«Слова с удвоенными согласными». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными; развивать память, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение планировать свою работу , оценивать себя и друг друга..

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний. Чистописание.

На доске: бб жж кк лл мм нн пп сс

- Что вы записали? (удвоенные согласные).

- Буквы-близнецы.

- В каких словах встречаются удвоенные согласные? Приведите примеры таких слов.

- Как называются такие слова? (словарные).

3. Проблематизация.

Как вы думаете, почему люди делают ошибки в этих словах? ( идеи детей записываются на доске).

Можем ли мы сказать, что это для нас сложно и является проблемой? (да).

- А когда возникает проблема? В чем она? ( Мы не помним, как писать слова с удвоенной согласной, и как их переносить).

- Если мы не помним, то надо помочь своей памяти.

4. Целеполагание.

- Кто из вас сможет объяснить выражение “Завязать узелки на память”? Что это такое?

- Это означает, что человек может что-то специально сделать, чтобы потом все вспомнить.

- А как вы думаете, какие узелки на память могут помочь нам в запоминании слов с удвоенными согласными? (Я должен повторить, я должен зарифмовать, я могу нарисовать).

- Вы хотите научиться “завязывать узелки на память, чтобы лучше запоминать? (да).

- Тогда какую цель мы сегодня поставим на уроке? (Освоить способы запоминания написания и переноса слов с удвоенными согласными и применить их на практике.

- А для этого мы должны наметить план, по которому будем работать.

- Запишем его на доске.

- Чтобы достичь нашей цели, все ли пункты плана обозначены? Может надо что-то изменить? (Да, разбор предложения).

-Чтобы отработать наши узелки, нам необходимо выполнить соответствующие задания.

План на доске:

1. Узелок 1 - 2. (я должен повторить, я могу нарисовать).

А .Словарная работа (с удвоенными согласными). Оценка.

Б. Деление слов на слоги с удвоенными согласными, правило переноса. Оценка.

В. Составление текста с использованием слов с “буквами-близнецами”. Оценка.

Г .Закрепление правила переноса слов с удвоенными согласными. Оценка.

Д. Оценка всей работы. - Предлагаю таблицу для заполнения результатов и оценки своей работы в конце урока.

Задания Количество правильных ответов
Определение слов с удвоенными согласными (1 балл)  
Определение таких слов и умение их делить на слоги (5 баллов)  
Умение правильно переносить слова с удвоенными согласными (1 балл)  
Составление текста

По алгоритму.

(5 баллов)

 
Всего баллов  

3. Узелок на память ( я должен зарифмовать).

Е. Домашнее задание.

4. Реализация плана. Работа по теме.

- В одном городе Слов, там, где живут слова, высоко в горах в старинном замке ЛЛ живут очень дружные жители – слова с ...... (удвоенными согласными).

- Догадались? Какие это слова?

- А сейчас я назову некоторых жителей замка.

Элла, Нонна, ванная, класс,

Ссора, теннис и рассказ.

Пассажир, шоссе, программа,

Группа, касса, телеграмма.

- Что это? (Стихотворение). Рифмуются последние слова.

- Давайте прочитаем несколько раз это стихотворение.

- Для чего мы это делаем? (Для запоминания – завязываем узелки на память).

- А какие слова с удвоенными согласными вы уже знаете? (суббота, коллекция и т.д.)

а) Словарная работа.

На доске слова с пропусками: класс, группа, суббота, Анна, телеграмма.

- Что общего у записанных нами слов? (удвоенные согласные – жители нашего замка).

- Какая проблемы стоит перед нами? (Запоминание их).

- А чтобы лучше запомнить их, проговаривая и записывая эти слова, давайте сделаем портреты этих жителей. Представим их образно.

- Значит, мы опять завязываем узелок на память.

- А для этого мы немного пофантазируем.

- Запишите с комментированием. В каком слове необходимо поставить ударение?

- А почему в остальных не надо?.

- Как вы понимаете значение слова телеграмма?

- Прочитайте в толковом словаре.

- Вам приходилось с мамами отправлять телеграмму?

- Какой образ-картинка у вас вызывает это слово. Давайте его изобразим.

Б) Формирование умения делить на слоги слова, переносить слова с удвоенными согласными.

Вернемся к замку Эль Эль. Все его жители были дружны. Но однажды они поссорились. Буквы – близнецы разошлись и не хотели жить вместе потому, что забыли правило переноса..

- Но чтобы правильно переносить слова, надо уметь делить их на слоги.

- Какое правило существует для определения количества слогов в слове?

