Открытый урок литературного чтения. УМК «Перспективная начальная школа». Тема: «Учимся любить. Татьяна Пономарева "Прогноз погоды"»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели: подвести к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Формировать нравственно-этические ценности. (Понимание того, что в основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому)
  • Самоопределение - ориентировать учащихся на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям при решении трудных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • Целеполагание, планирование.
  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль процесса деятельности.

Познавательные

  • Перечитывать текст с разными задачами.
  • Осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.

Коммуникативные

  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Уважительно вести диалог с учителем и одноклассниками.
  • Отстаивать собственную точку зрения.
  • Учить работать в группах.

Предметные

  • Формировать умение ориентироваться в учебнике, пользоваться его справочным аппаратом.
  • Формировать навык учебного чтения.
  • Формировать умение понимать нравственный смысл произведения Т.Пономарёвой “Прогноз погоды”

Планируемые результаты

  • Предметные: интерпретировать литературный текст (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного).
  • Метапредметные: познавательные: ориентироваться в учебной книге, находить нужный текст по странице “Содержание”, быстро находить выделенный фрагмент текста, нужную информацию.
  • Личностные: учиться самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Оборудование: учебник литературное чтение 1 часть (Н.А.Чуракова), русский язык 2 часть(М.Л.Каленчук), рабочая тетрадь для самостоятельных работ по литературному чтению 1 часть, презентация.

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.

Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения. Поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям). Давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка всегда располагает к общению. (Дети садятся)

- Проверьте готовность к уроку.

- Ребята, а каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, поучительным)

- Как вы думаете, что для этого нужно? (Быстро чётко отвечать, внимательно слушать учителя, товарищей).

- У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течении всего урока на разных его этапах.

2. Актуализация знаний

Начнём наш урок с притчи (звучит мелодичная музыка, рассказывается притча): -Что такое притча? (Короткий назидательный рассказ). (Слайд 1)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет мудрецу:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал старик и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к старику… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Грусть, третью – Красота, четвёртую – Обида, пятую – Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил мудрец, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему?

Ученики: Дружбу, так как без нее сложно прожить на Земле. Когда люди дружат друг с другом, они помогают друг другу, поддерживают в трудной ситуации, дают советы.

Звучит музыка и продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку

- А без чего не бывает дружбы? (Без любви, добра, уважения, сострадания, терпения)

3. Подготовка к восприятию. Постановка учебной задачи.

Я не случайно рассказала вам эту притчу

Новую тему, друзья начинаем

Как называется тема, где мы узнаем.

Ученики: Нужно обратиться к содержанию учебника, стр.6

“Учимся любить” (Слайд 2).

Посмотрите на содержание этой главы какие виды работ там содержаться. -Предположите, чему будут учить произведения этой главы?

(Мы познакомимся с произведением и узнаем, что же лежит в основе любви).

- Как вы думаете, что такое любовь и что лежит в её основе?

(Это такие чувства. В её основе лежит дружба, взаимопонимание, уважение, сочувствие Любовь к себе, к жизни своей, нужно дорожить каждой минутой).

- Найдите в содержании главы фамилию автора и название первого произведения этой главы.

- (Татьяна Пономарёва “Прогноз погоды” стр.142) (Слайд 3)

- Давайте попробуем определить цель нашего урока. (Слайд 4)

(Цель:

- Что вы уже знаете об этой писательнице? (Слайд 5)

4. Работа по теме урока. Продолжим знакомство с творчеством писательницы. (Слайд 6) Откройте учебник на стр.142

Какое условное обозначение вы увидели?

(Поиск слов в Толковом словаре). (Слайд 7)

Найдите слова, которые отмечены для работы в Толковом словаре.

Прогноз (с.149) – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.

Газон (с.132) – площадка в саду, парке, засеянная травой.

Антициклон (с.128) – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.

Оттепель (с.144) – теплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.

5. Решение учебной задачи.

Прежде чем мы начнём читать давайте обратимся к памятке “Учимся читать правильно”.

Посмотрите на иллюстрацию к произведению, на название.

- Предположите, о чем или о ком речь пойдет.

- Прочитайте это произведение самостоятельно.

- Оправдались ли наши предположения?

- Определите, что это по жанру: небылица, сказка или рассказ.

