Цели: подвести к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.
ЛИЧНОСТНЫЕ
- Формировать нравственно-этические ценности. (Понимание того, что в основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому)
- Самоопределение - ориентировать учащихся на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям при решении трудных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
- Целеполагание, планирование.
- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль процесса деятельности.
Познавательные
- Перечитывать текст с разными задачами.
- Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.
Коммуникативные
- Строить речевое высказывание в устной форме.
- Уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками.
- Отстаивать собственную точку зрения.
- Учить работать в группах.
Предметные
- Формировать умение ориентироваться в учебнике, пользоваться его справочным аппаратом.
- Формировать навык учебного чтения.
- Формировать умение понимать нравственный смысл произведения Т.Пономарёвой “Прогноз погоды”
Планируемые результаты
- Предметные: интерпретировать литературный текст (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного).
- Метапредметные: познавательные: ориентироваться в учебной книге, находить нужный текст по странице “Содержание”, быстро находить выделенный фрагмент текста, нужную информацию.
- Личностные: учиться самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Оборудование: учебник литературное чтение 1 часть (Н.А.Чуракова), русский язык 2 часть(М.Л.Каленчук), рабочая тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению 1 часть, презентация.
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям). Давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка всегда располагает к общению. (Дети садятся)
- Проверьте готовность к уроку.
- Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, поучительным)
- Как вы думаете, что для этого нужно? (Быстро чётко отвечать, внимательно слушать учителя, товарищей).
- У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течении всего урока на разных его этапах.
2. Актуализация знаний
Начнём наш урок с притчи (звучит мелодичная музыка, рассказывается притча): -Что такое притча? (Короткий назидательный рассказ). (Слайд 1)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал старик и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Грусть, третью – Красота, четвёртую – Обида, пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил мудрец, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему?
Ученики: Дружбу, так как без нее сложно прожить на Земле. Когда люди дружат друг с другом, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы.
Звучит музыка и продолжение сказки:
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку
- А без чего не бывает дружбы? (Без любви, добра, уважения, сострадания, терпения)
3. Подготовка к восприятию. Постановка учебной задачи.
Я не случайно рассказала вам эту притчу
Новую тему, друзья начинаем
Как называется тема, где мы узнаем.
Ученики: Нужно обратиться к содержанию учебника, стр.6
“Учимся любить” (Слайд 2).
Посмотрите на содержание этой главы какие виды работ там содержаться. -Предположите, чему будут учить произведения этой главы?
(Мы познакомимся с произведением и узнаем, что же лежит в основе любви).
- Как вы думаете, что такое любовь и что лежит в её основе?
(Это такие чувства. В её основе лежит дружба, взаимопонимание, уважение, сочувствие Любовь к себе, к жизни своей, нужно дорожить каждой минутой).
- Найдите в содержании главы фамилию автора и название первого произведения этой главы.
- (Татьяна Пономарёва “Прогноз погоды” стр.142) (Слайд 3)
- Давайте попробуем определить цель нашего урока. (Слайд 4)
(Цель:
- Что вы уже знаете об этой писательнице? (Слайд 5)
4. Работа по теме урока. Продолжим знакомство с творчеством писательницы. (Слайд 6) Откройте учебник на стр.142
Какое условное обозначение вы увидели?
(Поиск слов в Толковом словаре). (Слайд 7)
Найдите слова, которые отмечены для работы в Толковом словаре.
Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.
Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.
Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.
Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.
5. Решение учебной задачи.
Прежде чем мы начнём читать давайте обратимся к памятке “Учимся читать правильно”.
Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.
- Предположите, о чем или о ком речь пойдет.
- Прочитайте это произведение самостоятельно.
- Оправдались ли наши предположения?
- Определите, что это по жанру: небылица, сказка или рассказ.
(Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката
Летучей мыши на стр.116. Цель рассказа-
“рассказать случай из жизни (пусть даже
выдуманный), но так раскрыть характеры
конкретных людей).
Поднимите руку, кому понравился рассказ?
- Прочитайте высказывание после текста.
- Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)
- А о чём они, помнишь?
Вы видите условное обозначение, что оно означает? (Выскажи своё мнение)
- Ты узнаёшь Бабушку?
Выскажи свое мнение.
Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?
/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу. Она способна расслышать живой голос неодушевлённых вещей, прийти им на помощь).
6. Выборочное чтение
Что означает следующее условное обозначение. (Задание повышенной сложности)
- Чем на этот раз отличилась бабушка? (Она услышала снеговика).
- Прочитайте этот эпизод по ролям.
- Сколько действующих лиц участвует в этом отрывке? (Три: автор, снеговик, бабушка).
- А вы не услышали ведь снеговик и нас пригласил с вами отдохнуть и сделать физминутку.
Физминутка (Слайд8)
7. Закрепление изученного.
- Что же волновало снеговика? Почему бабушка загрустила? (Она стала переживать за снеговика, так как услышала по радио об оттепели)
- Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)
- Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)
- Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (Последнее предложение)
/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.
РАЗДЕЛЯЮ точку зрения бабушки и восхищаюсь её умением переживать и сопереживать окружающим, это и есть умение любить. /
Составление Синквейна.
- Давайте вспомним, что такое Синквейн? (В переводе с французкого пятистишье).
- Кто забыл, как работать в парах обратитесь к памятке.
- Работа в парах. (Запись на листиках)
- Взаимопроверка. (Слайд 9)
Бабушка
Внимательная, вежливая,
Приютила, позаботилась, пожалела
Наполняет дом теплом.
Любовь.
8. Продолжение работы по теме урока
Работа в тетради для самостоятельных работ стр.40
Работа в парах.
Прочитайте название произведения (Любовь матери).
- Кто придумал эту сказку? (Индейцы Нового Света) - название “коренного населения”
- Договоритесь в паре, кто будет читать, а кто будет слушать.
- Выполните задание к тексту.
- Подайте сигнал.
- В какой бы сборник вы поместили эту сказку. (Сказки народов мира).
Рефлексия (Слайд 10)
(Дети получают листочки в виде сердечек со словом “Любовь”)
- Подберите 2 прилагательных, которые характеризуют ваше отношение к этому слову и запишите их на сердечках.
Любовь
Светлая, чистая, добрая, нежная
Сострадает, сопереживает, верит.
Она когда-нибудь придёт.
Счастье.
Любовь
Настоящая, вечная.
Окрыляет, вдохновляет, мучает.
Вместе в горе и радости.
Испытание.
(Ваши сердечки прикрепим к дереву “Любви”) К концу изучения темы раздела мы составим с вами синквейн.
9. Подведение итогов урока. (Слайд11)
- Какую главу начали изучать?
- Чему учит это произведение? (Сопереживать окружающим и любить)
- Ребята, а как вы можете выразить свою любовь к природе?
(Посадить дерево, покормить птиц зимой, расчистить родник или просто не вредить ей, полюбоваться пейзажем за окном, т. е. прикоснуться к природе сердцем)
10. Заполните лист самооценки до конца (Слайд 12-13)
11. Домашнее задание
Закончу наш урок такими словами (Слайд15)
Мне хочется напомнить вам:
Учитесь искренне любить
И дружбой верной дорожить!