- А вы знаете правило переноса слов?

- Какие ?

- Разбейте словарные слова вертикальной черточкой для переноса по слогам. (1 ученик у доски, остальные самостоятельно).

- Какие из этих слов можно переносить по-разному?

- Сравните с доской. Проверьте и оцените себя.

Так как же надо переносить слова с удвоенной согласной?

- Прочитайте на доске:

Эти буквы близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку
А с другой ее начни.
(жуж-жат, ал-лея...).

- Что нужно сделать, чтобы хорошо запомнить это правило? (Несколько раз повторить – завязать узелок на память).

в) Закрепление умения разбивать на слоги слова для переноса с удвоенной согласной.

Упр.188 с. 117.

- Спишите только те слова с удвоенными согласными, которые можно переносить.

- Разбейте их для переноса черточкой, например: ки-ло-грамм, кас-са.

- Проверьте себя и друг друга по образцу на доске. Оцените.

Пер-рон, ван-на, вож-жи (значение), ссо-ра, про-фес-сия, тон-на, дол-лар, шос-се, ап-пе-тит.

- Какие незнакомые слова вам встретились?

- Как их запомнить? (повторить,, некоторые нарисовать).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

г) Работа в группах.

- Какое словарное слово вы записали последним? (телеграмма).

- Жители замка Эль Эль любят путешествовать, заводить друзей и переписываться. Им очень захотелось с вами познакомиться и поэтому они прислали вам телеграмму, в которой просят составить, озаглавить и записать рассказ.

На экране:

кассе, купили, в, билеты, они;

в, воскресенье, ребят, поехала, группа, за город;

быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в;

подошел, перрону (значение этого слова), поезд, к;

смотреть, окна, из, вагона, приятно.

- Какие жители замка вам встретились в предложенных строчках?

- Прочитайте их еще раз.

- Для чего мы многократно перечитываем эти слова? (Для запоминания).

- Чтобы составить текст, надо вспомнить, что такое текст? Предложение?

- Сколько групп слов на доске?

Сколько должно получиться предложений?

- Какие правила написания предложений вы знаете?

- Прочитайте слова каждой строчки и назовите орфограммы.

Как можно озаглавить текст?

- Прежде чем составить и записать рассказ, что вы должны сделать? (Составить предложения и Пронумеровать их по порядку).

- Составьте в группах предложения и запишите рассказ.

в) Проверка.

- Как озаглавили рассказ? (Путешествие. Поездка. За городом.)

- По каким критериям будем оценивать составленный рассказ?

На экране появляется текст. Прочитайте вариант на доске. Сравните.

- А теперь по одному ученику от группы прочитайте текст, который у вас получился.

- Оцените себя. Вы согласны? Почему?

- Какие слова с удвоенной согласной вам встретились в тексте? (группа, касса, перрон, пассажиры).

- Вы запомнили как они пишутся?

5. Рефлексия.

- Какие слова с буквами- близнецами живут в замке ЛЛ?

- Как вы будете их переносить, чтобы они не ссорились?

- Как нам может пригодиться это умение?

- Ребята, какую проблему вы решали на уроке?

- Какие способы запоминания мы усвоили?

- Достигли ли цели?

- Посчитайте, кто набрал сколько баллов.

  • 11-12 баллов – “5” Молодцы!
  • 9-10 баллов – “4” Хорошо.
  • Меньше 9 - Старайтесь.

- Подумайте, что помешало вам сегодня заработать “5” и “4”? Попробуйте определить причину.

- Посмотрите на наш план.

- Мы все успели? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Почему?

6. Д/З.

- Давайте еще раз вернемся к стихотворению в начале урока.

- Прочитайте его. Назовите некоторых жителей нашего замка.

- Вы смогли запомнить их?

- Составьте аналогичное стихотворение со словами на карточке:

Эмма, телеграмма, Инна, Анна, класс, касса, русский, группа, пассажир, колонна, шоссе.

- Расставьте в них слова так, чтобы была рифма и чувствовался ритм – как в стихотворении.

- одна черточка обозначает 1 слог,

‘ знак ударения

‘_ _, ’ _ _, ‘ _ _, _

_ _ ‘ _ _ и рассказ,

‘_ _, ‘ _ _ , ‘ _ _ , тонна,

_ _ ‘ _, _ ‘ _ , _ ‘ _ _.

Эмма, Инна, Анна, класс,

Телеграмма и рассказ,

Русский, касса, группа, тонна,

Пассажир, шоссе, колонна.

Презентация.