(Это рассказ. Вспоминаем содержание плаката Летучей мыши на стр.116. Цель рассказа- “рассказать случай из жизни (пусть даже выдуманный), но так раскрыть характеры конкретных людей).
Поднимите руку, кому понравился рассказ?

- Прочитайте высказывание после текста.

- Какие рассказы Татьяны Пономаревой уже читали? (“Автобус”, “В шкафу”)

- А о чём они, помнишь?

Вы видите условное обозначение, что оно означает? (Выскажи своё мнение)

- Ты узнаёшь Бабушку?

Выскажи свое мнение.

Сумеете подтвердить, что именно это именно та бабушка?

/ Бабушка обладает такими качествами, как фантазия и развитое воображение (она не удивляется, когда с ней заговаривает автобус или когда обнаруживает оркестр у себя в шкафу), сочувствие и внимательное отношение к ближним (она способна посочувствовать автобусу, ей неловко побеспокоить оркестр в собственном шкафу. Она способна расслышать живой голос неодушевлённых вещей, прийти им на помощь).

6. Выборочное чтение

Что означает следующее условное обозначение. (Задание повышенной сложности)

- Чем на этот раз отличилась бабушка? (Она услышала снеговика).

- Прочитайте этот эпизод по ролям.

- Сколько действующих лиц участвует в этом отрывке? (Три: автор, снеговик, бабушка).

- А вы не услышали ведь снеговик и нас пригласил с вами отдохнуть и сделать физминутку.

Физминутка (Слайд8)

7. Закрепление изученного.

- Что же волновало снеговика? Почему бабушка загрустила? (Она стала переживать за снеговика, так как услышала по радио об оттепели)

- Ее внуки верят в то, что она способна изменить погоду? Прочитайте (- Это ты постаралась? – спросили мы бабушку.)

- Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется? (с.143)

- Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу? (Последнее предложение)

/ Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Сила ее доброты, сопереживания и ответственности такова, что даже способна изменить погоду.

РАЗДЕЛЯЮ точку зрения бабушки и восхищаюсь её умением переживать и сопереживать окружающим, это и есть умение любить. /

Составление Синквейна.

- Давайте вспомним, что такое Синквейн? (В переводе с французкого пятистишье).

- Кто забыл, как работать в парах обратитесь к памятке.

- Работа в парах. (Запись на листиках)

- Взаимопроверка. (Слайд 9)

Бабушка

Внимательная, вежливая,

Приютила, позаботилась, пожалела

Наполняет дом теплом.

Любовь.

8. Продолжение работы по теме урока

Работа в тетради для самостоятельных работ стр.40

Работа в парах.

Прочитайте название произведения (Любовь матери).

- Кто придумал эту сказку? (Индейцы Нового Света) - название “коренного населения”

- Договоритесь в паре, кто будет читать, а кто будет слушать.

- Выполните задание к тексту.

- Подайте сигнал.

- В какой бы сборник вы поместили эту сказку. (Сказки народов мира).

Рефлексия (Слайд 10)

(Дети получают листочки в виде сердечек со словом “Любовь”)

- Подберите 2 прилагательных, которые характеризуют ваше отношение к этому слову и запишите их на сердечках.

Любовь

Светлая, чистая, добрая, нежная

Сострадает, сопереживает, верит.

Она когда-нибудь придёт.

Счастье.

Любовь

Настоящая, вечная.

Окрыляет, вдохновляет, мучает.

Вместе в горе и радости.

Испытание.

(Ваши сердечки прикрепим к дереву “Любви”) К концу изучения темы раздела мы составим с вами синквейн.

9. Подведение итогов урока. (Слайд11)

- Какую главу начали изучать?

- Чему учит это произведение? (Сопереживать окружающим и любить)

- Ребята, а как вы можете выразить свою любовь к природе?

(Посадить дерево, покормить птиц зимой, расчистить родник или просто не вредить ей, полюбоваться пейзажем за окном, т. е. прикоснуться к природе сердцем)

10. Заполните лист самооценки до конца (Слайд 12-13)

11. Домашнее задание

Закончу наш урок такими словами (Слайд15)

Мне хочется напомнить вам:
Учитесь искренне любить
И дружбой верной дорожить!

 Приложение 1

Приложение 2