Цели: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными; развивать память, речь; воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение планировать свою работу , оценивать себя и друг друга..
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний. Чистописание.
На доске: бб жж кк лл мм нн пп сс
- Что вы записали? (удвоенные согласные).
- Буквы-близнецы.
- В каких словах встречаются удвоенные согласные? Приведите примеры таких слов.
- Как называются такие слова? (словарные).
3. Проблематизация.
Как вы думаете, почему люди делают ошибки в этих словах? ( идеи детей записываются на доске).
Можем ли мы сказать, что это для нас сложно и является проблемой? (да).
- А когда возникает проблема? В чем она? ( Мы не помним, как писать слова с удвоенной согласной, и как их переносить).
- Если мы не помним, то надо помочь своей памяти.
4. Целеполагание.
- Кто из вас сможет объяснить выражение “Завязать узелки на память”? Что это такое?
- Это означает, что человек может что-то специально сделать, чтобы потом все вспомнить.
- А как вы думаете, какие узелки на память могут помочь нам в запоминании слов с удвоенными согласными? (Я должен повторить, я должен зарифмовать, я могу нарисовать).
- Вы хотите научиться “завязывать узелки на память, чтобы лучше запоминать? (да).
- Тогда какую цель мы сегодня поставим на уроке? (Освоить способы запоминания написания и переноса слов с удвоенными согласными и применить их на практике.
- А для этого мы должны наметить план, по которому будем работать.
- Запишем его на доске.
- Чтобы достичь нашей цели, все ли пункты плана обозначены? Может надо что-то изменить? (Да, разбор предложения).
-Чтобы отработать наши узелки, нам необходимо выполнить соответствующие задания.
План на доске:
1. Узелок 1 - 2. (я должен повторить, я могу нарисовать).
А .Словарная работа (с удвоенными согласными). Оценка.
Б. Деление слов на слоги с удвоенными согласными, правило переноса. Оценка.
В. Составление текста с использованием слов с “буквами-близнецами”. Оценка.
Г .Закрепление правила переноса слов с удвоенными согласными. Оценка.
Д. Оценка всей работы. - Предлагаю таблицу для заполнения результатов и оценки своей работы в конце урока.
Задания | Количество правильных ответов |
Определение слов с удвоенными согласными (1 балл) | |
Определение таких слов и умение их делить на слоги (5 баллов) | |
Умение правильно переносить слова с удвоенными согласными (1 балл) | |
Составление текста По алгоритму. (5 баллов) |
|
Всего баллов |
3. Узелок на память ( я должен зарифмовать).
Е. Домашнее задание.
4. Реализация плана. Работа по теме.
- В одном городе Слов, там, где живут слова, высоко в горах в старинном замке ЛЛ живут очень дружные жители – слова с ...... (удвоенными согласными).
- Догадались? Какие это слова?
- А сейчас я назову некоторых жителей замка.
Элла, Нонна, ванная, класс,
Ссора, теннис и рассказ.
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
- Что это? (Стихотворение). Рифмуются последние слова.
- Давайте прочитаем несколько раз это стихотворение.
- Для чего мы это делаем? (Для запоминания – завязываем узелки на память).
- А какие слова с удвоенными согласными вы уже знаете? (суббота, коллекция и т.д.)
а) Словарная работа.
На доске слова с пропусками: класс, группа, суббота, Анна, телеграмма.
- Что общего у записанных нами слов? (удвоенные согласные – жители нашего замка).
- Какая проблемы стоит перед нами? (Запоминание их).
- А чтобы лучше запомнить их, проговаривая и записывая эти слова, давайте сделаем портреты этих жителей. Представим их образно.
- Значит, мы опять завязываем узелок на память.
- А для этого мы немного пофантазируем.
- Запишите с комментированием. В каком слове необходимо поставить ударение?
- А почему в остальных не надо?.
- Как вы понимаете значение слова телеграмма?
- Прочитайте в толковом словаре.
- Вам приходилось с мамами отправлять телеграмму?
- Какой образ-картинка у вас вызывает это слово. Давайте его изобразим.
Б) Формирование умения делить на слоги слова, переносить слова с удвоенными согласными.
Вернемся к замку Эль Эль. Все его жители были дружны. Но однажды они поссорились. Буквы – близнецы разошлись и не хотели жить вместе потому, что забыли правило переноса..
