Процессы модернизации образования требуют переосмысления его содержания и реализации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.
На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.
Есть необходимость на данном переходном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрет выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы:
- уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними;
- начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.
МБДОУ “ДС №7” уже много лет сотрудничает с МБОУ “СОШ №12”. Целью нашей работы является создание условий для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни. На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей.
Это направление предусматривает сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей. Работа включает совместное обсуждение мнений педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся, успешности школьной адаптации выпускников ДОУ - как результата преемственных связей. Проведение родительских собраний по вопросу подготовки детей к школе, открытых уроков и занятий с целью демонстрации педагогических подходов в работе с первоклассниками и обмена опытом, открытых занятий в подготовительной группе детского сада для учителей начальных классов с последующим совместным анализом и обсуждением, совместных праздников, спортивных развлечений “Богатырские потешки”, “Зимние забавы” и т.д. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп по школе. Проводятся беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали ДОО.
В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.
К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск точек соприкосновения ДОО и школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС ДО и НОО.
Целью инновационного проекта является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО.
Задачи инновационного проекта направлены на:
1. Изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС НОО (достижения, проблемы, перспективы).
2. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
3. Установление уровня преемственных связей ФГОС ДО И НОО.
4. Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5. Разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС.
6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи первого этапа:
1. Провести анализ ресурсных возможностей ОУ (кадровых, методических, материально-технических, финансовых) для реализации задач инновационной деятельности.
2. Разработать программу инновационного проекта, определить его участников.
3.Разработать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность ДОО (“дорожная карта” введения ФГОС), формы договоров с родителями, должностные инструкции педагогов и сотрудников и т.д.).
4. Организовать положительную мотивацию участников инновационного проекта к реализации поставленных задач, разработать и согласовать их функциональные обязанности.
5. Провести информационную работу, связанную с ознакомлением педагогической общественности с целями, ходом и результатами первого этапа инновационного проекта.
6. Разработать модель выпускника ДОО в соответствии с ФГОС ДО и НОО.
Задачи второго этапа:
1. Провести рефлексивный анализ хода первого этапа реализации инновационного проекта, семинары, круглые столы, конференции по обмену опытом работы для выявления затруднений, своевременной коррекции.
2. Внести коррективы в документацию, регламентирующую деятельность ДОО по введению ФГОС ДО.
3. Разработать методические рекомендации.
4. Провести городской семинар с демонстрацией опыта работы ДОО по данному направлению.
Задачи третьего этапа:
1. Обобщить опыт работы по обеспечению преемственности между ДОО и начальной школой (презентации, мастер-классы, доклады, публикации) на муниципальном и региональном уровнях.
2. Оформить методические рекомендации по итогам инновационной деятельности:
- Методические рекомендации к организации образовательного процесса в ДОО (по конструированию вариативных моделей образовательной деятельности (планы, конспекты, сценарии).
- Рекомендации к организации работы с кадрами в условиях введения ФГОС.
- Программа преемственности между ДОО и начальной школой.
Ожидаемый результат:
Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.
Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т.к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.