Дифферритмический подход на музыкально ритмических занятиях при работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Когда мы смотрим на празднике, как двигаются дети, мы обращаем внимание не на структуру двигательного действия, а оцениваем гармонию движения. Оцениваем целостно, не расчленяя на отдельные компоненты. Вместе с тем, педагог на музыкально-ритмических занятиях сталкивается с необходимостью развивать различные аспекты движения, индивидуально подбирая методы и приемы работы.

Способность двигаться ритмично, пластично и согласованно с другими членами детского коллектива – важнейшее качество, во много определяющее внешнее впечатление от выступления.

Помимо ритмичности и пластичности как аспектов целостного двигательного действия внимание профессионала привлекают и такие стороны как амплитуда, динамика и темп движения. Динамика (умение распределять усилия) и темп (длительность движения во времени), будучи теснейшим образом связанными друг с другом, определяют амплитуду, или общую свободу движения.

В нашей статье мы остановимся на таком важном качестве, которое необходимо вырабатывать на музыкально-ритмических занятиях, как ритмичность.

Ритмичность можно определить как оптимальное соотношение отдельных частей двигательного действия, которое определяет их непрерывность в течение определённого промежутка времени.

Повышению общего уровня ритмичности способствует развитие координации движений. Дошкольникам легче овладеть ритмом музыкально-ритмического упражнения или танца при его регулярности, размерности и строгом чередовании акцентов.

Любое чередование танцевальных элементов можно “прорисовать”, прохлопать, простучать или прошагать, что способствует лучшему запоминанию танца, упражнения.

Психологические особенности дошкольника не позволяют ему сразу подчинить свой ритм коллективному. Это возможно только при условии, что педагог подобрал для группы упражнение или танец с правильным, удобным изменением темпа, динамики, рациональным рисунком.

Дошкольник не умеет и не может сознательно подчинить свой ритм движения ритму коллективному, только естественное освоение внешнего и внутреннего ритма упражнения или танца может составить гармонию коллективного движения в дошкольном возрасте. Под внешним ритмом мы понимаем рисунок или непосредственно наблюдаемые проявления и характеристики движения. Внутренний ритм - это душевное состояние ребёнка, его настроение, понимание эмоциональной и сюжетной составляющей танца или упражнения.

Развитие ритмичности в дошкольном возрасте – сложная и многоплановая работа. К сожалению, мы должны констатировать, что особенности построения занятия в ДОУ не позволяют сконцентрироваться на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Как правило, только возрастная группа определяет содержание и способ предъявления материала.

Вместе с тем, доказано, что наибольших результатов в развитии ритмичности дошкольников можно добиться, если учитывать не только возраст, но и индивидуальную ритмическую группу.

Индивидуальная ритмическая группа – это совокупность музыкальных и двигательных ощущений чувства ритма ребёнка и особенностей высшей нервной деятельности.

Принято выделять несколько дифферритмических групп:

А – для данной группы характерна наивысшая чувствительность ритма, ребёнок чувствует и воспроизводит ритмический рисунок соответственно возрасту без усилий и напряжений.

В – для данной группы характерна высокая чувствительность ритма, ребёнок правильно чувствует ритмический рисунок соответственно возрасту, однако воспроизведение его требует определённых усилий или напряжения, старания, тем не менее ребёнок может справится без помощи педагога.

С – для данной группы характерно слабое ощущение ритма, ребёнок совершает ошибки при воспроизведении ритмического рисунка, ему требуется помощь педагога, так как самостоятельно дети данной группы не могут скорректировать ритмичность своих действий.

D – для данной группы характерно механическое копирование ритмического рисунка, без внутреннего его переживания, с многочисленным ошибками, ребёнок испытывает затруднения в коррекции своих действий даже при значительной помощи педагога.

Следует учитывать, что данные группы не зависят от возрастных групп, но при определении индивидуальной ритмической группы обязательно следует учитывать возраст. Возраст определяет сложность диагностического задания (музыкального материала).

Так, в младшей группе это может быть “Солнышко и дождик” М. Раухвергера, “Хлоп-хлоп” С. Перкио или “Танец с платочками” Б. Хорошко. В средней - “Бег врассыпную и ходьба по кругу” Т. Ломовой, “Отвернись-помирись” А. Жилинского или “У жирафа пятна” Е. Железновой. Для детей старших и подготовительных групп имеет смысл предлагать и более сложные произведения в качестве диагностического задания.