- Но чтобы правильно переносить слова, надо уметь делить их на слоги.
- Какое правило существует для определения количества слогов в слове?
- А вы знаете правило переноса слов?
- Какие ?
- Разбейте словарные слова вертикальной черточкой для переноса по слогам. (1 ученик у доски, остальные самостоятельно).
- Какие из этих слов можно переносить по-разному?
- Сравните с доской. Проверьте и оцените себя.
Так как же надо переносить слова с удвоенной согласной?
- Прочитайте на доске:
Эти буквы близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку
А с другой ее начни.
(жуж-жат, ал-лея...).
- Что нужно сделать, чтобы хорошо запомнить это правило? (Несколько раз повторить – завязать узелок на память).
в) Закрепление умения разбивать на слоги слова для переноса с удвоенной согласной.
Упр.188 с. 117.
- Спишите только те слова с удвоенными согласными, которые можно переносить.
- Разбейте их для переноса черточкой, например: ки-ло-грамм, кас-са.
- Проверьте себя и друг друга по образцу на доске. Оцените.
Пер-рон, ван-на, вож-жи (значение), ссо-ра, про-фес-сия, тон-на, дол-лар, шос-се, ап-пе-тит.
- Какие незнакомые слова вам встретились?
- Как их запомнить? (повторить,, некоторые нарисовать).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
г) Работа в группах.
- Какое словарное слово вы записали последним? (телеграмма).
- Жители замка Эль Эль любят путешествовать, заводить друзей и переписываться. Им очень захотелось с вами познакомиться и поэтому они прислали вам телеграмму, в которой просят составить, озаглавить и записать рассказ.
На экране:
кассе, купили, в, билеты, они;
в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город;
быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в;
подошел, перрону (значение этого слова), поезд, к;
смотреть, окна, из, вагона, приятно.
- Какие жители замка вам встретились в предложенных строчках?
- Прочитайте их еще раз.
- Для чего мы многократно перечитываем эти слова? (Для запоминания).
- Чтобы составить текст, надо вспомнить, что такое текст? Предложение?
- Сколько групп слов на доске?
Сколько должно получиться предложений?
- Какие правила написания предложений вы знаете?
- Прочитайте слова каждой строчки и назовите орфограммы.
Как можно озаглавить текст?
- Прежде чем составить и записать рассказ, что вы должны сделать? (Составить предложения и Пронумеровать их по порядку).
- Составьте в группах предложения и запишите рассказ.
в) Проверка.
- Как озаглавили рассказ? (Путешествие. Поездка. За городом.)
- По каким критериям будем оценивать составленный рассказ?
На экране появляется текст. Прочитайте вариант на доске. Сравните.
- А теперь по одному ученику от группы прочитайте текст, который у вас получился.
- Оцените себя. Вы согласны? Почему?
- Какие слова с удвоенной согласной вам встретились в тексте? (группа, касса, перрон, пассажиры).
- Вы запомнили как они пишутся?
5. Рефлексия.
- Какие слова с буквами- близнецами живут в замке ЛЛ?
- Как вы будете их переносить, чтобы они не ссорились?
- Как нам может пригодиться это умение?
- Ребята, какую проблему вы решали на уроке?
- Какие способы запоминания мы усвоили?
- Достигли ли цели?
- Посчитайте, кто набрал сколько баллов.
- 11-12 баллов – “5” Молодцы!
- 9-10 баллов – “4” Хорошо.
- Меньше 9 - Старайтесь.
- Подумайте, что помешало вам сегодня заработать “5” и “4”? Попробуйте определить причину.
- Посмотрите на наш план.
- Мы все успели? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Почему?
6. Д/З.
- Давайте еще раз вернемся к стихотворению в начале урока.
- Прочитайте его. Назовите некоторых жителей нашего замка.
- Вы смогли запомнить их?
- Составьте аналогичное стихотворение со словами на карточке:
Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.
- Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.
- одна черточка обозначает 1 слог,
‘ знак ударения
‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _
_ _ ‘ _ _ и рассказ,
‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,
_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.
Эмма, Инна, Анна, класс,
Телеграмма и рассказ,
Русский, касса, группа, тонна,
Пассажир, шоссе, колонна.