материал: тесты, карточки с заданиями.
Конспект урока
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.
I. Начнем работу с проверки домашнего задания. Упражнение 290.
А) один ученик делает морфологический разбор слова ЗАБОТА.
1. Забота - сущ, (что?)
2. Н.Ф. – забота, пост: нариц., неодуш, ж.р, 1 скл., непост: именит. п, ед. ч.
3. (Что?) забота
Б) Работа с упражнением 290. Объяснение знаков препинания, раскрытие скобок.
Объяснение лексического значения слова непогоды.
В) Индивидуальное задание: подобрать синонимы к данным словам без НЕ-.
- Недуг – болезнь
- Неправда – ложь
- Невежливость – грубость
- Нездоровье – болезнь
- Негодование – возмущение
- Невнимательность – рассеянность
II. Сегодня мы с вами продолжаем изучать имя существительное. Мы узнаем новое правило. Давайте откроем тетради и запишем число. А сейчас я вам предлагаю отгадать лингвистическую загадку:
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу. (суффикс)
А) Да, действительно, тема урока связана с суффиксом. А называется “Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных –ЧИК (-ЩИК)”. ( запись в тетрадь). Слайд №1
Слайд №2 Цель урока: Изучить правило правописания
Слайд №3 Слова на слайде: БУФЕТЧИЦА, ДОКЛАДЧИК, РАЗНОСЧИК, РАССКАЗЧИК, ПЕРЕБЕЖЧИК.
Давайте назовем суффиксы в этих словах.
Слайд №5 Вывод: Суффикс – ЧИК пишется после букв: Д, Т, З, С, Ж
В остальных случаях пишется суффикс – ЩИК.
Но при произношении у нас может возникнуть проблема.
- Сварщик ( сварщик),
- Грузчик ( грущик) ( слова на доске)
Вывод: Слова пишутся по – разному, а произношение одинаково. Чтобы писать правильно, мы должны применять правило.
III. Чтение правила. Параграф 52.
Слайд № 6
4.Выполнение упражнения 292
Вопрос.
А что обозначает в этих слова значимая часть слова – суффикс? ( человека по профессии, по роду занятий).
Слайд 7.
5. Физкультминутка.
“РАЗ” - поднять руки вверх,
“ДВА” - нагнуться до земли,
Не сгибайте, дети, ноги,
Когда касаетесь вы пола.
“Три – четыре” - прямо стать,
Будем снова начинать.
IV. Выполнение упр. 294
Значение слова – арматура Работа с “Толковым словарем” С. Ожегова. Морфологический разбор слова – арматуру.
Сообщение детей о профессиях.
Слайд № 8, слайд № 9, слайд № 10
V. Подведение итогов урока.
Ребята, давайте подведем итоги урока.
- Что нового ты узнал сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Когда нужно писать суффикс –чик-, -щик-?
- Тебе понравилось?
- А что понравилось?
Выставление оценок с комментариями.