На протяжении дошкольного детства ребёнок может не единожды поменять свою индивидуальную ритмическую группу, на это во многом и направлена работа педагога на музыкально-ритмических занятиях.

Суть дифферритмического подхода – это параллельная работа с каждой из ритмических групп в рамках одной темы на музыкально-ритмическом занятии. Предварительное определение индивидуальных ритмических групп внутри одного возрастного потока поможет определить подгруппы, для каждой из которых можно подобрать свой музыкальный материал. При этом двигательный материал может быть единым и подбираться с учётом задач занятия и возраста.

Индивидуальная ритмическая группа определяет не двигательные возможности и способности ребёнка, а его возможности и способности музыкальной реализации двигательного задания, то есть соподчинения индивидуального ритма движения ритму музыкальному, а впоследствии и коллективному.

Представляется нелогичным и нецелесообразным предлагать единый усреднённый музыкальный материал, ориентируясь лишь на возраст воспитанников: для одних он окажется слишком лёгким и не позволит развиваться, а для других будет слишком сложным, что также будет тормозить развитие индивидуальных ритмических способностей.

Приведём для примера некоторые музыкальные произведения, подобранные не только с учётом возраста, но и дифферритмического подхода на музыкально-ритмическом занятии. Произведения даются в порядке возрастания сложности.

Младшая группа (3-4 года)

Ритмическая группа/произведение Темп Ритм Характер движений
D

К.Сен-Санс "Слон"

Медленный Вальсовый - однообразный Однообразные переваливания, топтания
C

Р.Шуман "Солдатский марш"

Умеренный Четкий, бодрый, отчетливый Нужно попадать движениями в ритм
B

Д.Кабалевский "Труба и барабан"

Не быстрый Подчеркнутый Наложение движений трубы на движения барабана
A

П.Чайковский "Мазурка"

Не очень скоро Синкопированный Чередование: прыжки, удары, галантные, легкие

Средняя группа (4-5 лет)

Ритмическая группа/произведение Темп Ритм Характер движений
D

С.Прокофьев "Шествие кузнечиков"

Быстрый Пунктирный ритм Четкий, маршеобразный
C

А.Гречанинов "На гармонике"

Быстрый Простой, четкий Чередуется: Веселый, шутливый, задорный/размашисто
B

М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

Очень быстрый Переменный; суетливый, простой Переменный: Неловкий, толкаются, суетливый, стучат клювиками / дрожат крылышки
A

Д.Кабалевский "Зайчик дразнит медвежонка"

Довольно быстрый Медвежонок: Четкий, однообразный

Зайчик: в 2 раза быстрее

Во 2 части накладываются друг на друга

Медвежонок: неуклюжий, неповоротливый

Зайчик: дразнится, кривляется

Во 2 части накладываются друг на друга

Старшая группа (5-6 лет)

Ритмическая группа/произведение Темп Ритм Характер движений
D

С.Прокофьев "Марш"

Умеренный Четкий, есть акценты, триоли, пунктирный ритм Вприпрыжку, прихрамывая, комичные
C

Д.Шостакович "Вальс-шутка

Оживленный Отрывистые звуки Игрушечный, механистический
B

К.Сен-Санс "Кенгуру"

Умеренный Переменный: четкий и с остановками С остановками и прыжками
A

Э.Григ "Танец эльфов"

Очень быстрый Четкий Легкие, воздушные

Подготовительная группа (6-7 лет)

Ритмическая группа/произведение Темп Ритм Характер движений
D

С.Майкапар "Гавот"

Оживленно Четкий Переменный: Изящный, плавный/ отрывисто, торжественно
C

Д.Шостакович "Шарманка"

Не очень скоро Четкий, однообразный Шутливый, задорный, танцевальный
B

К.Сен-Санс "Аквариум"

Медленный Нечеткий - пассажи Плавный, нежный
A

Э. Григ “В пещере горного короля” из сюиты “Пер Гюнт”

Умеренный Переменный: Маршевый, четкий, подчеркнутый/ танцевальный Отрывистый, комичный