Задачи урока:
- углубить и обобщить знания учащихся об особенностях среды обитания, строения и многообразии покрытосеменных растений;
- раскрыть их преимущество перед голосеменными растениями;
- показать господствующее положение покрытосеменных в растительном покрове Земли;
- охарактеризовать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений;
- раскрыть значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека;
- обосновать необходимость бережного отношения к покрытосеменным и их охраны.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
- формирование систематизированных знаний о чертах усложнения организации покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными, о признаках сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных, о приспособленности покрытосеменных к условиям среды и их разнообразии; об отличительных признаках однодольных и двудольных растений;
- формирование умения выделять существенные признаки покрытосеменных растений, устанавливать их преимущества перед голосеменными; различать однодольные и двудольные растения;
- объяснение роли покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
Метапредметные:
- описание изучаемых биологических объектов, проведение их сравнительной характеристики;
- формирование и развитие компетентности в области использования интернет - ресурсов.
Личностные:
- развитие представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнения строения покрытосеменных;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности покрытосеменных растений для природы и человека и необходимости ответственного, бережного отношения к ним и их местообитанию.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения: таблицы; живые экземпляры комнатных растений; гербарии; мультимедийная презентация “Покрытосеменные растения”; наборы муляжей плодов культурных растений; Красная книга растений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация и контроль знаний о преимуществах семенного размножения; об особенностях строения голосеменных; о многообразии голосеменных; о размножении голосеменных; об экологической роли голосеменных и их значении в жизни человека. (Контроль знаний с использованием таблиц; проверка умения узнавать отдельные голосеменные по гербариям, по шишкам и хвое).
Учитель: Ребята, назовите отделы, входящие в царство растения?
Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные и Покрытосеменные. Слайд 3
Учитель: Правильно. С какими из этих отделов мы уже знакомы?
Учащиеся: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные.
Учитель: Значит, тема сегодняшнего урока?
Учащиеся: Покрытосеменные растения.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с отделом покрытосеменные. Второе название этих растений - цветковые растения.
III. Работа по теме урока.
1. Общая характеристика отдела Покрытосеменные растения (беседа с демонстрацией гербарий и мультимедийной презентацией).
Учитель: Покрытосеменные растения образуют один из наиболее крупных отделов царства растений (около 240 тыс. видов). Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений. Слайд 4
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Покрытосеменные, или Цветковые, растения получили такое название? (Отвечают, используя гербарии растений)
Учащиеся: Наличие органа полового размножения - цветка; расположение семяпочек в завязи пестика, развитие плода из завязи.
2. Основные черты отличия покрытосеменных растений от голосеменных.
Самостоятельная работа учащихся с таблицей 2 параграфа 24 учебника. Беседа по результатам работы.
Отличия покрытосеменных от голосеменных:
- образуют цветки;
- развивают плоды;
- опыление производится животными, ветром, водой, возможно самоопыление;
- есть рыльце, способствующее улавливанию и прорастанию пыльцы;
- двойное оплодотворение;
- имеются деревья, кустарники и травянистые формы;
- большинство являются автотрофами, но есть гетеротрофы. Слайд 5
Сходство покрытосеменных и голосеменных:
- образуют семена;
- имеют семязачатки;
- многообразие видов. Слайд 6
Учитель: Сопоставление этих признаков свидетельствует о том, что покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные. Это дает покрытосеменным растениям возможность произрастать в самых разных условиях окружающей среды. Слайд 7
3. Характеристика классов отдела Покрытосеменные – двудольные и однодольные.
Учитель: Все растения отдела Покрытосеменные разделяются на два больших класса – Двудольные и Однодольные. Слайд 8
Учащиеся с помощью рисунка 124 и таблицы 3 самостоятельно изучают основные различия между двудольными и однодольными растениями. Класс делится на две группы. Одна группа выбирает гербарии однодольных растений, вторая - гербарии двудольных растений. Задача каждой группы: объяснить по какому признаку растение относится к тому или иному классу.
Отличительные признаки двудольных и однодольных растений.
1. Количество семядолей? (однодольные – 1, двудольные – 2). Слайд 9
2. Где находятся запасные питательные вещества? (у однодольных – в эндосперме, у двудольных – в зародыше). Слайд 10
3. Тип жилкования листьев? (у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – перистое или сетчатое). Слайд 11
4. Строение проводящей системы? (у однодольных – состоит из многих отдельных пучков, у двудольных – имеет кольцевое строение). Слайд 12
5. Тип корневой системы? (у однодольных – мочковатая корневая система, у двудольных – стержневая корневая система). Слайд 13
6. Примеры. (однодольные – пшеница, рожь, овес, лук, нарцисс, ирис и др., двудольные – дуб, береза, яблоня, арбуз, томат и др.). Слайд 14
4. Значение покрытосеменных растений и их охрана.
Учитель: По количеству видов однодольных растений в природе меньше, чем двудольных растений, но значение растений этих двух классов в природе и для человека одинаково велико.
Сообщения учащихся о практическом использовании покрытосеменных растений; о редких видах, которые занесены в Красную книгу.
IV. Закрепление знаний о покрытосеменных растениях, их жизненных формах; о многообразии, строении, роли покрытосеменных в природе и жизни человека. Выполнение задания №1 в рабочей тетради по данной теме.
V. Рефлексия.
Учитель: Что нового и интересного вы получили для себя? Где вы можете использовать полученные знания?
VI. Домашнее задание.
Изучить текст, рисунки, таблицы § 24 учебника. Выполнение заданий №3, №4 в рабочей тетради.
Список используемой литературы.
1. Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
2. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил.
3. Биология. 6 класс. Опорные схемы: учебное пособие/ О.Н.Хюннинен. – Москва: Дрофа. 2010 г.